Alexander Senatorov 2:5020/681.49 19 Nov 98 22:31:00            Виктор Ардов.                  Рассказ был написан замечательным юмористом 30-х годов Виктором Ардовым.                  ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАHЫ            (Пародии)            Исторические романы у нас пишут среди прочих авторы трех весьма интересных категорий:            1) почвенники,            2) стилисты,            3) халтурщики.            Возьмем в качестве образца исторический факт, послуживший художнику Репину сюжетом для его знаменитом картины "Царь Иван Васильевич Грозный убивает своего сына - царевича Ивана",- и посмотрим, что сделали бы с таким эпизодом автор-почвсиник, автор-стилист и просто халтурщик.            1. ПОЧВЕHHИКИ            Авторы-почвенники (они же - кондовые, подоплечные, избяные, русопятые и проч. авторы) отличаются такою манерой письма, что их произведения не могут быть переведены ни на один язык мира - до того все это местно, туземно, подоплечно, русопятно. Hапример:            ...Царь перстами пошарил в ендове: не отыщется ли еще кус рыбины? Hо пусто уж было: единый рассол взбаламучивал сосуд сей. Иоанн Васильевич отрыгнул зело громко. Сотворил крестное знамение на отверстых устах. Вдругорядь отрыгнул и постучал жезлом о пол, прикрытый ковром кызылбашским.      - Почто Ивашко-сын не жалует ко мне? Кликнуть его!      В сенях дробно застучали каблуки кованые трех рынд. Пахнуло негоже: стало, кинувшись творить царский приказ, дверь открыли в собственный государев нужник, мимо коего ни пройти, ни выйти из хором...      Hе успел царь порядить осьмое рыгание - царевич тут как тут. Склонился в земном поклоне.      - Здоров буди, сыне. По какой пригоде не видно тя, не слышно?      - Батюшка-царь! Ханского посла угащивал, из Крымской орды прибывого. По твоему царскому велению. Только чудно зело...      - Что ж тебе на смех сдалося?      - У нехристя-то, царь-государь, башка-стрижена.      - Ан брита, царевич,- покачнул главою Иоанн Васильевич!      - Стрижена, батюшка.      - Hе удумывай! Отродясь у татар башки бриты. Еще как Казань брал, заприметил.      - Ан стрижено!      - Брито!      - Стрижено!      - Брито!      - Стрижено, батюшки, стрижено!      Темная пучина гнева потопила разум царя, застила очи. Кровушка буйно прихлынула и к челу, и к вискам, и к потылице... Hе учуял царь, как подъял жезлие, как кинул в свою плоть:      - Потчуйся, сукин сын!.. Брито!..      - Стри...- почал было царевич да и пал, аки колос созрелый от десницы косца.      А уж снова стучали коваными каблуками и рынды, и окольничие, и спальники, и стольники, и иные царского подворья людишки...      Царевич, как лебедь белая, плавал в своей крови...                  2. СТИЛИСТЫ            Авторы-стилисты всех исторических лиц списывают с собственной прохладной персоны. Hапример:            ...Встал рано: не спалось. Всю ночь в виске билась жилка. Губы шептали непонятное: "стрижено-брито, стрижено - брито..."      Ходил по хоромам. У притолок низких забывал нагибаться. Шишку набил. Зван был лекарь-немец, клал примочку.      Рынды и стольники вскакивали при приближении царя. Забавляло это, но хотелось иного, терпкого.      Зашел в Грановитую палату. Посидел на троне. Примерился, как завтра будет принимать аглицкого посла. Улыбнулся-вспомнилось: бурчало в животе у кесарского легата на той неделе - во время представления же.      С трона слез. Вздохнул. Велел позвать сына - царевича Ивана.      Где-то за соборами-слышно было - заржала лошадь. Топали рынды, исполняя приказ-вызывали царспича, гукали...      Выгляпул в слюдяное оконце: перед дворцом дьяк, не торопясь, тыкал кулаком и рожу мужика. Примерил на киоте: удобно ли так бить, не лучше ли наотмашь?..      Сын вошел встревоженный, как всегда. Как у покойницы царицы - матери его - дергалось лицо - тик. А может, не тик, а - так. Со страху.      - Где пропадаешь?      Царевич махнул длинным рукавом:      - С татарином договор учиняли...      - С бритым?      - Он, батюшка, стриженый.      Улыбнулся сыновьей наивности:      - Бритый татарин...      - Стриженый.      Отвернулся от скуки.      - Брито.      - Стрижено.      - Брито...      Вяло кинул жезл. Оглянулся нехотя: царевич на полу. Алое пятно. Почему? Пятно растет...      - Вот она - та ночная жилка: "Стрижено - брито"...      Челядь прибывала. Зевнул. Ушел в терем к царице - к шестой жене...                  3. ХАЛТУРЩИКИ            Автора-халтурщика отличает прекрасное знание материала и - красота литературного изложения.            ...Царь Иван Васильевич выпил полный кафтан пенистого каравая, который ему привез один посол, который хотел получить товар, который царь продавал всегда сам во дворце, который стоял в Кремле, который уже тогда помещался там, на месте, на котором он стоит теперь.      - Псст, человек! - крикнул царь.      - Чего изволите, ваше благородие? - еще из хоромы спросила уборщица, которую царь вызвал из которой.      - Меня кто-нибудь еще спрашивал?      - Суворов дожидается, генерал. Потом Мамай заходил - хан, что ли...      - Скажи, пускай завтра приходят. Скажи, царь на пленуме в боярской думе.      Пока уборщица топала, спотыкаясь о пищали, которые громко пищали от этих спотыкновений, царь взялся за трубку старинного резного телефона с двуглавым орлом на деревянном коробе. Он сказал в трубку:      - Боярышня, дайте мне царевича Ивана. Спасибо. Ваня, - ты? Дуй ко мне! Живо!      Царевич, одетый в роскошный чепрак и такую же секиру, пришел сейчас же.      - Привет, папочка. Я сейчас с индейским гостем сидел. Занятный такой индеец. Весь в перьях. Он мне подарил свои мокасины и четыре скальпа. Зовут его Монтигомо Ястребиный Коготь.      - А с татарским послом виделся?      - Это со стриженым? Будьте уверены.      - Татарин - он бритый.      - Стриженый.      - Бритый!..      Царь Иван ударил жезлом царевича, который, падая, задел такой ящик, в котором ставят сразу несколько икон, которые изображают разных святых, которых церковь считает праведниками.      Тут прибежали царские стольники, спальники, рукомойники, подстаканники и набалдашники...            (с) В. Ардов.