Марийские сказки            О Марий Эл      Заячий домик      Нончык-патыр                  О Марий Эл                  Республика Марий Эл в составе Российской федерации. Автономия с 1929 г. Ядром формировавшегося в 1 тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В 10 веке марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552), оказала русская культура.      Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота, охота, лесные промыслы, бортничество, а позднее пасечное пчеловодство, рыболовство. Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.      Разбросанная планировка селений во 2 половине 19 в. стала сменяться уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей. Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльгпнов, а также браслеты, кольца. Очень разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с затылочной лопастью: сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.      Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творогоа, вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины.      Обращенные в 18 веке в православие, марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая. Среди восточных марийцев есть мусульмане.                  Заячий домик                  Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками.      Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.      Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.      - Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! - пропел сверчок свою песенку. - Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.      Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.      Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.      - Чрик-чрик! - пискнул сверчок. Испугался заяц - и прыг из дома. Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.      - О чём плачешь, заяц? - спрашивает медведь.      - Забрался в мой домик какой-то зверь, - отвечает заяц. - Где я теперь зимой жить буду?      - Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, - говорит медведь.      Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.      Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:      - Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц один.      Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.      - Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?      - Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.      - Я помогу тебе, - говорит лиса. - Я тебя в беде не оставлю.      Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:      -Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:      - Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!      Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, - и в лес убежала.      Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по дороге, а навстречу ему петух.      - Зайка, братишка, о чём плачешь? - спрашивает петух.      - Эх, дружище петух, - отвечает заяц, - беда у меня! Зима скоро, а в моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли...      - Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.      Пошли они к заячьему домику.      Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:      Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!      Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:      Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!      Сверчок со своей лавки отвечает:      - Чр-чрик, чр-чрик!      Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:      Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!      Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: "Вот как разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать".      Выскочил заяц из домика - и в лес.      С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.      Сказка - туда, я - сюда.      Сказка - подальше, а я -поближе.                  Нончык-патыр                  Жили когда-то в одном селе старик и старуха, а детей у них не было. Сильно горевали старик и старуха. Говорит однажды старик:      -Давай, старуха, сделаем себе сына из теста. - Давай,-согласилась старуха. Замесила она тесто, вылепила из него человечка, завернула человечка в тряпицу и положила на печь.      Лежит человечек из теста на печке день, лежит другой... А на третий день старик не вытерпел и говорит:      - Посмотри-ка, старуха, как там наш сыночек.      И вдруг с печки послышался голосок:      - Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.      Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.      Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый день говорит старику и старухе:      - Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить. Пойду наймусь к кому-нибудь в работники.      - Ведь тебе всего двенадцать дней,- сказал старик,-куда тебе работать!      - Чую я в себе богатырскую силу,- отвечает ему мальчик,- справлюсь с любой работой.      Нанялся он в батраки к одному злому и жадному богачу. Богач давал своему батраку столько работы, что и десятерым не справиться, а парень со всем один управлялся.      Прозвали люди сына старика и старухи за его силу Нончык-патыр, что значит Богатырь из теста .      Нончык-патыр трудится, ни от какой работы не отказывается, а время идет. И вот подошел срок расплачиваться хозяину с батраком за работу.      И тогда жадный хозяин, чтобы не платить, задумал погубить Нончык-патыра.      Думал-думал хозяин, как погубить Нончык-патыра, и наконец придумал.      Позвал он его и говорит:      - Сходи на дальние поля и пригони оттуда моих овец.      А на дальнем поле не овцы паслись, бродили там стаи голодных волков. Понадеялся хозяин, что голодные волки сожрут Нончык-патыра.      Пришел Нончык-патыр на дальнее поле.      - А ну, идите-ка сюда! - крикнул он волкам. По полю бродите, хозяина забыли!      Окружили его голодные волки, зубами щелкают вот-вот разорвут.      Выдернул Нончык-патыр из земли березу с корнем и давай волков бить! Заскулили волки, поджали .хвосты.      Погнал их Нончык-патыр, как овечье стадо, на хозяйский двор. Пригнал он волков к хозяйскому двору:      - Эй, хозяин, открывай ворота! Я твоих овец пригнал!      Выглянул хозяин в окошко, увидел волков, затрясся от страху и забился в дальний угол, за печку.      -Заболел я, не могу выйти!-кричит хозяин из-за печки.-Открой сам ворота и загони овец в хлев.      Загнал Нончык-патыр волков в хлев и улегся спать на сеновале.      Спит Нончык-патыр, храпит на весь дом.      А хозяину не до сна.      Ну и работник у меня! - думает хозяин.-Даже волки ему нипочем. Как же мне его извести?      И придумал хозяин послать Нончык-патыра в лес к медведям. Уж медведи-то,- решил он,- не отпустят Нончык-патыра живым .      - Сходи в лес, пригони оттуда моих лошадей! - приказывает хозяин Нончык-патыру.      Пришел Нончык-патыр в лес, поднял медведей из их берлог и погнал на хозяйский двор. Гонит да еще покрикивает:      - А ну, идите домой! Хозяина своего забыли!      Увидел хозяин, что Нончык-патыр медведей гонит, убежал в избу, заперся на все запоры-засовыи кричит:      - Сам загоняй лошадей в хлев!      Загнал Нончык-патыр медведей в хлев и пошел спать.      Крепко спал в эту ночь Нончык-патыр, а хозяину не до сна. Позвал он соседей-богачей, сталу них совета просить.      Соседи присоветовали послать Нончык-патыра к Чертову озеру: пусть его черти утащат.      Повеселел хозяин и говорит Нончык-патыру:      - Года три назад ушел мой брат жить в Чертово озеро да с тех пор ни разу ко мне в гости не наведывался. Поди-ка разыщи его и позови ко мне на коман мелна ( слоеные блины, марийское национальное блюдо).      Пришел Нончык-патыр на Чертово озеро.      Заросло озеро черной осокой, разлилось гнилой водой среди болота, затянулось мелкой ряской, а под ряской колышется бездонная трясина.      Это озеро люди обходили за версту, а по ночам и за все десять.      Выскочил из воды старый лохматый черт, схватил Нончык-патыра, потянул в трясину. А Нончык-патыр не поддается. Стукнул он черта по лбу кулаком, встряхнул за шиворот, как котенка, и сказал:      - Нехорошо родных забывать! Брат тебя на коман-мелна зовет. А ну, собирайся - пойдем в гости!      И поволок черта в деревню.      Увидел хозяин, что Нончык-патыр возвращается жив-невредим да еще тащит за собой лохматого черта, замахал руками, закричал дурным голосом:      - Не хочет, видно, братец в гости идти. Не держи его! Пусть он в свое озеро возвращается! Отпустил Нончык-патыр черта и сказал:      - Ну, хозяин, кончился срок моей работы - теперь плати что полагается.      Делать нечего, пришлось жадному богачу расплачиваться с работником.      Расплатиться-то расплатился, а зло затаил.      Вернулся Нончык-патыр в родной дом к отцу, к матери, отдал им заработанные деньги, а сам пошел гулять на улицу.      Играли на улице дети хозяина-богача, беднякам-то не до игры - работать надо.      Подошел к ним Нончык-патыр и попросил, чтобы приняли ребята его в свою игру.      - Поймай летящую стрелу зубами - тогда примем! - отвечают они.      Выпустил Нончык-патыр стрелу из лука прямо в синее небо. Унеслась стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Нончык-патыр зубами.      - Теперь,-говорят ему хозяйские дети,- нырни в эту прорубь, отплыви на середину реки и разломай лед - тогда примем тебя в нашу игру!      Нырнул Нончык-патыр в прорубь, проплыл до середины реки, разбил головой толстый лед и вышел наружу.      - А теперь разбей каменную гору - тогда примем тебя в нашу игру!      Подошел Нончык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой - качнулась каменная гора, пнул в другой раз - посыпались с горы камни. Семь раз пнул - рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Нончык-патыра его богатырская сила.      Рассказали тогда дети своему отцу: нет уже у Нончык-патыра его богатырской силы.      Обрадовался хозяин и приказал своим слугам вырыть яму глубиной в сорок саженей, а потом схватить Нончык-патыра, связать его крепко-накрепко и бросать в ту яму.      Одни слуги побежали яму копать, другие набросились на Нончык-патыра, связали ему крепкими ремнями руки-ноги и кинули в яму.      Лежит Нончык-патыр в глубокой яме и день, и два, и месяц, смотрит в ясное небо.      Прилетела ворона, села на край ямы.      Говорит Нончык-патыр вороне:      - Ворона, ворона, слетай к моему отцу, к моей матери! Скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму, чтобы я погиб от голода и жажды.      Каркнула ворона в ответ:      - Не стану я звать твоего отца, не буду я звать твою мать! Умирай скорее - я тогда выклюю тебе глаза!      Улетела ворона, прилетела сорока.      Стал Нончык-патыр просить сороку позвать отца с матерью.      А мне-то какое дело! - ответила сорока.- Не полечу.      Летел мимо белый гусь.      - Эй, белый гусь! - крикнул Нончык-патыр.- Лети к моему отцу, к моей матери, скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму. Хочет богач-хозяин, чтобы я погиб от голода и жажды. Уже недолго жить мне осталось! Пусть идут скорее, пусть приведут жирного быка пусть принесут острый топор!      Поднялся гусь высоко в небо, полетел к старикам.      - Эй, дедушка! Эй, бабушка! Злые люди бросили вашего сына в глубокую яму. Зовет он вас на помощь. Велит привести жирного быка и принести острый топор!      Заплакали старик со старухой и говорят:      - Не смейся над нами, гусь! Нашего сына нет в живых, погубили его. Остались от Нончык-патыра одни только косточки...      - Нет, не умер он,- ответил гусь,- только спешите, уже недолго осталось ему жить.      Поверили старик со старухой гусю, пригнали к глубокой яме, где томился Нончык-патыр, быка, принесли острый топор.      Увидела старика со старухой ворона, закричала:      - Кар-кар! Идут отец и мать, гонят быка, несут топор. Если съест Нончык-патыр быка - вернется к нему его богатырская сила и разрубит он топором свои крепкие путы!      Испугался хозяин, приказал слугам:      - Засыпьте яму доверху песком, завалите камнями - пусть Нончык-патыр задохнется.      А старик уже столкнул в яму быка. Съел Нончык-патыр быка, и вернулась к нему его богатырская сила.      Стали слуги заваливать яму песком да камнями, а старик уже кинул в яму топор.      Разрубил Нончык-патыр все путы, поднялся на ноги, вытолкнул песок с камнями и вышел из ямы.      Как увидел Нончык-патыра жадный хозяин, перепугался, не знает, что делать, где спрятаться.      Побежал богач куда глаза глядят. Попалось ему на пути болото, и потонул он в том болоте.