Август Юхан Стриндберг                  Листок бумаги            Новеллы -                  OCR Busya http://lib.aldebaran.ru      "Август Стриндберг "Избранные произведения", том II": Художественная      литература; Москва; 1986            Август Стриндберг      Листок бумаги            Новелла входит в сборник "Судьбы и приключения шведов", который создавался писателем на протяжении многих лет В этой серии Стриндберг хотел представить историю развития шведского общества и государства. Отдельные исторические эпизоды, казалось бы не связанные друг с другом, тем не менее, согласно замыслу, должны были выстроиться в хронологическом порядке и стать звеньями единой цепи. "Высшая цель" - одна из самых ранних новелл этой серии                  Отправлен последний фургон с вещами. Молодой человек в шляпе с траурным крепом еще раз обошел комнаты - посмотреть, не забыл ли чего. Нет, увезли все, абсолютно все. Он выходит в переднюю, твердо решив не думать больше о пережитом. Но что это? В передней у телефона к стене приколот листок бумаги, на нем разные записи: одни четкие - чернилами, другие - настоящие каракули - простым и красным карандашами. Вот она, эта история, которая разыгралась в      течение двух быстро промелькнувших лет; все, о чем ему хотелось забыть,      записано здесь. Кусок человеческой жизни на клочке бумаги.            Он сорвал его. Это был обычный тетрадочный лист, пожелтевший от времени. Он положил его на выступ изразцовой печи в гостиной и, склонившись, принялся читать. Вверху стояло ее имя: Алиса - самое красивое из всех, какие он только знал, - имя его невесты. И номер - 15-11. Словно номер псалма, который вывешивают в церкви перед службой. Далее значилось: банк. Это его работа, основа существования, - священный труд, который дает ему хлеб насущный, кров, жену. Но все это перечеркнуто! Банк лопнул. Ему пришлось немало помыкаться, прежде чем он устроился в другом банке.      И вот начинается. Цветочный магазин и извозчик. Это помолвка, и в кармане у него много денег.      Дальше: мебельщик, обойщик. Он устраивает свое гнездо. Бюро перевозок: они переезжают.      Касса оперы - 50-50. Они только что поженились и ходят по воскресеньям в оперу. Они сидят молча, зачарованные красотой и гармонией сказочной страны по ту сторону рампы. Это лучшие минуты их жизни.      Затем следует мужское имя. Оно зачеркнуто. Друг. Друг добился положения в обществе, но не сумел удержать его. Непоправимая беда, и ему пришлось уехать в чужие края. Как все непрочно!      И вот в жизнь супругов вторгается что-то новое. Женский почерк, запись карандашом: "Госпожа". Какая госпожа? А, это та дама в широком пальто, с дружелюбным участливым взглядом. Она всегда входит очень тихо и никогда не проходит через гостиную, а идет по коридору прямо в спальню.      Ниже, под ее именем, значится: "Доктор Л.".      А вот и родственники. Написано "мама". Это теща. Она тактично держалась в сторонке, чтобы не беспокоить молодых, теперь же, когда ее позвали в трудную минуту, она явилась с радостным сознанием, что в ней нуждаются.      Пошли карандашные каракули. Черные и красные. Контора По найму: ушла служанка, требуется новая. Аптека. Да, тучи сгущаются! Молочная ферма. Здесь заказывают пастеризованное молоко.      Зеленщик, мясник и т. д. Хозяйство ведется по телефону: хозяйка отсутствует. Нет, она дома, но прикована к постели.      То, что следует дальше, он не в силах прочесть, у него темнеет в глазах, словно у утопающего, который пытается что-то разглядеть сквозь толщу морской воды. На листке запись: похоронное бюро. Этим сказано все. Большой и маленький: имеются в виду гробы. А в скобках: "Из земли взят, в землю и отыдеши". И больше ничего! В землю отыдеши, этим кончается все. Так оно и было.      Он поднял пожелтевший листок, прижал к губам и положил в карман пиджака. За эти минуты он вновь пережил два года жизни.      Он не сгорбился, выходя из дома; нет, он гордо шел с высоко поднятой головой: ведь ему довелось быть счастливым. А сколько на свете людей, которые так никогда и не познают настоящего счастья.            Примечания                  Из сборника "Сказки")                  ETT HALVT ARK PAPPER            Сборник "Сказки" впервые был опубликован в 1903 году. Сама концепция "жизни как сказки", идущая от А.-Г. Эленшлегера и Х.-К. Андерсена, характерна для Стриндберга в поздний период его творчества. Один из персонажей пьесы "Соната призраков" так выражает мысль писателя: "Вся моя жизнь словно книга сказок... и хотя сказки в ней разные, все они связаны между собою и главный мотив повторяется".