Сергей Лукьяненко, сборник "Гаджет" Издательство АСТ, 2004 OCR&SpellCheck: The Stainless Steel Cat (steel_cat@pochtamt.ru) взято с http://bookworm2004.narod.ru                  Сергей Лукьяненко            Хождение в кино                  Если какой-нибудь писатель скажет вам, что не мечтает видеть свою книгу экранизированной, - не верьте ему. Все мечтают, только некоторые стесняются в этом признаться.      Я об этом мечтал давно и даже мысленно разделил все свои книги на две группы: "Можно снять у нас" и "Можно снять в Голливуде". Первая группа была до обидного маленькой: "Осенние визиты" и "Ночной Дозор". Ну конечно, не составило бы особого труда снять "Рыцарей Сорока Островов", но кто в наши дни вкладывает деньги в детское кино?      Так что когда в "АСТ" первый раз пришли с предложением снять фильм по "Ночному Дозору", я согласился не раздумывая. Порадовался, что всегда оставляю за собой права на экранизации, а также на создание компьютерных игр, спектаклей, опер и изваяние героев книг в бронзе и мраморе.      И согласился.      С первой командой, представлявшей небольшую, но вполне успешную киностудию, дела у нас не заладились. Нет, поначалу все было хорошо - вот только сценарий не вытанцовывался. Я позвал на помощь Андрея Щербака-Жукова, как-никак окончившего ВГИК по специальности "сценарист". Мы что-то написали. Увы, это никому, включая нас самих, не понравилось. Тогда сценарий доверили писать одной популярной актрисе. Результат не понравился мне. По ночным московским улицам разъезжали в "мерседесах" и "БМВ" наглые вампиры при золотых цепях и дорогих мобильниках. В подворотнях наркодилеры продавали им кровь девственниц и невинных младенцев. Где-то суетился подлый интриган Гесер. Бегала за вампирами волшебница Ольга. Антон Городецкий мелькнул пару раз на втором и третьем планах.      Все это было грязно, чернушно и хорошо бы прозвучало в начале "перестройки".      Я расстался с этой командой с чувством смутного взаимного недовольства. Похоже, мы с ними читали какие-то совершенно разные книги.      Известие о том, что за экранизацию взялся Первый канал, меня откровенно порадовало. Во-первых, было понятно, что возможности у них несравнимо больше. Во-вторых - само отношение к автору и авторскому видению книги было гораздо уважительнее. Да и с режиссером фильма Тимуром Бекмамбетовым отношения сложились куда лучше (может быть, сыграло свою роль то, что мы земляки - оба из Казахстана? Все-таки Восток дает свой взгляд на мир... не такой прямолинейный).      Но вначале все шло по старой колее. Я писал сценарии - они не нравились. Раз за разом я что-то переделывал - и все это уходило в мусорную корзину. Я начал с тоской вспоминать истории про съемки "Сталкера", сценарий которого братья Стругацкие переделывали чуть ли не тридцать раз.      На Первом тоже загрустили. За сценарий брались самые разные люди - и признанные сценаристы, чьи имена мелькают в каждом втором российском сериале, и полные энтузиазма новички. Текст не давался. Сценарии не нравились ни заказчику, ни режиссеру, ни мне самому.      Кончилось тем, что мы сели с Тимуром и стали обсуждать, что именно нам нужно, чего мы хотим от фильма, что там должно быть, а чего там быть не может.      И дело неожиданно пошло на лад. Многострадальный сценарий четырех серий (охватывающий две трети книги "Ночной Дозор") был наконец-то написан. Начались съемки. Я успокоенно вздохнул и даже согласился сделать сценарий следующих серий.      Тем временем известие о том, что Первый канал все-таки начал съемки фильма, потихоньку распространилось среди кинопроизводителей. И начался какой-то странный, хотя и очень приятный период. Мне звонили то с одной, то с другой киностудии и просили права на съемки фильма Начиналось все с вопросов о "Дозорах", когда же "выяснялось", что съемки уже идут, - речь переходила на другие книги.      Какая там "первая группа", "вторая группа"!      Я прихожу в большую, серьезную компанию. Мне сообщают, что хотят снимать фильм по только что вышедшей книге "Спектр". Я осторожно объясняю, что в этой книге - семь планет, не считая Земли, десяток различных разумных рас, выстрелы из бластеров и прочие спецэффекты. Не снять у нас такого, ну никак не снять! Лучше возьмите "Осенние визиты" - затраты на спецэффекты минимальны, нужна лишь хорошая актерская игра! "Хорошо", - отвечают мне. "Тогда мы возьмем "Осенние визиты"... о чем они, кстати? И "Спектр" тоже возьмем".      За несколько месяцев киностудии приобрели права на съемку "Спектра", "Осенних визитов", "Лабиринта отражений", "Звезд - холодных игрушек", "Звездной тени", "Генома", написанной вместе с Ником Перумовым книги "Не время для драконов" и даже детских "Рыцарей Сорока Островов". Правда, по поводу последних было честно сказано, что сюжет будет адаптирован к приключениям взрослых героев. Ну не отбить затраты на спецэффекты показом детского кино! Зато было обещано, что в небеса взовьются драконы и космические корабли, инопланетяне будут совсем как живые, и вообще - никаких проблем со съемками фантастического кино ныне в России нет.      Скажу честно - пока ни один фильм снимать не начали. Причина, я думаю, очень простая. "Ночному Дозору" отведена роль пробного шара. Удастся фильм, окупит себя в кино- и телепрокате - стартуют съемки "Генома", "Спектра", "Осенних визитов". Обратятся к другим авторам (пока права покупали лишь у меня и Ника Перумова). Провалится "Ночной Дозор" - и компании предпочтут закрыть проекты, не начиная съемок.      В общем, все выжидали.      А "Ночной Дозор" тем временем снимался.      На главную роль Антона Городецкого был взят Константин Хабенский. На роль Гесера - Владимир Меньшов. На роль Завулона - Виктор Вержбицкий. Среди актеров есть и признанные мастера - Николай Олялин, Валерий Золотухин, Римма Маркова. И талантливые молодые актеры - Мария Порошина, Алексей Чадов, Галина Тюнина. И поп-звезды - Жанна Фриске в роли ведьмы Алисы Донниковой и Илья Лагутенко в роли вампира.      В общем, актерский состав выглядел "как положено". Меня испугал выбор режиссера лишь в случае с Алисой Донниковой. Но, просмотрев какие-то первые фрагменты съемок, я убедился, что причин для паники нет. Жанна Фриске играла очень достойно и, похоже, с интересом.      Оставалось скрестить пальцы на удачу и ждать.      Я слышал два мнения по поводу спецэффектов в фантастическом кино (а что ни говори, но фантастический фильм без спецэффектов после "Матриц" и "Властелина Колец" никому не интересен). Мнение первое - самое сложное, это компьютерные эффекты, съемки "на синем экране", создание пейзажей иных планет и космических баталий. Мнение второе - цена на компьютерные спецэффекты ныне упала, специалистов хватает, зато очень мало осталось профессионалов, способных сделать качественный грим "инопланетянину", придумать дизайн бластеров, скафандров и прочих бытовых мелочей. Ведь до сих пор профессионалы с улыбкой вспоминают фантастический фильм "Петля Ориона", где космонавты ходили в гэдээровских лыжных ботинках и с застежкой-молнией на скафандре.      В "Ночном Дозоре" бытовые мелочи придумывать почти не пришлось. Мир наш, обычная Москва. Темные и Светлые обитают в обычных квартирах, порой даже специально приземленных, запущенных. Ночной и Дневной Дозоры работают в самых обычных офисах - с канцелярской мелочевкой на столах и облупившейся краской на стенах. По сути, перед режиссером стояли следующие задачи: изобразить Сумрак, изобразить превращение совы в Ольгу, а Тигренка и Медведя - в животных, изобразить Завулона в демоническом облике, найти визуальное решение для "Воронки Проклятия" над Светланой. С изображением вампиров, как известно, легко справится и школьник с видеокамерой, купивший в магазинчике "Смешные ужасы" резиновые клыки.      Нам казалось, что проще всего будет с Сумраком. Визуальное решение было подробно описано в книге, выглядело оно вполне зрелищным...      Но тут на экраны вышел "Властелин Колец", и мы с ужасом обнаружили, что именно в такой Сумрак входит Фродо, надевая Кольцо Всевластия.      Перечислять все принятые и отброшенные варианты вряд ли стоит (да и сам я видел от силы половину решений). Были среди них и совершенно неожиданные - к примеру, Сумрак представлялся в виде капиллярной сетки, заполнявшей все пространство экрана, некоего живого существа, в которое входят персонажи. Увы, этот вариант убивал картинку, лишая сцены в Сумраке и динамизма, и зрелищности...      То, что было принято в итоге, - некий компромисс между первоначальной идеей и стремлением избежать вторичности. Как это выглядит на экране, вы, наверное, уже видели. Мне кажется, что Сумрак все-таки получился.      Технически несложен "морфинг" человека в животное и обратно. Но и тут есть свои подводные камни, о которых вряд ли подозревают зрители. Комичным и мультяшным выглядит на экране превращение мелкого животного (к примеру - совы) в человека или превращение человека в крупного зверя - тигра, медведя. Эту проблему обходят по-разному. В "Гарри Поттере", к примеру, превращение кошки в женщину показано через тень на стене. И вовсе не из-за нехватки средств на "морфинг"...      Очень интересное - одновременно и буквальное, и аллегорическое - решение было найдено для показа "Воронки Проклятия". Воронка - кружащиеся над домом вихрем вороны.      Вроде бы "в лоб". Но как эффектно это выглядит!      Ну а самое великолепное кинематографическое решение фильма, на мой взгляд, это Завулон в финальном поединке на крыше здания. Одна-единственная деталь передает его демоническую сущность, но какая деталь! Не буду портить впечатление тем, кто фильма еще не смотрел. Но решение было найдено великолепное - за что я особо благодарен режиссеру.      Фильм, конечно, это не только и не столько спецэффекты (хотя к некоторым западным фильмам это не относится). Фильм, как и книга, это рассказанная история, только режиссер в отличие от писателя может ее не только рассказать, но и показать.      С сюжетом, при всей кинематографичности "Ночного Дозора", тоже было трудно. Книга написана от лица главного героя - это оправдывает и длинноты, и резкие боковые ответвления сюжета. В любой момент герой может что-то вспомнить, что-то обдумать, объяснить "для себя" - а на самом деле для читателя.      В кино злоупотреблять этими приемами нельзя. Большой роман невозможно перенести на экран буквально. Пришлось безжалостно отсекать некоторые линии. Другие, напротив, изменились и вышли на первый план. Мне кажется, что иногда это шло на пользу истории. Иногда - нет. Но я прекрасно понимаю, что это неизбежно. Буквальные экранизации редко бывали удачными, куда важнее, чтобы в фильме сохранился дух книги.      А это, мне кажется, удалось.      Ну и еще одно маленькое наблюдение со съемок "Ночного Дозора". В старом хорошем мультике "Фильм. Фильм. Фильм" пели: "И нам, конечно, врут, что это тяжкий труд..."      В одной из сцен "Ночного Дозора" фигурирует "школа магов" при Ночном Дозоре. У режиссера возникла интересная идея - усадить за парты в роли массовки писателей-фантастов Это и было осуществлено. Среди Иных сидели писатели Эдуард Геворкян, Олег Дивов, Владимир Васильев, Леонид Кудрявцев и Леонид Каганов, критики Александр Ройфе, Андрей Синицын, Дмитрий Байкалов... боюсь, что всех имен и не вспомню. Мне как автору книги даже досталась коротенькая роль со словами - я пучил глаза, надувал щеки и взглядом "поднимал" металлический лист.      На съемки мы пришли в двенадцать часов дня. Уходили - в девять вечера. Сцена, которая на экране занимает едва ли минуту, снималась девять часов. Был жаркий летний день, а по сценарию - холодная зима. Окна помещения покрыли искусственным инеем. Все - и актеры, и массовка - были тепло одеты. Но если несознательная писательская массовка в перерывах прогуливалась и дегустировала коньяк, то съемочной группе доставалось по полной программе.      А когда в девять вечера мы отправились по домам, съемочная группа поехала в Свиблово - снимать сцену драки Антона Городецкого с вампирами. И съемки эти, насколько я знаю, шли почти всю ночь...      Я не рискну сравнивать тяжесть того или иного труда. Но писать книги, честное слово, куда легче, чем снимать фильм. Писатель по большому счету не зависит ни от кого и ни от чего. Не будет электричества - в ход пойдет пишущая машинка или карандаш и тетрадка. Провал - это твой личный провал, но удача - это только твоя удача.      Съемки фильма - огромный труд огромного коллектива. Мне всегда было трудно представить себе, что такое реально тираж в сто пятьдесят тысяч экземпляров... нет, умом это понимаешь - не самый маленький город, читающий твою книгу, но вот представить зрительно...      Совсем другое ощущение, когда ты видишь десятки и сотни людей, занятых тем, чтобы перенести твою книгу на пленку, уже не для сотен тысяч - а для миллионов человек. Мне стало немного страшно. Наверное, это чувство испытывает и съемочная группа - каждый раз, когда снимает новый фильм.      Я знаю, что они очень хотели сделать хорошее кино и донести его до зрителя. Я надеюсь, что у них это получилось.      Потому что от удачи или неудачи "Ночного Дозора" будет зависеть, как скоро в России появится хорошее фантастическое кино.      А я, как и вы, наверное, люблю не только читать, но и смотреть фантастику.