Сказки Коми            О Коми      Мышь и сорока      Седун                  О Коми                  Республика Коми - суверенное государство в составе Российской Федерации. Столица - город Сыктывкар. Важнейшие исторические даты.      22 августа 1921 г. - образование в составе РСФСР Автономной области Коми (зырян). 5 декабря 1936 года преобразование в Коми АССР. 29 августа 1990 г. принятие декларации о государственном суверенитете Коми АССР .26 мая 1992 г. - преобразование Коми АССР в Республику Коми.      Древнейшие люди на территории Коми края появились около 300 тыс. лет тому назад . Аборигены Коми края, называемые в коми народных преданиях чудью, появились в бассейне р. Вычегды во второй половине 1 тыс. н. э. Первые упоминания о землях, заселенных древними коми, встречаются в русских летописных хрониках 12 в. В них указывалось, что основными занятиями местных жителей были охота и рыболовство. Товарное значение имела прежде всего пушнина. Она рассматривалась как основной продукт, вывозимый из Коми края иностранными купцами в обмен на изделия из бронзы, драгоценных металлов и камней. Развивалось земледелие, скотоводство, собирательство, а также мелкие ремесленные производства. С 12 века Коми край неизменно входил в состав Новгородских владений. В течение 12-13 веков основным соперником Новгорода за обладание северо-восточными землями было Владимиро-Суздальское княжество. В 14 в. суздальские владения были включены в состав выросшего и окрепшего Московского княжества. В 14-15 в.в. в результате упорной борьбы между Москвой и Новгородом этническая территория коми была окончательно присоединена к Великому княжеству Московскому и с конца 15 в. стала неотъемлемой частью Русского централизованного государства. Вхождению Коми края в состав Русского государства в немалой степени способствовала христианизация его населения в форме православия, проводником которой выступил устюжский монах Стефан.      Промышленность в Республике Коми имеет давнюю историю. Край издревле привлекал внимание русских князей и царей не только пушниной. Для чеканки монеты на Московском монетном дворе требовалось много серебра. На Руси месторождений последнего не имелось. Между тем уже с первой четверти 13 столетия ходили слухи о том, сто серебро и медь есть на далекой северной речке Цильме. Для поисков и разработки серебряной и медной руды Иван 3 весной 1491 г. отправил на Цильму экспедицию. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Московском государстве. Затем были найдены залежи каменного угля, нефти и газа, золота.      Произведения народного творчества, отражающие национальную специфику разнообразны. Это ткачество, вышивка, изделия из бересты и дерева, гончарство, обработка металла, на севере - обработка меха .      Устраивать качание на качелях с наступлением весеннего тепла - древняя традиция многих народов, в том числе финно-угорских, к коим относится и коми народ. В традиционных представлениях земледельческих народов качели были магическим средством увеличения плодородия. Качели были одним из любимых развлечений у сельской молодежи коми во время пасхальных гуляний. Поставить качели старались до наступления рассвета - так, чтобы никто не видел самого процесса их возведения. Место для качелей выбирали в центре села, около церкви, либо за селом - на прибрежных лугах. На больших пасхальных качелях разрешалось качаться только неженатой молодежи.      В 1987 году в культурной жизни Республики Коми произошло событие, значимость которого во многом еще предстоит оценить: изд-во Наука выпустило том под названием Коми народный эпос . Почти полтора столетия потребовалось для того, чтобы сочетание редкой научной удачи и личного энтузиазма сделало возможным открытие, сопоставимое с публикацией в прошлом веке в Финляндии эпоса Калевала . Собрал, обработал и издал свод коми эпических текстов доктор филологических наук, профессор Анатолий Константинович Микушев.      Выдающиеся деятели Республики коми: Коми писатель и ученый энциклопедист К.Ф.Жаков, всемирно известный социолог П.А. Сорокин после революции оказался в Европе, а затем в Америке, где преподавал в Гарвардском университете. Первый коми поэт, основоположник коми национальной литературы, ученый-лингвист Иван Алексеевич Куратов. Виктор Савин - коми поэт, драматург, журналист, композитор, известный общественный деятель 20-30-х годов. Драматург Н. Дьяконов - автор известной пьесы Свадьба с приданым .                  Мышь и сорока                  Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:      - Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.      Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.      Пришла мышь домой, стучится:      - Сестрица-сорока, открой!      Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки.      Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:      Мышь плывет-качается:      Лодка у нее - сорочья грудина,Весло - бобровый хвост,Шест - выдрин хвост,Парус-соболий хвост.      Под крутым бережком подгребет,Под песчаным бережком - подтолкнет.      Идет навстречу заяц, говорит:      - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.      - Не возьму, лодка у меня маленькая.      - Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою...      - Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоем, мышка опять запела:      Мышь плывет-качается:      Лодка у нее - сорочья грудина,Весло - бобровый хвост,Шест - выдрин хвост,Парус - соболий хвост.      Под крутым бережком подгребет,Под песчаным бережком - подтолкнет.      Повстречалась им лиса, говорит:      - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.      - Не возьму, лодка у меня маленькая.      - Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою...      - Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроем, мышка опять поет свою песенку:      Мышь плывет-качается:      Лодка у нее - сорочья грудина,Весло-бобровый хвост,Шест - выдрин хвост,Парус - соболий хвост.      Под крутым бережком подгребет,Под песчаным бережком - подтолкнет.      Повстречался им медведь, говорит:      - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.      - Не возьму, лодка у меня маленькая.      - Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.      - Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.      - Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!                  Седун                  Жил-был крестьянин. Было у него три сына: старший - Василей, средний - Пёдор и младший - Иван. Был Иван седуном, с печи не слезал, все сидит там, бывало, да глину колупает. А два других брата - те не глупые, толковые. Вот заболел как-то отец, совсем ослабел. Позвал сыновей, говорит:      - Ну, сыновья мои, видно, помирать мне пришла пора, не поправлюсь уже. Похороните меня, а потом три ночи навещайте могилу. В первую ночь пусть Василей придет, во вторую - Педор, а после и ты приходи, Седун.      Так простился отец с сыновьями, да тут же и отошел. Похоронили они его честь по чести. Наступил вечер, пора идти на могилу старшему сыну.      Василей и говорит:      - Не сходишь ли ты, Седун, на могилу отца вместо меня? Я куплю тебе за то красную рубаху.      - Ладно, схожу,- согласился Седун. Давно он заглядывался на красную рубаху. Собрался не мешкая и пошел.      Проспал ночку на могиле отца Седун, а утром отец подарил ему красного красавца коня. Доволен Седун. Отвел скорей коня к ручью, сам же как ни в чем не бывало пошел домой.      Вот вторая ночь приближается, надо идти на кладбище среднему брату - Педору. Вечером просит Педор Седуна:      - Не сходишь ли ты, Иван, вместо меня на могилу? Я справлю тебе за это пару сапог.      - Схожу,- опять согласился Седун. И на что ему вроде сапоги? Никуда ведь не ходит. Да, видно, надо и ему покрасоваться - пошел.      Проспал Седун вторую ночь на могиле отца, утром получил в подарок серого коня. Седун рад, отвел и этого коня к ручью.      Когда приблизилась третья ночь и настал черед самого Седуна идти на кладбище, он подумал, что теперь уж никто ему за это не заплатит. Поплелся, однако, проспал на могиле отца и третью ночь. Утром отец подарил младшему сыну вороного коня. Отвел Седун и воронка к тому же ручью.      А той стороной правил царь, и было у царя три дочери: Марья, Василиса и Марпида. И пришла им пора выбирать себе женихов. Царь дал девицам по шелковому платку: одной красивый-прекрасивый платок, другой еще краше, а младшей, Марпиде-царевне, самый красивый, весь огнем горит.      Утром вывесила на балкон свой платок старшая дочь.      - Кто достанет платок,-объявили по всему царству,- тому и быть женихом!      Услыхал это народ - со всех сторон ко дворцу потянулся. Братья Седуна тоже засобирались.      Может, и нам счастье улыбнется! - думают про себя.      Увидел их сборы Седун, запросился:      - Братья, не возьмете ли и меня с собой? Те только смеются:      - Куда тебе, дураку! Сидел бы уж на печи. Запрягли они в сани старую отцовскую клячу и поехали.      А Седун пошел к ручью, кликнул там красного коня и влез ему в ухо.      В одном ухе попарился-помылся, в другом - оделся-обулся и вышел такой красивый да сильный - молодец молодцом!      Вскочил молодец на коня и вскоре догнал своих братьев - они на кляче-то недалеко и уехали. Догнал и, не останавливаясь, только наклонившись, ударил на скаку по уху одного брата, ударил другого и просвистел мимо. Повалились братья на колени.      - Свят, свят,- говорят,- никак, Илья-пророк промчался!      А Седун промчался к цареву дворцу, выше балкона подпрыгнул, но платок оставил, не взял.      Дивится народ:      - Вот ведь может, а не берет!      Наверно, какой-нибудь счастливец и достал потом этот платок, но Седун не видел. На обратном пути он еще раз повстречал своих братьев, опять дал по уху одному и другому. Повалились братья на колени.      - Свят, свят,- говорят,- и верно Илья-пророк, как застращал!      Когда братья домой воротились, Седун на печи лежал - он давно уж прискакал, коня к ручью отпустил, а сам на свое место влез.      - Ну, братцы, что видели-слышали? -спрашивает.      - Ничего не видели,- говорят.- Кто-то снял уж платок, не про нас он, видно... Только Илья-пророк по дороге проскакал мимо, застращал нас сильно.      - А я так никакого грома не слышал. Сидели бы и вы дома-лучше было бы,-говорит Седун. На другой день средняя дочь вывесила платок. Братья опять собрались- может, на этот раз повезет. Попросился было Седун:      - Возьмите и меня!      Да они только рассмеялись:      - Молчи уж, дурак, куда ты пойдешь! Лежи себе на печи.      Запрягли свою клячу и поехали.      Слез Седун с печи, пошел к ручью, кликнул другого коня, серого. В одно ухо влез - помылся-попарился, в другом оделся-обулся, опять сильным да красивым молодцом явился. Вскочил на серого коня и поскакал. Как догнал братьев, опять, не слезая с седла, одному дал раз, другому, повалились они на колени.      - Свят, свят! - крестятся.- Илья-пророк промчался, совсем застращал нас!      А Седун подъехал к балкону, подпрыгнул и опять, как в прошлый раз, не взял платок, только глянул.      Подивились люди:      - Вот ведь каков: мог взять платок, а не снял! Поскакал Седун обратно. Глядит: братья его все еще к цареву дворцу едут. Опять почтил их Седун затрещинами, повалились они на колени, шепчут:      - Свят, свят! Да ведь в самом деле Илья-пророк!      Скоро ли, не скоро, воротились братья домой. Седун спрашивает с печки:      - Ну, братья, достался ли сегодня платок?      - Не достался нам, кто-то снял уже,- отвечают братья.- Только Илья-пророк скакал мимо, опять нас стращал...      - А я так ничего не слышал,- говорит Седун.- Сидели бы оба дома, никаких страстей не видали бы.      На третий день младшая из сестер Марпида - царевна вывесила платок. Народ собрался со всего царства - кто только не хотел достать тот платок! Завидно братьям, говорят:      - Сходим и мы, может, достанется напоследок. Седун тоже не смолчал на печи:      - Сегодня и я не останусь дома, поеду с вами! Потом вышел и первый сел в сани. Посмеялисьбратья, поругали и отговаривать принялись - не вылез Седун из саней.      - Ну, будь по-твоему,- согласились наконец. Довезли Седуна до ручья и вытолкнули его изсаней. Вытолкнули и, посмеявшись, уехали, а Седун остался.      - И то хорошо, что до ручья довезли, самому не тащиться,- улыбнулся вслед Седун.      Кликнул третьего - вороного коня, в одно ухо влез - попарился-помылся, в другом - оделся-обулся, такой молодец стал, статный да красивый. Вскочил на коня и помчался. Ох и досталось от него братьям! Оглянулся, отъехав,- они все еще на коленях стоят, подняться не смеют...      - Свят, свят! - шепчут,- Илья-пророк проскакал, страху нагнал...      Подъехал Седун ко дворцу, разогнал коня, тот прыгнул выше крыши, и только когда опускался, снял Седун платок у Марпиды-царевны.      - Ой, ловите, ловите! - кричат люди. - Кто это? Кто такой?      А как его изловишь, если он верхом пошел, над головами?      На обратном пути вновь встретил Седун братьев- те все еще ко дворцу ехали - и опять хорошенько отколотил их. Повалились те на колени.      - Свят, свят! - крестятся.- Опять Илья-пророк страху на нас нагоняет...      Приехали они домой, а Седун уже на печи.      - Завтра, Седун, и ты с нами поедешь, - говорят.      - Ну, - удивился Седун,- неужто и меня приглашают?      - Завтра все должны быть, даже безногие и слепые, со всего царства. Царские дочери будут искать в толпе своих женихов.      - Ладно, поеду,- согласился Седун,- если только не станете выкидывать меня из саней. А платок не достали?      - Не достали,- отвечают.- Только Илья-пророк вновь такого страху на нас нагнал, о каком мы и слыхом не слыхивали.      - А сидели бы дома, как я, лучше бы дело было.      Улеглись братья спать с вечера, а на рассвете проснулся один и глазам не верит:      - Что такое? Горим, что ли? Не пожар ли в избе?      А это кончик красного платка высунулся во сне из-за пазухи Седуна.      - Брат, брат,- стал будить другого,- никак, Седун избу поджег, огонь на печи вон!      Услышал это Седун, спрятал кончик платка под рубаху, огня-то и не видать стало. Повскакивали братья, а никакого пожару нет.      Как совсем рассвело, запрягли братья клячу, кликнули с собой Седуна к царевым хоромам. Глядят, а люди со всех сторон идут и едут - кто может и кто нет, слепой и безногий, бедный и богатый. К полудню все собрались, никого по домам не осталось. Седун тоже со всеми торопится.      - Этого-то зачем привели? - смеются кругом.- Ведь он - сразу видно - не жених.      - Нет,- отвечает царь людям, - все должны быть сегодня здесь!      Когда народ собрался, царь поднес старшей дочери кубок вина, велел обойти с ним всех людей:      - У кого увидишь свой платок, тому поднеси вино, а потом сядь на его колени-он и будет твоим женихом.      Только пошла старшая дочь обходить гостей, тут же и увидела свой платок-кто достал, тот ведь прятать не будет.      - Батюшка,- говорит девушка,- нашла я своего жениха!      Угостила она суженого вином и села на его колени.      Подал отец кубок вина второй, средней дочери:      - Теперь ты обойди гостей, найди, угости своего суженого и сядь к нему на колени.      Наконец настал черед обходить гостей Марпиде-царевне. Подал ей царь кубок вина, наставил, как прежде ее сестер. Стала Марпида-царевна обходить ряды гостей, а платок-то ее немного - самый уголок - высунулся из-за пазухи Седуна. Глянула на суженого Марпида, так сердце у нее и упало. Прошла она мимо Седуна, будто ничего и ке заметила, и ни с чем вернулась к отцу.      - Не сыскала я, батюшка, платка,- говорит.      - Обойди в другой раз,- отвечает царь.- Все равно где-нибудь свой платок увидишь. Здесь он должен быть, в стороне людей не осталось!      Царевна опять обошла всех и мимо Седуна прошла, только опять будто и не заметила платка, хотя он теперь наполовину высунулся. Принесла она кубок вина, поставила на стол.      - Не нашла,- говорит,- батюшка, платка. Даже и знать не знаю, где бы он мог быть...Нахмурился царь.      - Так и не сыскала? -опрашивает.- Или плох на вид жених, стыдишься, должно? Пойди да гляди лучше.      На этот раз не стала царевна обходить гостей, пошла прямо к Седуну, угостила вином, вытерла ему платком под носом и села рядом. Увидели это люди, что рядом-то села, хихикать стали.      - Нашла? - спросил царь, услышав смешки.      - Нашла, батюшка,-проговорила Марпида-царевна, а сама и голову от стыда не поднимает. Тут увидел царь ее суженого, огорчился.      - Тьфу! - говорит.- Ну и сыскала себе жениха, мне зятя...      Да что делать - не откажешься от царского слова. Отправил их царь в какой-то хлев, в котором то ли свиней, то ли коров прежде держали. Без пира и почестей отправил.      - Уходите,- говорит,- с моих глаз!.. А с двумя другими зятьями пировать остался. И мы там были- ели-пили...      Вот зашел я как-то к царю и рассказал, что, мол, далеко-далеко водится златорогий олень. В поле пасется, бегает быстро, да если кто поймает, тот уж, конечно, самого первого места в царстве...      Понял царь, к чему все это рассказано, говорит зятьям:      - Покажите-ка свое уменье-изловите того оленя и приведите сюда.      Ну, засобирались зятья, взяли веревки, кожаные вожжи и отправились в степь. А Седун говорит жене:      - Выйди к отцу, попроси водовозную клячу, я тоже хочу оленя ловить, я тоже царский зять.      Царевна Марпида пошла к отцу просить клячу для Седуна.      - Какую еще клячу нужно этому Седуну? - отмахнулся царь.- Пусть лучше сидит дома, не смешит людей.      А Марпида-царевна опять просит отца:      - Жалко, что ли, клячу-то? Дай ему. Тут уж и матушка-царица слово замолвила за свою дочь. Отдал царь водовозную кобылу. Худая та была - кожа да кости. Приполз Седун и сел на нее не как все, а задом наперед. Конец хвоста в зубы взял, ладонями по бокам хлопает - едет!      - Смотрите, смотрите! - кричат кругом люди.- Седун-то, третий царев зять, тоже поехал оленя ловить!      - Задом наперед уселся! Не иначе как он и изловит златорогого оленя!      А Седун знай себе едет да едет, будто и не слышит эти насмешки. Добрался до своего ручья, схватил за хвост кобылу да как встряхнул - туша разом отлетела, а в руках только шкура осталась! Повесил он эту шкуру на изгородь и кликнул своего коня. Прискакал первый, гнедой. Вошел Седун в одно ухо, помылся-попарился, в другом оделся-обулся и таким молодцом опять стал - заглядишься! Вскочил на коня, догнал свояков, одного ударил по уху, другого и полетел дальше. А те повалились на колени, крестятся:      - Свят, свят! Илья-пророк страху нагоняет. А Седун тем временем изловил в поле златорогого оленя, обратно едет. Увидели Седуна свояки, удивились:      - Ты уже обратно едешь, оленя везешь, а мы только на охоту собираемся!      - Поздно,-говорит Седун,-я уже изловил златорогого.      Принялись свояки уговаривать Седуна, чтобы он продал им этого оленя.      - Ну, ладно,- ответил Седун.- Только плата за него особая. Отрежьте с ноги по большому пальцу и дайте мне, иначе не получите оленя.      Подумали свояки, да как иначе быть? Отрезали по большому пальцу с ноги, отдали молодцу. Отдал им Седун златорогого оленя и умчался.      Приехали, привезли зятья оленя царю, любо тому стало, еще радушней их угощает.      - Вот зятья какую добычу привезли,- хвалит.- Этакого зверя поймать сумели! Седун вон тоже на охоту отправился, да все нет его. Не видали ли где?      - Не видали,- говорят зятья и опять наперебой рассказывают, как ловили златорогого красавца.      Немало прошло времени, пока Седун вернулся. До ручья скоро доскакал, да от ручья плестись пришлось долго. Да еще на лошадиной туше поймал с десяток ворон-сорок и потащил царю.      - Нате,-говорит,-тесть-теща, добычу вам принес!      - Тьфу! - только и сказал царь и приказал слугам выбросить птиц куда-нибудь подальше.      Вот хохоту-то было!      Приковылял Седун в хлев, на кухоньку теперешнюю, к суженой своей - к столу даже не пригласили...      Пошел я опять к царю и рассказал, что где-то в дальнем краю, слышно, водится свинка - золотая щетинка. Выслушал царь, говорит:      - Ну, зятья, поймайте мне ту свинку - золотую щетинку. Привезете ее - любимыми зятьями будете.      Ноги хоть и болят у зятьев после недавней охоты на златорогого оленя, да царю не откажешь. К тому же и любимыми зятьями хочется быть.      - Ладно,- говорят,- поймаем.      Взяли сыромятные вожжи и поехали.      А Седун опять свою Марпиду к царю-батюшке посылает:      - Сходи, Марпида-царевна, попроси у отца другую клячу, я тоже поеду за свинкой - золотой щетинкой. Зять ведь я ему!      Пошла Марпида-царевна к отцу, стала просить клячу, а отец стоит на своем:      - Не дам! Хватит того, что один раз уже осрамил перед всем честным народом.      Тут царица-матушка опять за дочку заступилась, жалко, видать, стало царевну, ну, вдвоем иуговорили царя.      Сел Седун на клячу боком и поехал себе потихонечку.      - Глядите, глядите,- кричат и хохочут кругом,- Седун опять на охоту отправился!      - Да сидит как, уж научился! Глядишь, и поймает свинку.      А Седун будто и не видит, не слышит ничего, едет да едет. Доехал до ручья, схватил кобылу за хвост, дернул - туша отлетела, а шкуру повесил на изгородь. Кликнул своего второго, серого коня, опять вошел в одно ухо - попарился-помылся, в другом оделся-обулся, вновь стал статным да красивым. Вскочил на коня, догнал свояков, дал каждому по уху. Повалились они на колени, глядят вслед, бормочут:      - Свят, свят! Опять Илья-пророк страху нагоняет.      Поймал Седун свинку - золотую щетинку, на обратном пути встречает свояков.      - Да ты, кажись, уже с охоты возвращаешься, добрый молодец, а мы все-то на лов едем! Не продашь ли нам свинку? - спрашивают Седуна.      - Продам,- отвечает молодец.      - А дорого ли возьмешь?      - А снимете со своих спин кожи с ремень шириной, так ваша свинка будет.      Призадумались было свояки, да куда деваться - согласились: сняли один у другого по полоске кожи и отдали молодцу. Отдал им за то Седун золотую щетинку и ускакал.      Привезли зятья во дворец небывалую свинку- золотую щетинку, царь пуще прежнего доволен: выхваляется перед гостями, поит всех, любимых зятьев угощает!      Сидят так, пируют все, Седуна, конечно, и не ждет никто, тут он и возвращается - втрое больше прежнего принес ворон да сорок! Узнал про то царь, нахмурился:      - Опять Седун срамит нас!..      Теперь Седуна не допустили к пирующим, хотя он даже теще гостинец принес. Повернулся и заковылял в хлев к своей Марпиде...      На этом пиру опять подошли к царю, стали рассказывать, что, мол, далеко-далеко пасется-гуляет тридцатисаженная кобылица с тридцатью жеребятами...      Даже в лице изменился царь, услыхав про ту кобылицу. Призвал зятьев, говорит: Изловить надо ее и жеребят и пригнать ко дворцу! Согласились зятья, а сами хоть и мнят о себе много, а и ходить уже не могут, прихрамывают. Собрались, однако, поехали.      Узнал про то Седун, опять уговорил Марпиду пойти к отцу просить третью клячу - хочется,. видно, вместе со свояками изловить ту кобылицу. Пошла Марпида к отцу. И не хотел он отдавать Седуну клячу, да царица-матушка заступилась за дочь, сама приказала кому надо про ту клячу.      Сел Седун на этот раз на лошадь как надо, сидит прямехонько да еще и погоняет, чтобы рысью шла.      Увидели его люди, смеяться-то еще смеются, да поговаривают:      - Смотрите-ка, научился-таки ездить... Ну, добрался Седун до ручья, схватил кобылицу за хвост, тряхнул ее посильнее. Туша так прочь и отлетела, а шкуру он удержал, повесил на изгородь. Затем крикнул третьего коня, вороного. Прискакал конь. Залез Седун в одно ухо - помылся-попарился, в другом оделся-обулся и стал статным и красивым молодцем. Говорит ему вороной конь:      - Возьми, хозяин, с собой три ведра смолы, три сита тонких иголок да еще прихвати с изгороди три конские шкуры. Без этого не поймать тридцатисаженную кобылицу, которая там пасется в поле со своими жеребятами. Как приедем, увидишь - стоит на том поле дуб. Ты полезай на дерево, а меня покрой конской шкурой, облей смолой и обсыпь иголками из сита, затем сделай все в точности еще два раза. Сделаешь все, сиди на дереве и глаз не своди с кобылицы. Как только заметишь, что кобылица умаялась, опустилась на колени, прыгай с дерева и надевай на нее уздечку. Тогда она покорной станет, пойдет за тобой, куда прикажешь, а жеребята сами побегут следом.      Взял Седун все, что велел ему конь, и отправился в путь. Свояков, конечно, опять обогнал на полдороге, и опять попало им от него. Повалились те на колени: Свят-свят! - бормочут, а Иван летит себе, не останавливается.      Доскакал до поля, где дуб стоит, подъехал к дубу, глядит, кобылица и впрямь пасется у речки. Седун скорее покрыл своего вороного конской шкурой с изгороди, облил ведром смолы и осыпал иголками из сита. Затем накинул вторую и третью шкуры, проделал все, что полагалось, а сам залез на дуб.      А тридцатисаженная кобылица увидела тем временем вороного коня, кинулась к нему, да как укусит! Если бы не шкуры, смола и иголки, тут бы и конец ему. Да только старая шкура в рот кобылице попала. Воронко лягается, бьет кобылицу по бокам, а у той рот шерсти, смолы да иголок полон, кусаться она больше не может! Все-таки изловчилась, избавилась от этой смолы. Укусила еще раз, да поболе шкуры захватила, потом в третий раз укусила вороного, весь рот себе шкурой, смолой да иголками забила!      А вороной знай себе отбивается от нее, лягает. Пала она наконец на колени. Тут Иван спрыгнул с дуба и взнуздал ее. Покорилась она и пошла за новым хозяином. Ну а жеребята-куда им от матери?-бегут следом...      Едет Седун обратно молодец молодцом, глядит-навстречу ему свояки поспешают:      - Да ты, оказывается, уже поймал кобылицу, а мы все еще ловить едем!      - Поймал уж, вот она,-отвечает Седун.      - А не продашь ли нам? - спрашивают.      - А что дадите? - спросил Седун. Свояки мнутся, ничего не могут придумать. А Седун знает: пальцы с ног брал, кожу со спин брал. Не снимать же головы! Не дождался Иван ответа, поехал, оставив свояков на дороге.      Всегда Иван возвращался в свою хлевушку незаметно, а тут глядит - народ на улице собрался, ждет. Да и как не заметить, ведь целый табун жеребят у молодца, кобылица тридцатисаженная да еще его конь вороной! Пыль столбом поднимается. Кто-то вперед побежал конюшню открывать да помочь коней загнать. Радуется и царь:      - Оленя златорогого зятья поймали, свинку - золотую щетинку поймали, теперь вот и кобылу тридцатисаженную пригнали с жеребятами!      Про Седуна царь и не вспоминает, разве что гости помянут его:      - Ничего, и он скоро принесет свою добычу - ворон да сорок.      Ну, стоят все возле конюшни, ждут. Выбежала и Марпида-царевна, тоже отперла свой хлев. Дверь у нее на деревянной петле скрипнула сильно. Заметил царь, рассмеялся:      - Ждет, что ли, тоже кого Седуниха? Глянь, а кони идут не в конюшню к зятьям, а в хлев Седуна! Удивляются люди: Седун, что ли, поймал кобылицу-то с тридцатью жеребятами? Зашел, правда, в хлев молодец, статный, красивый,-все заметили, да разве признал бы кто в нем Седуна. А молодец вошел в хлев и говорит Марпи-де-царевне:      - Ну, сходи-ка, жена, растопи баню - дальняя была дорога, запылился.      Истопили баню, собрался он мыться.      - Сходи,-говорит,-Марпида, позови отца. Пошла Марпида-царевна к отцу, говорит:      - Приглашает тебя зять в баню. А тот отказывается:      - Велика честь с Седуном в бане мыться - он и так осрамил меня довольно!      А Седун пришел в баню, подвесил на притолоку пальцы с ног да кожаные ремни со спин свояков - плату их за златорогого оленя да за свинку - золотую щетинку - и стал мыться. Царь же сидел-сидел с гостями да пошел-таки в баню - мыться не мыться, а выманить у Седуна тридцатисаженную кобылицу с жеребятами. Как-никак к себе он ее в хлев загнал... Только заходит царь в баню, а ремни да пальцы его любимых зятьев стук да шлеп его по лбу.      - Чего это ты тут развесил? - спрашивает царь.      - А это,- отвечает Седун,- ремни со спин твоих зятьев да пальцы с их ног - плата мне за златорогого оленя да свинку - золотую щетинку;Не стал мыться царь, воротился во дворец. А тут и зятья пожаловали с охоты. Неразговорчивые вернулись оба, молчаливые, без добычи.      - А ну-ка,-говорит царь,-разувайтесь, покажите ноги!      Нечего делать, разулись зятья. Глядит царь, а больших пальцев на ногах ни у того, ни у другого нет!      - А теперь,- приказывает царь,- снимите рубахи.      Сняли зятья и рубахи. А там гостей, народу на пиру! Так и покатились все от хохота. Все ведь ждали кобылицу тридцатисаженную - и гости, и слуги, и крестьяне. Смотрят на царевых зятьев-охотников, за животы от смеха схватились. А зятья разутые и раздетые стоят перед всеми, опустив головы, - стыдно им.      - Я вам не то что царство свое, а и кухню не отдам! - говорит царь.      И прогнал он их со двора с их женами, со своими пожитками и слугами:      - Чтобы и духу вашего в моем царстве яе было!      Прогнал, а сам тут же отправился в баню.      А Иван уже помылся в бане и, конечно, не Седуном вышел оттуда. Помылся-попарился и молодцем стал статным да сильным! Вернулись они с царем во дворец и семь раз столько же, сколько прежде было, славно пировали-столовались с гостями. Ну, затем, конечно, Иван стал царем, а сам прежний царь в бывшие вышел, стариком остался.      А у Марпиды-царевны настала хорошая жизнь. Верно, и сейчас еще царствует Иван, славно поживает со своей Марпидой-царицей.