Леонид Ашкинази            Легко ли быть евреем?            Социологи много и полезно обсуждают вопрос - что такое "еврей"? Француз твердо знает, что он - француз, и ни один англичанин не усомнится в его праве так себя называть. Еврей же иногда сомневается в своей национальной идентификации, а мой бывший начальник, строивший из себя в доперестроечные времена интеллигента, говорил иногда - конечно, чтобы сделать мне приятно! - "какой же ты еврей".      Когда еврея спрашивают, что значит "быть евреем", более половины отвечают - "испытывать гордость за свой народ". Примерно так могли бы ответить на аналогичный вопрос и представители других национальностей. Возникает впечатление, что гордиться своим народом - довольно распространенное дело. Свойство "испытывать гордость за свой народ" трудно отделить от свойства "гордиться принадлежностью к своему народу". Ибо слово "свой" в первой формулировке и означает принадлежность. Для сравнения: я испытываю гордость за армянский народ, создавший высокоразвитую культуру на голых камнях. Но сам я к этому народу не принадлежу.      Интеллигентные люди, причем именно евреи-ассимилянты, не раз объясняли мне, что гордость можно испытывать только за то, что сделал сам. Некоторые защищаются от этого наезда с помощью возражения: свободный выбор также создает основания для гордости. Если я не вырос в лоне фаршированной щуки, а свободно выбрал морковку с черносливом, то могу ею гордиться. Однако тут уж я возражу: с какой это стати выбор создает сам по себе право на гордость? Если я из бумажки с Большим театром и бумажки с Владивостокским портом свободно выберу первую - так чем я буду гордиться? Тем, что умею отличать пять нулей от трех?      Первый и, наверное, везде, кроме территории бывшего СССР, самый распространенный случай - когда человек вырастает в лоне своего народа. Любит королеву, ходит в паб, носит с собой зонт. Может ли такой человек гордиться своим народом? Несомненно. Более того - это естественно, ибо те правила. которые ему внушали, те идеалы, на которых его воспитывали - это правила и идеалы его народа. Мы гордимся своими учителями, а мой народ это и есть мой учитель.      Конечно, человек может со временем по тем или иным причинам, чаще всего из-за жизненных неудач, в сочетании с определенными свойствами психики начать искать виноватых. И зачастую он их находит - вокруг себя; в зависимости от "масштабности" мышления он может счесть виноватыми жену, демократов, свой народ или сразу всех людей. Тут уж как повезет - может и еврей стать антисемитом. Истории такие случаи известны. Принесем свои соболезнования и пойдем дальше. Но это мы обсуждали гордость за народ, а может ли человек гордиться принадлежностью к своему народу, в лоне которого вырос? Да, может, и вот почему: раз он жил вместе с народом, он так или иначе участвовал во всех его делах - рожал, воспитывал, учил, строил, читая Книгу и думал о Ней и о Нем. А если он - Спиноза или рабби Акива - то он своим существованием, своей работой вселял гордость и надежду в сердца своих сограждан. Можно, конечно, возразить - каждый отдельный человек, если он не Маркс или Эйнштейн, внес маленький вклад. Да, но без маленьких вкладов не было бы и больших; маленький вклад тоже для кого-то был важен и. быть может, кого-то и спас. Не народ, а одного из народа; но ведь народ и состоит из "одних", из отдельных людей. Так что гордиться есть чем.      Ситуация становится сложнее, если ты был предателем и убийцей, но ты уж сам реши эту проблему, оцени свои действия и свою роль. В крайнем случае, люди помогут тебе оценить, если ты вообще придаешь значение их мнению. И еще один аргумент - самим фактом принадлежности к своему народу, тем, что ты не ушел из него, не стал ассимилянтом или выкрестом, прельстившись одним из многих соблазнов, ты помог народу выстоять и продолжить существование. Ты помог всем "одним" из твоего народа, тем, кому как и тебе, нужен этот народ. И, если отвлечься на минуту от роли высшей силы, то наш народ - это наше коллективное творение, наш акт коллективного "продолжающегося творения", который мы совершаем изо дня в день, из года в год, шестую тысячу лет, из погрома в погром, из Храма в Храм. Но есть среди нас те, кто не вырос в лоне народа, а пришел в него. Почему они могут гордиться своим народом и тем, что принадлежат к нему? Прежде всего, заметим, что все это чувства, за которые никто ни перед кем не отвечает и отчитываться не должен. Собственно, это следовало сказать с самого начала: чувства - личное дело каждого. Но если мне начинают объяснять, что я не должен чем-то гордиться или не должен кого-то любить, то в зависимости от серьезности аргументации, уважаемости собеседника и общественной, так сказать, значимости вопроса, можно и послать собеседника подальше, и обсудить вопрос. О любви не будем, а насчет гордости народом и своей принадлежностью к нему мне показалось небесполезным обсудить. Вот почему вы и читаете эту заметку.      Вернемся, однако, к тем, кто пришел к своему народу. Что нынче для бывших советских народов не такое уж редкое явление. Цыгане всегда и все помнили, что они цыгане, немцы помнили почти все, дальше длинный перечень, и где-то в нем евреи. Степень ассимиляции разных народов зависела от многих причин и не будем ее сравнивать; тем более, что и измерять ее не совсем понятно как. Итак, человек из ассимилированной среды в той или иной мере, тем или иным способом, вернулся в свой народ. Что он может возразить демократу-ассимилянту насчет гордости и причин для нее? Во-первых, все то, что написано выше. Ведь если он вернулся, значит, что-то было в нем и раньше, не на голом же месте возникло то, что направило его к нам. Во-вторых, он может еще раз произнести все то, что написано выше, ведь если он пришел к нам, то теперь он с нами и часть нас. Самое же главное - третье. Согласно общеизвестной еврейской традиции, неофит заслуживает большей заботы и любви, чем тот, кто воспитан и вырос в лоне своей национальной культуры. Заботы - потому, что ему труднее, любви - потому, что он выбрал нас в акте свободного выбора, в акте волеизъявления, и он мог выбрать других. Добавим к этому то, что, выбирая еврейский народ, ты выбираешь гонимый народ, ты выбираешь преследуемый народ, ты выбираешь бремя проблем, ограничений, сомнений и опасностей. Везде и во всем мире, даже в самых благополучных странах, что-то из этого списка есть всегда. А во многих странах - есть все сразу. Поэтому подумай трижды, прежде чем выбрать этот объект для чувства гордости. В жизни, честное слово, есть пути попроще.      Но еврейские девушки мне нравятся больше других. Я горжусь за свой народ. "Невское время"/"Наблюдатель" 04.04.97      --------------------------------------            Арафат привычек не меняет            Если кто-нибудь скажет вам, что палестинский лидер Ясир Арафат - серьезный политик, не верьте. На днях он лично опроверг это клеветническое измышление. На правительственной встрече в Шри-Ланке, когда дело дошло до общения с журналистами, Арафата лукаво спросили: "Когда вы были экстремистом и считались международным террористом номер один, вы никогда не расставались с пистолетом. И, помнится, поклялись не разоружаться до полной победы над "израильскими агрессорами". Господин Арафат, вы уже стали серьезным политиком? Или изменили своим идеалам и не носите больше оружие?" Ясир Арафат, возмущенный таким предположением, выхватил из-под кителя пистолет и, потрясая им, закричал, что никогда своим идеалам не изменит.      Президент Израиля Биньямин Нетаньяху, комментируя поведение своего политического оппонента, заявил, что после подобных заявлений глупо требовать, чтобы он относился к Ясиру Арафату, как равный к равному. "Где это видано, - удивился Нетаньяху, - чтобы реальный глава реального государства носил о кармане оружие! Мало того, что Арафат приходит вооруженным на дипломатические мероприятия, он еще и размахивает пистолетом перед носом журналистов. Не говоря уже о том, что гордится своим поведением". "Аргументы и факты" #26 - июнь 1997      ------------------------------------