Андрей Николаев            ЭРЛ СТЭНЛИ ГАРДНЕР - АДВОКАТ И ПИСАТЕЛЬ                  Бытует мнение, что каждый образованный, интеллигентный человек может написать в своей жизни один хороший роман - о себе. Не знаю, слышал ли известный в Калифорнии адвокат Эрл Стенли Гарднер о подобном мнении. Но он написал. О себе. Вернее, об адвокате Перри Мейсоне. Сейчас уже не ясно, было ли первое дело Перри Мейсона, конкретным случаем из практики известного адвоката, или вымышлено отчасти либо полностью, но рождение состоялось. Рождение писателя Эрла Стенли Гарднера и известного персонажа, вошедшего в один ряд с прославленными Огюстом Дюпеном, Шерлоком Холмсом, патером Брауном, Эркюлем Пуаро, комиссаром Мегре и Ниро Вульфом (родившимся, кстати, в один год с Перри Мейсоном и еще очень большой вопрос - кто из двух героев-интеллектуалов популярнее).            Нельзя сказать, что автор романа "Бархатные коготки", опубликованного в тысяча девятьсот тридцать третьем году и сразу принесший Гарднеру литературные лавры, до этого вообще не имел дела со словом. Родился Гарднер в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году и в начале двадцатых годов занимался адвокатской практикой, принесший ему достаточную известность в обществе, в небольших калифорнийских городках: сперва он открыл адвокатскую контору в Окснарде, затем перебрался в Вентуру. Уже в те годы он совмещал юридическую практику с литературными опытами, поставляя в различные журналы многочисленные вестерны и удивительные истории, а также заметки в газетные рубрики уголовной хроники.            После рождения Перри Мейсона, Гарднер оставил адвокатскую практику и полностью переключился на литературную деятельность, сделав на долгие годы полюбившегося читателям персонажа своим постоянным героем.            Надо сказать, что в развитии детективного жанра в начале тридцатых годов наметился определенный кризис, появились новые веяния. Традиционный интеллектуальный детектив, рожденный великими Эдгаром По и Конан-Дойлем, уже закостеневал, терял свежесть. Появились мастера-виртуозы вроде известного писателя Уильяма Айриша (настоящее имя Корнелл Хопли Вулрич), который почти все романы строил на убийстве в запертой комнате. В эти годы начали активно работать в новом жанре "черного детектива" Дэшил Хэммет и Раймонд Чандлер, герои которых не столько думали головой, сколько действовали кулаками и пистолем, частенько принимая на себя функции закона и карая преступников собственноручно. Произведения Хэммета и Чандлера имели шумный (и, надо отдать должное, заслуженный) успех, и по их следам кинулись целые толпы эпигонов, имен которых сейчас уже никто и не вспомнит (ну, разве что кроме самых талантливых, вроде Рене Раймона, больше известного читающей публике, как Джеймс Хэдли Чейз).            Взяв на вооружение новейшие приемы, Гарднер придерживался эстетики "интеллектуального детектива", досконально изучив все законы жанра. Перри Мейсон крайне редко действует кулаками, хотя уверен в себе и не побоится пойти с голыми руками против вооруженного преступника. Козыри Мейсона - незаурядный, аналитический ум, воля к победе, солидный багаж знаний и блестящее ораторское мастерство. И если в первых романах Перри Мейсон позволял себе откровенно хулиганские выходки, то с годами, становясь солиднее, он все более и более шлифует методы работы.            Про Перри Мейсона написано около восьмидесяти романов и большое количество рассказов и повестей, составивших десяток сборников. Гарднеру удалось создать особую, неповторимую атмосферу романов про Мейсона, сочетающую динамизм сюжета, игру в головоломку, запоминающийся легкий стиль и некую сквозную линию повествования. Каждый роман самостоятелен, но...            Мейсона окружают люди, запомнившиеся и полюбившиеся читателю. Не желая отступать от традиций, заложенных сэром Артуром Конан-Дойлем, Гарднер дал в спутники Мейсону своего доктора Ватсона, но не слепо скопировал уже многократно отыгранный шаблон, а сделал его... женщиной, обаятельной секретаршей Деллой Стрит, безнадежно влюбленный в своего шефа. И старый шаблон заиграл по-новому. Но Гарднер и здесь пошел дальше, придумав Мейсону весьма полезного друга и коллегу - детектива Пола Дрейка. Много ли из известных сыщиков обладали помощником, готовым таскать для него каштаны из огня? На память приходит разве что Арчи Гудвин, однако, как уже упоминалось, рождение двух авторов состоялось почти одновременно. Достаточно запоминающиеся у Гарднера и офицеры полиции, хотя, казалось бы, тоже уже набившие оскомину персонажи-шаблоны, но Гарднер умудряется наделить их неуловимо-индивидуальными черточками. Лейтенанта Трэгга из Отдела по расследованию убийств, никогда не спутаешь, скажем, с инспектором Крамером из нью-йоркской полиции, или инспектором Лейнстредом из Скотланд-Ярда.            Читателям, с упоением переходящим от одного романа про Перри Мейсона к следующему, следует учитывать то обстоятельство, что перед ним не подробные хроники или жизнеописание адвоката. Лишь рассказы о громких, наиболее интересных делах, которые могут занять на вечер-два. Но автор постоянно, хотя и не навязчиво, дает картину общей деятельности Перри Мейсона - деталь в одном романе, деталь в другом. Нет смысла в детективном повествовании, где все строго подчинено логике и динамике развития сюжета, рассказывать о делах незначительных, рутинных, читателю мало неинтересных. Но, большинство романов цикла о Перри Мейсона не начинаются с убийства, речь идет именно о рутинных делах, неожиданно приобретающих трагический поворот - только о таких делах читать интересно, только такие сюжеты ожидает читатель, беря в руки книгу о полюбившемся адвокате. И никогда не остается разочарован -романы о Перри Мейсоне, как говорится, проверены временем.            Из произведения в произведение Мейсон меняется. Если в самом первом романе о Мейсоне, "Бархатные коготки" адвокат не боится признать: "Мои клиенты не всегда безупречны. Некоторые - это обычные преступники. Многие вероятно виновны. Не мое дело решать это. Это решает только Суд Присяжных.", то впоследствии, подразумевается, что адвокат убийц не защищает. Это не афишируется постоянно, как в романах про Ниро Вульфа, но подчеркивается: один из первых вопросов, которые Мейсон задает потенциальному клиенту, прежде чем защищать на суде: "Виновны ли вы?". Предполагается, что Мейсон прекрасно может отличить правду от лжи, и случаи, когда он не верит человеку и отказывается защищать, нет смысла описывать в романах. Не смотря на заявление Мейсона, он не защищает убийц, исключение составляет лишь "Дело о воющей собаке", но клиент Мейсона, поистине достоин оправдания.            И еще хотелось бы поговорить о теме, прямо в романах о Перри Мейсона не заявленной, но проходящей сквозной мыслью через большинство произведений цикла - об отношениях обвинения и защиты. Эта тема, кстати, также намечена в первом же романе Гарднера: "Прокурор на голову встает, чтобы доказать обвинительный акт, а моим делом является обеспечить самую сильную позицию обвиняемому, а уж решение принадлежит присяжным. Такова наша юридическая система. Если бы прокурор играл честно, то и я мог бы играть честно. Но прокурор хватается за любые средства, чтобы получить приговор. Поэтому и я должен хвататься за любые средства, чтобы достичь оправдания. Мы как две соперничающие футбольные команды. Одна жмет в одну сторону, другая в другую."            На протяжении десятилетий Гарднер из эпизода в эпизод (то есть на конкретных делах) демонстрирует противостояние в Суде окружного прокурора Гамильтона Бергера с помощниками и Перри Мейсона. Доведенный до бешенства прокурор желает любой ценной выиграть процесс у Перри Мейсона. Любой ценой - и нет ему дела до конкретного человека, которого он обвиняет. Любой ценой - до замалчивания фактов и сокрытия улик... Впрочем, Мейсон отвечает ему там же... Вынужден это делать, чтобы не допустить вынесения приговору невинному (другое дело, приходит на ум мысль, что если адвокат будет иметь неопровержимые доказательства виновности клиента по ходу процесса, он, видимо, все равно станет добиваться оправдания, чтобы защитить свою репутацию, но, как уже говорилось - его подзащитные всегда не виновны, других случаев у Гарднера не описано). И Мейсон, несомненно, - борец за справедливость, невзирая на процитированные выше слова, именно поэтому адвокат любим и почитаем читателями на протяжении уже более полувека.            Но Гарднер не ограничивался только демонстрацией в своих произведениях очевидной несправедливости существовавшей судебной системы. Вместе с известным руководителем частного детективного агентства Р.Шиндлером, владельцем журнала "Эргоси" Х.Стигером и доктором медицины Л.Шнайдером в тысяча девятьсот сорок восьмом году он создает благотворительную организацию "Суд последней надежды", которая расследовала случаи несправедливо осужденных людей. О деятельности организации, Гарднер впоследствии написал документальную книгу, которая так и называлась "Суд последней надежды".            Самое забавное, что судебная реформа в США действительно состоялась, и, как следствие, в середине шестидесятых годов Перри Мейсон прекратил существование на страницах новых романов. Адвокат не мог вести дела другим способом, он удалился на заслуженный покой. Его сменил детектив Дональд Лэм с неизменной партнершей Бертой Кул. А также прокурор Дуг Селби. В первый сериал, опубликованный Гарднером под псевдонимом А.А.Фэйр, входит около тридцати романов, во второй - десять.            Гарднер был необычайно плодовитым автором даже для США, он написал за свою жизнь более ста романов. Высказывалось мнение, что на него работают литературные поденщики. Один из издателей Гарднера даже вынужден был выступить с заявлением, что обещает денежную премию в сто тысяч долларов тому, кто представит доказательства, что хоть одна строка написана за Гарднера другим человеком. Премия так и не была востребована.            Впрочем, объяснения тут могут быть вполне простыми. Динамичный, легкий язык романов Гарднера не осложнен малопонятными метафорами, сюжет развивается легко и логично - Гарднер наговаривал свои романы в диктофон, словно привычно выступая в суде. А потом уже работал с текстом, что распечатывали с записи - согласитесь, это сильно облегчает процесс (таким же образом в конце своей бурной карьеры работал другой выдающийся мастер детектива - Жорж Сименон).            А уж сюжетов, которые черпал в богатейшей адвокатской практике, и знания жизненных ситуаций Гарднеру было не занимать: он являлся почетным доктором права, член Американской судебной корпорации, Американской Академии судебных наук, Американского общества криминологии, Американской академии права, Гарвардской Ассоциации полицейских наук.            Романы про Перри Мейсона обладают удивительным качеством - прочитав один, даже если за окном глубокая ночь, трудно удержаться и не начать следующий, затягивает еще как. И дело даже не в конкретном сюжете, не в очередной запутанной истории, в которой безумно увлекательно разбираться - хочется вновь встретиться с неутомимым борцом за честь и свободу несправедливо обвиняемых обаятельным адвокатом Перри Мейсоном, его верными спутниками Деллой Стрит и Полом Дрейком, и даже с лейтенантом Трэггом, который по-своему очень симпатичен, хотя частенько и противостоит главному герою.            С момента смерти Эрла Стенли Гарднера прошло уже четверть века. Но книги его не стареют. Чему гарантами высокое мастерство писателя, динамизм и острота сюжета и обаяние индивидуальностей главных персонажей.             ЭРЛ СТЭНЛИ ГАРДНЕР - АДВОКАТ ПЕРРИ МЕЙСОН (PERRY MASON)                  1. "The Case of the Velvet Claws", 1933,      "Дело о бархатных коготках"      2. "The Case of the Sulky Girl", 1933,      "Дело о мрачной девушке"      3. "The Case of the Lucky Legs", 1934,      "Дело об обладательнице счастливых ног"      4. "The Case of the Howling Dog", 1934,      "Дело о воющей собаке" ("Перри Мейсон рискует")      5. "The Case of the Curious Bride", 1934,      "Дело любопытной новобрачной"      6. "The Case of the Counterfeir Eye", 1935,      "Дело о фальшивом глазе"      7. "The Case of the Caretaker's Cat", 1935,      "Дело о коте привратника"      8. "The Case of the Sleepwalker's Niece", 1936,      "Дело о племяннице лунатика"      9. "The Case of the Stuttering Bishop", 1936,      "Дело о заикающемся епископе"      10. "The Case of the Dangerous Dowager", 1937,      "Дело о рисковой вдове"      11. "The Case of the Lame Canary", 1937,      "Дело о хромой канарейке"      12. "The Case of the Substitute Face", 1938,      "Дело о подставном лице"      13. "The Case of the Shoplifter's Shoe", 1938,      "Дело о туфельке магазинной воровки"      14. "The Case of the Perjured Parrot", 1939,      "Дело о лжесвидетельствующем попугае"      15. "The Case of the Rolling Bones", 1939,      "Дело об игральных костях"      16. "The Case of the Baited Hook", 1940,      "Дело о крючке с наживкой"      17. "The Case of the Silent Partner", 1940,      "Дело о молчаливом партнере"      18. "The Case of the Haunted Husband", 1941,      "Дело о преследуемом муже"      19. "The Case of the Empty Tin", 1941,      "Дело о пустой жестянке"      20. "The Case of the Drovning Duck", 1942,      "Дело об утонувшем утенке"      21. "The Case of the Careless Kitten", 1942,      "Дело о беззаботном котенке"      22. "The Case of the Buried Clock", 1943,      "Дело о закопанных часах"      23. "The Case of the Drowsy Mosquito", 1943,      "Дело о сонном моските"      24. "The Case of the Crooked Candle", 1944,      "Дело об искривленной свече"      25. "The Case of the Black-Eyed Blonde", 1944,      "Дело о блондинке с подбитым глазом"      26. "The Case of the Golddigger's Purse", 1945,      "Дело о сумочке вымогательницы" ("Золотые рыбки")      27. "The Case of the Half-Wakened Wife", 1945,      "Дело о полусонной жене"      28. "The Case of the Borroved Brunette", 1946,      "Дело о наемной брюнетке"      29. "The Case of the Fan Dancer's Horse", 1947,      "Дело о лошади любителя танцев"      30. "The Case of the Lazy Lover", 1947,      "Дело о ленивом любовнике"      31. "The Case of the Lonely Heiress", 1948,      "Дело об одинокой наследнице"      32. "The Case of the Vagabond Virgin", 1948,      "Дело о девственнице-бродяжке"      33. "The Case of the Dubious Bridegroom", 1949,      "Дело о сомнительном женихе"      34. "The Case of the Cautious Coquette", 1949,      "Дело о кокетке в разводе"      35. "The Case of the Negligent Nymph", 1950,      "Дело о небрежной нимфе"      36. "The Case of the One-EyedWitness", 1950,      "Дело об одноглазой свидетельнице"      37. "The Case of the Fierry Fingers", 1951,      "Дело о светящихся пальцах"      38. "The Case of the Angry Mourner", 1951,      "Дело о сердитой плакальщице"      39. "The Case of the Mont-Eaten Mink", 1952,      "Дело о норке, тронутой молью"      40. "The Case of the Grinning Gorilla", 1952,      "Дело о смеющейся горилле"      41. "The Case of the Hesitant Hostess", 1953,      "Дело о нерешительной хостессе"      42. "The Case of the Green-Eyed Sister", 1953,      "Дело о зеленоглазой сестре"      43. "The Case of the Fugitive Nurse", 1954,      "Дело о беглой медсестре"      44. "The Case of the Runaway Corpse", 1954,      "Дело о сбежавшем трупе"      45. "The Case of the Restless Redhead", 1954,      "Дело о беспокойном рыжем"      46. "The Case of the Glamorous Ghost", 1955,      "Дело очаровательного призрака"      47. "The Case of the Sun Bather's Diary", 1955,      "Дело о дневнике загорающей"      48. "The Case of the Nervous Accomplice", 1955,      "Дело о нервной сообщнице"      49. "The Case of the Terrified Typist", 1956,      "Дело об испуганной машинистке" ("Поклонник мисс Уэст")      50. "The Case of the Demure Defendant", 1956,      "Дело о скромной подзащитной"      51. "The Case of the Gilded Lily", 1956,      "Дело о позолоченной лилии"      52. "The Case of the Lucki Loser", 1957,      "Дело об удачливом проигравшем"      53. "The Case of the Screaming Woman", 1957,      "Дело о кричащей женщине"      54. "The Case of the Daring Decoy", 1957,      "Дело о дерзкой ловушке"      55. "The Case of the Long-Legged Models", 1958,      "Дело о длинноногих манекенщицах"      56. "The Case of the Foot-Loose Doll", 1958,      "Дело о кукле с оторванной ногой"      57. "The Case of the Calendar Girl", 1958,      "Дело о девушке с календаря" ("Адвокат Перри Мейсон")      58. "The Case of the Deadly Toy", 1959,      "Дело о смертельной игрушке"      59. "The Case of the Mythical Monkeys", 1959,      "Дело о мифических обезьянках"      60. "The Case of the Singing Skirt", 1959,      "Дело о поющей девушке"      61. "The Case of the Waylaid Wolf", 1960,      "Дело о подстерегающем волке"      62. "The Case of the Duplicate Daughter", 1960,      "Дело о двойнике дочери"      63. "The Case of the Shapely Shadow", 1960,      "Дело о стройной тени"      64. "The Case of the Spurious Spinster", 1961,      "Дело о фальшивой старой деве"      65. "The Case of the Bigamous Spouse", 1961,      "Дело о двоеженце"      66. "The Case of the Relicant Model", 1962,      "Дело об упрямой манекенщице"      67. "The Case of the Blonde Bonanza", 1962,      "Дело о белокурой удаче"      68. "The Case of the Ice-Gold Hands", 1962,      "Дело о ледяных руках"      69. "The Case of the Mischievous Doll", 1963,      "Дело о порочной кукле"      70. "The Case of the Sterdaughter's Secret", 1963,      "Дело о секрете падчерицы"      71. "The Case of the Amorous Aunt", 1963,      "Дело о влюбленной тетушке"      72. "The Case of the Daring Divorcee", 1964,      "Дело о дерзкой разведенной"      73. "The Case of the Phantom Fortune", 1964,      "Дело о призрачной удаче"      74. "The Case of the Horrified Heirs", 1964,      "Дело напуганных наследниках"      75. "The Case of the Troubled Trustee", 1965,      "Дело о взволнованном опекуне"      76. "The Case of the Beautiful Beggar", 1965,      "Дело об очаровательной попрошайке"      77. "The Case of the Worried Waitress", 1966,      "Дело о встревоженной официантке"      78. "The Case of the Queenly Contestant", 1967,      "Дело о королеве красоты"      79. "The Case of the Careless Cupid", 1968,      "Дело о небрежном Купидоне"      80. "The Case of the Fabulous Fake", 1968,      "Дело о знаменитой подделке"      81. "The Case of the Fenced-In Woman", 1972,      "Дело о женщине за колючей проволокой"      82. "The Case of the Postroned Murder", 1973,      "Дело об отложенном убийстве"