Борис Степанович Житков            Кенгура                  ---------------------------------------------------------------------      Книга: Б.Житков. "Джарылгач". Рассказы и повести      Издательство "Детская литература", Ленинград, 1980      OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 9 июня 2002 года      ---------------------------------------------------------------------                  На парусном судне "Зазноба" служил матросом один литвин, Заторский, пудов на шесть дядя. Силы медвежьей. Бывает, тянут хлопцы брас*, пятеро их стоит, тужатся, жилятся; Заторский подойдёт, упрется - те только за ним слабину подбирают за кнехт крепят.      ______________      * Брас - снасть, которой поворачивают рею.            Он откудова-то из лесов был и мужицкой повадки своей не бросал: хоть за мокрое берется, а непременно вперед в руки поплюет. Ноги узловатые, как коренья, и ходит, будто за землю хватается, так и гребет.      Бить он никогда никого не бил. Возятся с ним ребята, иной раз - в штиль ведь делать-то нечего - бросаются, как собаки на медведя, а он только смеется. Потом поплюет в руки, сгребет троих, что хвороста охапку, и положит, не торопясь, на палубу. Добрый был и неразговорчивый. Это уж когда с полчаса все молчат, он, бывало, вдруг хриплым басом заведет: "А у нас в зиму - самая охота". Смешно: штиль, жара, море - как масло, а он про снег, про берлоги. Только это редко с ним бывало.      На берег идешь: там в случае скандальчик или что - за ним, как за каменной горой - в обиду не даст.      Вот как-то раз сидим мы на берегу в пивной, и Заторский с нами. Денег мало, так что выпиваем потихоньку. Молчат все.      Заторский уж начал объяснять, как у них там на волка капканы ставят, а Простынев вдруг перебивает:      - Идем в цирк!      Идем да идем - и так пристал: болтает, ломается. И ведь черт его знает, как он у нас на судне завелся: в каком-то порту подобрали. Жиденький весь какой-то, скользкий, дрыгается. Ну, слякоть одна.      И вечно врет. То говорит, что из Москвы, то он саратовский. А может быть, он и не Простынев вовсе? То у него мать вдова, то он у тетки жил. Так его и звали: теткин сын.      Выпил он на грош, а орет на весь кабак: в цирк, да в цирк. А по нему, шельме, видно, что это он неспроста. И все около Заторского пляшет, за рукав тянет: ничего, мол, стоить не будет, так пустят, без денег, у него там знакомые. И крестится и ругается - это все у него вместе.      Пошли мы - так он надоел. Знали, что врал. Так и оказалось: заплатили. С разговором, правда, а все-таки заплатили. Сели.      Смотрим представленье. Ну, как обыкновенно: лошади, клоуны. Наверху человек двоих в зубах держал. Заторский посмотрел:      - Ну, - говорит, - ежели этот кусит...      И головой только помотал.      Под конец музыка остановилась, выходит человек в вязаной фуфайке и с ним кенгура. В рост человека зверь, серой масти. На задних ногах, как на лыжах стоит; передние лапки короткие, как ручки. И на всех четырех лапах у него рукавицы шарами и крепко к лапам примотаны ремешками.      У этого, что его вывел, такие же шары на руках. Вышел распорядитель на середину и говорит:      - Сейчас почтеннейшей публике австралийский зверь кенгура покажет упражнение в боксе. Редкий случай искусства.      И вот этот человек в вязанке давай наступать на свою кенгуру с кулаками.      Она живо заработала ручками - трах-трах! - лап не видно. Хозяин отбивается, но, видать, она его не очень-то садит - ученая.      Всем смешно, все хлопают. Тут снова музыка ударила, и кенгура перестала драться.      Опять выходит распорядитель, поднял руку, музыка остановилась.      - Вот, - говорит, - публика убедилась наглядно, как работает австралийский зверь кенгура! Желающие испытать свои силы, могут выступить в бой без перчаток. Кенгура работает в перчатках. Если кто победит зверя, получает немедленно тут же сто рублей деньгами.      Весь цирк молчит - слышно, как фонари жужжат.      Вдруг слышу:      - Есть желающий!      - Здесь!      Гляжу - это Простынев орет. Подплясывает, тянет Заторского за рукав. Заторский стыдился, покраснел, отмахивается. Весь цирк на него пялится, орут все:      - На арену! Га! А!      Такой содом поднялся. Заторский в ноги глядит, а Простынев, теткин сын, вскочил на сиденье, на Заторского руками тычет - "вот! вот!", да вдруг как сорвет с него фуражку и швырнул на арену.      Заторский вскочил - в проход, вниз, через барьер, за фуражкой.      Только он на арену - кенгура прыг! И загородила фуражку. Головка у ней маленькая, собачья, стоит и кулачками пошевеливает - и около самой фуражки.      Тут распорядитель махнул рукой, и барабан в оркестре ударил дробь.      Заторский что-то кричит на кенгуру - ничего за барабаном не слыхать, - а кенгура на него хитро так и зло глядит и все кулачками шевелит. Дразнит. Уперлась хвостом в песок, хвост у ней мясистый, упористый - твердо стоит, проклятая.      Заторский на нее рукой, как на теленка, по-деревенски - видно, отпугнуть хотел.      Вдруг кенгура задней ногой, как лыжей, - бах ему в живот. Да здорово! Заторский так и сел, глаза выпучил. Вдруг, вижу, озверело лицо, побагровел весь, вскочил да как заревет быком - куда твой барабан! Как рванется на кенгуру - раз! раз! Сбил с ног и с хвоста, с этого, насел. Весь цирк на ноги встал, и барабан оборвался.      А Заторский и себя не помнит: где и что. Сидит на кенгуре и молотит, морду ей в песок вколачивает.      Хозяин к нему - куда тут... И распорядитель и циркачи все вскочили - еле оторвали. Поставили Заторского на ноги.      Он огляделся, вспомнил, где он, и бегом в проход, вон из цирка, как был - без шапки. Мы за ним.      Нагнали его на углу. А он отдышаться, отплеваться не может.      Я ему:      - Чего ты озверел-то?      - Тьфу, - говорит, - обидно... зверь ведь... а с подлостью.      А тут Простынев нагоняет.      - Получил, - говорит. - Половина мне, потому без меня ты и не пошел бы!      Смотрю, Заторский снова озверел, как зарычит:      - Иди ты к...      Простынева и след простыл. Больше мы его и не видели.      А кенгуры три недели в афишах не было, так мы и в море ушли.