Апология
Православия
21 века
Люди
имеют
тенденцию к
узколобости.
Им нравятся
уже
пройденные
пути и не
нравятся еще
не
пройденные.
Освоив
парадигму,
человек не
хочет
проверять ее.
Научившись
справляться
с проблемами
посредством
воли, человек
не хочет попробовать
победить
другого рода
проблему
постом.
Постящийся
постится во
всех случаях,
и не хочет
попробовать
сосредоточение.
Научившийся
решать
проблемы
сосредоточением,
решает их
именно так, и
не подумает прибегнуть
к астрологии.
Астролог
невежествен
в вопросах
современной
науки, зато
точно знает,
какое
положение
планет что
позволяет. Ученый
не станет
прибегать к
методам
религии. Тот,
кто силён в
религии, ни
за что не
прибегнет к
магии. И так
далее.
Взгляните на
любую
перепалку,
любой
конфликт
мнений. Он заключается
обычно в том,
что один
человек говорит
другому
(часто
надменно,
свысока) - я же
точно знаю
то-то, зачем
ты мне
говоришь о другом?
Я точно знаю,
что
Украина/Россия
права, зачем
мне слышать
противоположное?
Я точно знаю,
что
наука/религия
просвещает
человека и
слышать не
хочу ничего
иного. И так
далее, в том
же духе.
Именно
поэтому сокровища
знания и
опыта
остаются
недоступны
большинству
людей. Люди
даже не хотят
попробовать.
Для оценки
масштабов
этого явления
приведу
только один
пример.
Абсолютно у
всех людей
около 50 лет
портится
зрение, что
доставляет
изрядный
дискомфорт.
Все слышали о
гимнастике
"для
дальнозорких",
которая
позволяет
значительно
улучшить его.
Эту
гимнастику
не делает
практически
никто.
Православие,
определённо,
стало одной
из жертв
такого
подхода к
делу. Люди
видят "плохих
попов",
какие-то
поступки РПЦ,
как организации,
и
отказываются
вникать в
религию. Послушайте,
но если у вас
в школе был
очень плохой
учитель
физики -
разве это
дискредитирует
физику, как
науку? То же
самое и тут.
Православие -
это религия с
набором
духовных
методов.
Организация
РПЦ имеет
лишь косвенное
отношение к
Православию.
Случай из
жизни.
Сотрудница
говорит:
"Терпеть не
могу ходить в
церковь, там
все
лицемеры". Я
ей отвечаю: "В
этом легко
разубедиться.
Сходите,
постойте
полную
службу
несколько
воскресений
подряд". Она
пошла. Через
месяц пришла
признавать
свою
неправоту.
Я буду
в этом тексте
говорить о
Православии
и его истине.
Речь не будет
идти о
Патриархе, о
нехороших
священниках,
о событиях из
жизни РПЦ. Разговор
пойдет о
сущности
Православия,
о методе и
принципе
православной
духовной жизни,
и только об
этом.
Начнем
с того, что
человечество
в целом находится
в тяжелом
состоянии.
Люди не
отличают
хорошего от
плохого,
гонятся за
исполнением
собственных
желаний,
пренебрегают
исполнением
долга, одержимы
злобой,
жадностью и
ненавистью.
Как изменить
это
положение
вещей? К
счастью, на
белом свете
есть
довольно
много людей,
беспокоящихся
об этом. И они
предпринимают
разные
усилия, чтобы
жизнь стала
лучше. Билл
Гейтс
пожертвовал
40 миллиардов
долларов на
благотворительность.
Сатьянанда
Сарасвати
написал
десятки книг
о йоге, в
которых рассказал,
как достичь
самадхи
замечательно
простым
языком. Шейх
Дубая так
управляет своим
эмиратом, что
ходит по
улице без
охраны и его
все обожают.
Но пока что
всего этого
хватает лишь
для
локальных
небольших
изменений к
лучшему.
Давайте
на минуту
поставим
себя на место
Бога. Мы
можем всё. Но
не хотим
насильно
изменять
однажды
созданных
людей. А
хотим при этом,
чтобы люди
добровольно
становились
лучше.
Значит,
задача -
сформировать
обстоятельства,
которые
подталкивают
к прогрессу.
Поэтому мы не
дадим людям
плоды без
труда (иначе
все
поголовно
погрузятся в
лень),
изобретем
деньги (за
которые есть
стимул
биться) и
дадим
короткую
жизнь - чтобы
человек,
ставший на
неверный
путь, не мог
заблуждаться
и
терроризировать
окружающих
слишком
долго. Всё
это, как
видите, сделано.
Заборчики
есть. Что
дальше?
Теперь нужно,
чтобы в
течение
жизни у
человека был
метод
улучшения
себя.
К
счастью,
таких методов
много.
Методов
много, однако
во всех этих
методах есть
общее: -
отречение от
мира и себя -
развитие
способности
сосредоточения
и
рассредоточения
-
сосредоточение
на Боге.
Знакомый
йог дал совет
- всерьез
заняться раджа-йогой.
Конечно, этот
ответ включает
три
указанных
компонента и
очень хорош...
для тех, кто в
силах им
воспользоваться.
А таких людей
немного. От
силы один из
ста человек
занимается
йогой. От
силы один из
ста занимающихся
всерьез
имеет в виду
достижение
Нирваны. И,
конечно, было
бы хорошо,
если бы один
из сотни
серьёзно
занимающихся
достигал
цели. По моим
приблизительным
подсчетам
получилось
один на
миллион. Поздравим
йога,
который, по
его словам,
стал одним из
миллиона и
зададим
вопрос: а что
же делать тем
999999, которые не
достигли
Нирваны? У
йога, похоже,
нет никакого
ответа. Возможно,
он не в курсе,
что Бога
интересует
спасение
ВСЕХ. Библия,
Книга
пророка Ионы:
"Тогда
сказал
Господь: ты
сожалеешь о
растении, над
которым ты не
трудился и
которого не растил,
которое в
одну ночь
выросло и в
одну же ночь
и пропало:
Мне ли не
пожалеть Ниневии,
города
великого, в
котором
более ста
двадцати
тысяч
человек, не
умеющих отличить
правой руки
от левой, и
множество
скота?"
К
счастью, на
свете есть и
другие
методы, помимо
раджа-йоги.
Думаю, что не
погрешу
против
истины, если
скажу, что
основым
духовным
методом
является
бхакти-йога в
форме
религии.
Действительно,
в традиционной
йоге
сосредоточение
тренируется
в прямом
смысле,
понуждением
внимания.
Внимание
сопротивляется
и
рассеивается.
Отречение от
мира
является
плодом
высокой
философии
или же чем-то
принудительным.
И опять этому
сопротивляется
душа
нормального
человека: отрекаться
от Солнца,
воздуха,
моря, детских
криков,
любви,
домашнего
тепла,
прекрасного
спектакля,
нового
айфона,
трущегося о
ногу кота,
запаха травы
и всего,
всего, чем
богат мир -
нет, душа
считает это
глупым и
неестественным.
Тем не менее,
подобное
насилие над человеческой
природой
возможно, при
одном важном
условии - что
ищущий имеет
предварительную
глубокую,
твёрдую
уверенность,
что это ему
нужно, а
значит,
пред-знание
духовной
цели. Как вы
понимаете,
такая
мотивация
есть далеко
не у каждого.
В
религии же
все
происходит,
напротив,
очень
естественно
для души.
Религия это
любовь. Когда
любовные узы
начинают
связывать вас
с образом Божества,
сосредоточение
на Боге
происходит
само собой.
Любой
человек,
который
влюблялся,
понимает, что
влюбленному
не нужно искусственное
сосредоточение.
Он и так
беспрерывно
думает о
предмете
любви,
никакого дополнительного
усилия не
нужно. Также
влюбленный
не нуждается
в
специальном
отречении от мира,
потому что,
когда
влюблён, ты
не думаешь ни
о еде, ни о сне,
ни о доме, ни о
работе, а только
и
исключительно
о предмете
любви, который
держится в
уме и сердце,
как
наваждение.
Фактически,
весь мир
выпущен из
вида, потерян
для того, кто
влюблён всем
существом.
Таким
образом,
религия, в её
изначальном,
правильном
понимании,
является
естественной
дорогой для
большинства
людей. Не для
всех. Увы,
есть бедняги,
которым путь
Любви к Богу
недоступен в
силу склада
их сознания,
натуры.
Но
ведь религии
есть разные,
скажете вы. И
чем же
Православие
лучше прочих?
Для начала вспомним,
что
Православие
это
разновидность
христианства.
И давайте
сравним
христианство
с другими
религиями.
Индуизм.
Величайшая
из мировых
религий, содержащая
полноту
знания о
Боге, стала
непрактичной
в настоящее
время
(мусульманство
недаром
теснит ее в
Индии), так
как не рассчитана
на людей,
неспособных
встать в пять
утра для
духовной
практики,
стремящихся к
деньгам и
озабоченным
сексом. Вы
говорите, все
люди таковы и
есть? Но
проблема в
том, что эта
религия
рассчитана
на людей,
которые были
другими.
"Пусть я буду
проклят, если
хоть раз в
жизни
посмотрел с
вожделением
хоть на одну
женщину,
кроме своей
жены" - говорит
Арджуна. Для
таких людей
такого сорта,
как Арджуна,
эта религия.
Современному
нечистому
человеку
пытаться
следовать ей
- все равно,
что
накладывать
лекарство на
кожу, обильно
вымазанную
мазутом. Не
работает.
О
зороастризме
говорить не
буду: он
силен в астральном
мире, но на
земле его
практически
нет.
Иудаизм,
шинтоизм и
другие
религии
отдельных
народов
могут быть
хороши сами
по себе, но
никак не
годятся в
качестве
всеобщего инструмента:
в эти религии
нет
свободного входа,
они только
для
отдельных
народов.
Буддизм.
Очень, очень
неплохо.
Буддисты,
которых я
встречал,
были
доброжелательными
и
уравновешенными
людьми.
Правда... назвать
себя
буддистом
слишком
легко, и непонятно,
действительно
ты буддист
или это так,
прикол.
Ричард Гир,
Стив Джоббс,
Борис Гребенщиков
как-то очень
легко
провозгласили
себя
буддистами.
Мусульманство.
К сожалению,
эта религия
мало что
требует от
человека, не
особо меняет его
натуру. Но уж
конечно, она
лучше
атеизма.
Лучше быть
плохим
верующим, чем
никаким. К счастью,
важнейшая и
актуальнейшая
истина
нашего
времени, о
повторении
Имени Бога, в
мусульманстве
содержится:
“Кто
запомнит 99
имен Аллахa и
будет часто
повторять их,
тот
обязательно
войдет в Рай”.
О
религиях
ненастоящих
(бахаи,
кришнаиты, толкиенисты),
в которых не
было святых,
я говорить не
буду.
Чем
выгодно
отличается
христианство
от всех
перечисленных
религий?
Давайте для
начала
рассмотрим
крест, как
основной
символ
христианства,
потому что в
кресте
заключена
сущность
этой религии.
Символом
чего
является
крест? Крест,
на деле,
состоит из
двух
символов:
вертикальной
черты и
горизонтальной
черты.
Вертикальная
черта - это
самый
простой из
возможных символ
жизни.
Стоящий
человек,
растущая травинка,
дерево.
Горизонтальная
черта - это самый
простой,
какой только
можно
придумать, символ
смерти. Труп,
сорванная
травинка, срубленное
дерево. Таким
образом
крест - это вертикальная
черта,
перечеркнутая
горизонтальной.
Иными
словами -
умерщвление
жизни. Это и
есть суть
христианства.
Да-да. Удивлены?
А чего иного
ждать от
религии,
основатель
которой был
убит, у
которого
отобрали жизнь?
"Распни
ветхого
человека на
кресте" -
завещали
Отцы Церкви.
"Возьми свой
крест и иди
за мною" -
говорил
Иисус.
Глубокий
смысл
состоит в
том, что
распять
можно только
смертную,
человеческую
составляющую.
Божественная
составляющая
бессмертна.
Уничтожая
низшее, мы
освобождаем
высшее. Итак,
в чем суть
Христианства?
В
уничтожении
низшего "я",
ложного эго
человека.
Я
полагаю
очевидным,
что как
тенденция,
уничтожение
самости -
самый
актуальный
вопрос
нашего
времени. Да,
возможно
низшее "я" Билла
Гейтса, Дмитрия
Лихачева,
Далай Ламы и
Сатьянанда
Сарасвати не
нуждаются в
таком
лечении. Но
подавляющее
большинство
людей -
нуждаются. Наглость,
глупость,
агрессия,
самомнение,
лень,
жестокость,
жадность,
лживость,
вожделение,
гордыня -
отлично
лечатся
уничтожением
низшего "я".
Более того, я
не вижу, чем
еще можно
было бы
вылечить
этот букет. Я
считаю метод
христианства
единственным
лекарством
нашего
времени. Даже
буддизм не
может тягаться
с ним по
эффективности,
не говоря уже
об остальных
религиях.
Если вы
видите иной
эффективный
метод
противостояния
перечисленным
мной
тенденциям -
расскажите мне.
Теперь
спустимся
ниже. Почему
именно Православие
самая
эффективная
ветвь
христианства?
Напоминаю,
речь об
эффективности
духовного
результата,
не мирской
жизни. В мирском
успехе
православные
страны,
конечно,
проигрывают.
О догмах я
также
говорить не
собираюсь,
оставляю
обсуждение
Филиокве тем,
кому нечего
делать.
Протестанты
вообще, и
баптисты в
частности. Я
не буду
описывать
протестантизм,
кто не знает
его
признаков,
легко может
найти их в
Википедии, и
не только.
Просто
перечислю те
признаки,
из-за которых
Протестантизм
проигрывает
Православию,
как духовный
метод.
Отсутствие
церковного
брака.
Отсутствие
святых: им не
молятся, их
мощи не
считаются
святыней.
Отсутствие
икон, ладана,
красивого
убранства
молитвенного
дома. Почему
все это важно
- объяснение
ниже.
У
католиков
дела обстоят
лучше. Но, увы,
многое
повреждено
рациональным,
разумным, современным
подходом.
Приведу
пример, с
которым
столкнулся
лично в
Испании, в
Бенидорме.
Католический
собор. Можно
поставить
свечку.
Красивый
электрический
прибор с
монетоприемником.
Наверху
свечи
разного
размера. В
зависимости
от
достоинства
брошенной
монеты
загорается
электрическая
свечка (в ней
лампочка) и
горит
какое-то
время. Чем больше
денег - тем
дольше.
Модернизация
прекрасная...
с
рациональной
точки зрения.
Чисто, не капает
воск, нет
чада, нет
опасности
пожара, не
нужен
человек,
торгующий
свечами. Но:
убран живой
огонь, с его
силой, с его
магией, его действием
на невидимый
мир. Другой
пример: в
православных
церквях во
время службы
стоят. В
католических
большую
часть службы
можно сидеть.
Сидеть,
конечно,
гораздо
удобнее, чем
стоять. Но
вот в чем
дело: самое
обычное
стояние - это
йоговская
поза, которая
служит
нагнетанию
духовной
энергии. И
этого не
происходит,
если человек
сидит. У
католиков во
время
Великого
Поста допускается
рыба и
курятина,
пост у них
это воздержание
от говядины,
и свинины. Но
курятина и
рыба - это
такие же
плоды
убийства, как
и другие виды
мяса. И так
далее. В
общем и в
целом:
рациональный
ум западной
цивилизации
много что
попортил в
Католичестве.
Вы еще
не забыли,
какая задача
стоит перед нами
изначально?
Сосредоточение
на Боге и отречение
от мира.
Православие
выполняет эту
задачу мягко
и тотально.
Человек
снабжен пятью
чувствами. И
Православие
задействует их
все. Человек
идет к храму,
наблюдает зрением
его внешнюю
красоту.
Заходит в
храм, чувствует
обонянием запах
благовоний,
становится
на колени, крестится,
целует икону,
посвящая осязание
Богу. Слух слышит
хоровое пение
"Иже
херувимы..." и
др. Вкус чувствует
просфору, или
причастие
или святую
воду. Все
пять чувств
освящаются
во время
службы.
Протестанты
не считают
нужным
освящать
зрение и
обоняние -
это
очевидный
проигрыш.
День
православного
начинается с
утренней молитвы,
которая
освящает
день,
заканчивается
день
вечерней
молитвой,
которая
освящает
ночь. В
воскресенье
православный
посещает
службу,
освящая
начинающуюся
неделю. Среди
дня или
вечером в
семье читают
вслух главу
из Евангелия.
Слушание
Евангелия,
которое повествует
о Боге,
неминуемо
освящает ум.
Православный
состоит в
церковном
браке, что освящает
его интимную
жизнь. Когда
у православного
рождаются
дети, он
крестит их и
освящает их
для Бога.
Перед едой
читается молитва
на освящение
пищи. Во
время
исповеди человек
исследует
поведение,
находит дурное,
отказывается
от него,
освящая свое
поведение.
Вы
видите,
насколько
совершенен
метод Православия?
Вы видите,
как легко,
разумно, всесторонне
Православие
умеет вести
обычных
людей к к
духовным
вершинам?
Упреки в адрес
Патриарха,
отдельных
священнослужителей,
чиновников,
Президента,
лично в мой - никак
не
дискредитируют
Православие.
Если ваш
сосед на
“Мерседесе”
постоянно
попадает в
ДТП, это не
значит, что
“Мерседес”
плохая
машина, а
только что
сосед плохой
водитель.
Главное
- что икону
поднял народ.