БУЛАТ ОКУДЖАВА            АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ            ГЕНИЙ            Это было задолго до войны. Летом. Я жил у тети в Тбилиси. Мне было двенадцать лет. Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение казалось мне замечательным. Я всякий раз читал вновь написанное дяде и тете. В поэзии они были не слишком сведущи, чтобы не сказать больше. Дядя работал бухгалтером, тетя была просвещенная домохозяйка. Но они очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: "Гениально!"      Тетя кричала дяде: "Он гений!" Дядя радостно соглашался: "Еще бы, до^рогая. Настоящий гений!" И это ведь все в моем присутствии, и у меня кружилась голова.      И вот однажды дядя меня спросил:      - А почему у тебя нет ни одной книги твоих стихов? У Пушкина сколько их было... и у Безыменского... А у тебя ни одной...      Действительно, подумал я, ни одной, но почему? И эта печальная несп^раведливость так меня возбудила, что я отправился в Союз писателей, на улицу Мачабели.      Стояла чудовищная тягучая жара, в Союзе писателей никого не было, и лишь один самый главный секретарь, на мое счастье, оказался в своем ка^бинете. Он заехал на минутку за какими-то бумагами, и в этот момент во^шел я.      - Здравствуйте, - сказал я.      - О, здравствуйте, здравствуйте, - широко улыбаясь, сказал он. - Вы ко мне?      Я кивнул.      - О, садитесь, пожалуйста, садитесь, я вас слушаю!..      Я не удивился ни его доброжелательной улыбке, ни его восклицаниям и сказал:      - Вы знаете, дело в том, что я пишу стихи...      - О! - прошептал он.      - Мне хочется... я подумал: а почему бы мне не издать сборник стихов? Как у Пушкина или Безыменского...      Он как-то странно посмотрел на меня. Теперь, по прошествии стольких лет, я прекрасно понимаю природу этого взгляда и о чем он подумал, но тогда...      Он стоял не шевелясь, и какая-то странная улыбка кривила его лицо. Потом он слегка помотал головой и воскликнул:      - Книгу?! Вашу?!. О, это замечательно!.. Это было бы прекрасно! - Потом помолчал, улыбка исчезла, и он сказал с грустью: - Но, видите ли, у нас трудности с этим... с бумагой... это самое... у нас кончилась бума^га... ее, ну, просто нет... финита...      - А-а-а, - протянул я, не очень-то понимая, - может быть, я посовету^юсь с дядей?      Он проводил меня до дверей.      Дома за обедом я сказал как бы между прочим:      - А я был в Союзе писателей. Они там все очень обрадовались и сказа^ли, что были бы счастливы издать мою книгу... но у них трудности с бумагой... просто ее нет...      - Бездельники, - сказала тетя.      - А сколько же нужно этой бумаги? - по-деловому спросил дядя.      - Не знаю, - сказал я, - я этого не знаю.      - Ну, - сказал он, - килограмма полтора у меня найдется. Ну, может, два...      Я пожал плечами.      На следующий день я побежал в Союз писателей, но там никого не было. И тот, самый главный, секретарь тоже, на его счастье, отсутствовал.                  ЛЮБОВЬ НАВЕКИ            В ранней молодости я был поразительно влюбчив. Нет-нет, это была не похотливость, не склонность к разврату, не холодная расчетливость самца. Это был жаркий огонь, умопомрачение, платоническое безумие. Я влюблялся. И когда смотрел на предмет своей влюбленности, у меня вырастали крылья, и я понимал, что отныне это навсегда.      Конечно, некоторое легкомыслие, свойственное возрасту, определяло степень этого пожара, но я был абсолютно порядочен, верен, щедр, склонен к самопожертвованию и счастлив. И все это до той поры, пока не возникала другая.      Когда появилась Алиса Бошьян, я вздрогнул и понял, что это навсегда. Ее предшественница тотчас померкла. И дело тут было не в красоте, не в особых каких-то достоинствах. Я уже тогда сознавал, что есть что-то, какая-то таинственная власть, утверждающая мое восхищение. Смешно было бы говорить, что у этой, например, глаза были прекраснее, чем у той, или что у этой манера общения была обворожительней. Нет-нет, и глаза у той были прекрасней, и манера общения, и нос, и губы, и характер... А сгорал от этой и искренне верил, что уж теперь все, что это навеки.      Когда появилась Алиса Бошьян, я вздрогнул. Она была прекрасна. Высо^кая, стройная брюнетка с локонами, покоящимися на плечах, с зелеными глазами, с загадочной улыбкой. Она была немногословна, и за этим тоже таилось нечто, что не давало покоя. Я, как брюнет, обычно был склонен к блондинкам, но тут все блондинки показались заурядными. Я даже, помню, удивлялся, мол, как это можно было иметь дело с той и даже ею восхи^щаться и так обольщаться на ее счет, когда в мире существовала эта!      Я жил тогда в Тбилиси у своей тети. Шел сорок пятый год. Тетя меня очень любила и была мне вместо матери. Меня, как вчерашнего фронтовика, легко приняли в университет и многое прощали. А прощать было что. Фило^логия меня не очень возбуждала, но мысль о том, что я вчерашний фронто^вик, что я жив, что мне в связи с этим все дозволено, что очередная пас^сия не сводит с меня глаз, что вечером мы пойдем с нею в парк Дома офи^церов и будем отбивать ноги в танго, фокстроте, в вальсе-бостоне, - мысль об этом очень возбуждала меня.      И вот появилась Алиса Бошьян, и я вздрогнул и уже через несколько дней решил познакомить ее с моей тетей. Всех предшественниц я тоже при^водил к тете, и всем она давала самые возвышенные оценки. И это стало традицией.      - Вот, - сказал я взволнованно, - знакомьтесь, это Алиса Бошьян.      - Я очень рада, - сказала тетя, - он столько рассказывал о вас, и с таким восхищением, что не терпелось познакомиться... О, вот вы какая! Ну, заходите, заходите, я очень рада...      Мы ужинали втроем. Было очень сердечно. Я смотрел то на Алису, то на тетю. Разговор был милым и непринужденным. Тбилисский вечер вплывал в окно. Как хорошо, что закончилась война!      Уже было довольно поздно, когда я отправился провожать Алису. Вернул^ся я не скоро. Вбежал в квартиру, бросился к тете. Она убирала со стола.      - Ну что?! - почти закричал я. - Какова, а? Я ведь говорил!.. Ты ведь не разочаровалась? Да? Да?..      - Ну что ты, - сказала тетя и погладила меня по голове, - она велико^лепна! Какая фигура! А глаза!.. - Ушла на кухню, вернулась: - Да, кста^ти, может, конечно, мне показалось, но у нее немного кривые ноги... - и тут же поправилась: - ножки... Впрочем, может быть, и показалось... Да это, в сущности, такой пустяк... Не так ли?      - Конечно, - выдохнул я оторопело.      Спал плохо. Просыпался и думал про ноги Алисы. Подумаешь, думал я, какая мелочь! Утром, проснувшись, снова подумал о том же. Приехал в университет, встретил свою сокурсницу Катю Ломан. У нее были точеные ножки. Оглядел остальных сокурсниц. У всех были великолепные ноги. В конце ко^ридора показалась Алиса. Приблизилась. Я отчетливо разглядел, что у нее ноги действительно кривые. Не очень, но кривые. Да и походка неуклюжая и странная, словно она ступает по скользкому полу.      Через неделю, встречаясь, мы просто здоровались, я, кивнув, проходил мимо в аудиторию и усаживался рядом с Катей и, оглядев ее, понимал, что это навеки.                  ГИТАРИСТ            Это случилось в пятьдесят девятом году. Я работал в "Литературной га^зете". У меня уже были первые песенки и первая широкая известность в уз^ком кругу. Это очень вдохновляло меня. Я очень старался понравиться именно им, моим литературным друзьям. Один из них, назовем его Павлом, позвал меня на свой день рождения. Были приглашены и некоторые другие сотрудники из нашего отдела литературы.      Я отправился к Павлу, конечно, вместе с гитарой и со своим ближайшим другом тех лет, начинающим писателем Владимиром Максимовым.      Мы добрались до Плющихи, нашли дом. Нам открыли дверь. Гостей было уже с избытком, и наши уже были здесь.      И вот мы вошли в комнату и начали рассаживаться за уже накрытым столом. Слышался обычный возбужденный галдеж, затем в него вмешался плеск разливаемого в бокалы вина, затем прозвучал тост в честь пунцового име^нинника... И звон стекла, и кряканье, и вздохи - и вдруг тишина и сосре^доточенное поедание праздничных прелестей, и восторженные восклицания, и, в общем, как обычно, удовлетворенное журчание голосов, этакий ручеек, постепенно, от тоста к тосту, превращающийся в мощный поток.      В доме Павла я был впервые, и родственники его были мне незнакомы. Судя по их лицам и разговорам, простые милые люди, в основном из мос^ковских работяг. Они и преобладали за столом. А наших было мало, и они, конечно, старались не очень-то "высовываться" и не нарушать господствую^щего климата своим интеллектуальным вздором. Так, нашептывали друг другу всякие остроты и посмеивались украдкой. Только Володя Максимов был край^не мрачен.      Наконец, когда было достаточно выпито и съедено, отяжелевшие гости потянулись в соседнюю комнату. Мои подмигивали мне многозначительно. Я шел и понимал, что, по уже установившейся традиции, предстоит петь. Меня это в те годы радовало. Я начал привыкать к интересу, который проявляли к моим песням мои друзья. Рядом двигался хмурый Максимов. Пока мы сидели за столом, я, зная о его пристрастии к спиртному, подумал, что наступил этот час и потому он так мрачен. Но оказалось, что он трезв, трезвее меня и всех остальных, и это было непонятно.      В тесной комнате кто сидел, кто стоял. Мне подали гитару. Все замер^ли. Я чувствовал себя приподнято, хотя, конечно, и волновался: очень хотел угодить слушателям.      - Что же мне вам спеть? - спросил я, перебирая струны, - что-то сразу и не соображу...      - Может быть, "Сапоги"? - шепнул кто-то из своих.      Я подумал, что "Песенка о сапогах" - это военное. Это не ко дню рождения... И посмотрел на Максимова. Он был мрачен.      - Ну, "Неистов и упрям...", - подсказали снова.      - Нет, - сказал я, - начну-ка с "Последнего троллейбуса"... Все-таки московская тема...      Я стал перебирать струны. Одна фальшивила. Принялся настраивать. Было тихо. Правда, в соседней комнате звенела посуда: там суетились, приводя стол в порядок.      "Когда мне невмочь пересилить беду..." - запел я. Максимов опустил голову. Выпевая, я подумал, что следующей будет "Песенка о Леньке Коро^леве". Да-да, подумал я, хоть и военная, но все-таки московская.      Я пел и попутно обмозговывал свой небогатый репертуар. И вот конец: "...и боль, что скворчонком стучала в виске, стихает..." - и последний аккорд. Кто-то из своих захлопал. И вдруг из дальнего угла крикнули тре^бовательно:      - Веселую давай!.. "Цыганочку"!..      - "Цыганочку"!.. - загудели гости, и кто-то затянул "Ехал на ярмарку ухарь-купец...".      Я не понимал, что происходит. Стоял, обнимая гитару. Тут ко мне подс^кочил Максимов, дернул меня за руку и прошипел:      - Пошли отсюда!.. - и повел меня насильно в прихожую. - Давай одевай^ся! Скорей, скорей!.. Пошли отсюда!..      Мы вышли из квартиры. Ноги у меня были деревянные. Голова гудела.      - Я не хотел тебе говорить, - сказал, кипя, Максимов уже на ночной улице, - когда мы пришли, там, на столике в прихожей, лежал список гостей, и возле твоей фамилии было написано - "гитарист"!                  БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ            Самое начало шестидесятых. У меня уже некоторая известность. Крутятся магнитофоны. Появляются в газетах бичующие меня фельетоны. Это еще больше усиливает интерес ко мне. Бурное для меня время, очень значи^тельное. Ведь мною интересуется публика, ну, может быть, и не очень широкая, ну и, конечно, интересуются не столько мною, сколько моими песен^ками, которые они пересказывают друг другу, напевают, находят в них что-то близкое для себя... Большая честь.      И вот однажды звонит мужчина с завода твердых сплавов, где-то в райо^не Марьиной рощи. Называется председателем профкома. Голос у него ка^кой-то странный, какие-то подозрительные интонации слышатся в его речи. Он долго выспрашивает меня - Окуджава ли я и пою ли я свои песни... Ах, тот самый?.. И выступаете с ними?.. Ну да... ну конечно... и выступаете... Тогда вам нужно срочно к шести часам быть у нас в профкоме. Тут дело чрезвычайной важности... Тут, понимаете, такая каша заварилась!..      Еду. Ломаю голову: что может быть у меня общего с заводом твердых сплавов?! Какие это твердые сплавы?!      В профкоме множество народу. Все смотрят на меня разинув рты, всплес^кивают руками, ахают, чертыхаются.      - Здравствуйте, - говорю я, - что это случилось?      И председатель профкома, задыхаясь от волнения, рассказывает мне о происшедшем.      О том, как несколько дней назад явился в профком молодой человек вы^сокого роста, широкоплечий. Льняные волосы украшают голову. Голубые глаза дружелюбно распахнуты. Сдержан. Немногословен. Вы про Окуджаву что-нибудь слыхали? Мы говорим, мол, слыхали, слыхали, ну и что? А я и есть Окуджава, ну, здравствуйте. Тут все наши сбежались, и мы начали сговариваться о его выступлении в нашем клубе. Договорились как раз на сегодня, на семь вечера. Он сказал, что ему нужен аванс в пятьдесят рублей, а остальные, мол, после вечера. Ну, мы дали ему аванс, и он ушел. И тут, через полчаса, наш бухгалтер возьми и скажи: по-моему, Окуджава вовсе не такой. Он и постарше, и помельче вроде, худенький такой, и уси^ки у него... Что-то тут не так... Началась у нас паника, и вот сегодня мы к началу вызвали опергруппу после разговора с вами. Скоро он явится, представляете? И возьмут его с поличным, а вы будете свидетелем!      Ко мне подходит лейтенант милиции и спрашивает:      - А документики у вас есть?      Предъявляю ему удостоверение. Все в порядке. Он говорит:      - Прошу всех лишних покинуть помещение.      - Публики полон зал, - говорит кто-то.      Все наэлектризованы. Я больше всех. Дрожь меня сотрясает. Особенно когда думаю о сумме аванса. Ведь в те годы пятьдесят рублей - это была неслыханная плата за выступление, а тут аванс! Я, выступая по разным клубам, получал самое большее тринадцать рублей, а тут аванс!      И вот дело уже к восьми, а мошенника все нет.      - Не придет ваш жулик! - смеется лейтенант. - Что он, дурак, что ли?      - Подождем еще немного, - говорит председатель профкома без всякой надежды.      В восемь часов председатель говорит мне:      - Пойдемте, хоть покажитесь публике... Вот беда!      И вот я выхожу из-за кулис на сцену, и зал меня приветствует, и председатель, вышедший со мной, потерянно говорит в зал:      - Тут, понимаете, вот какая штука получилась... Как бы вам это объяс^нить...      Я отодвигаю его от микрофона и рассказываю о случившемся. Все хохо^чут, аплодируют и кричат:      - Пойте! Пойте!..      Председатель шепчет мне:      - Может, выступите?.. Что же теперь-то... Уж теперь придется...      Вдруг у меня мелькает мысль, что все это затеяно специально, чтобы заставить меня выступить!.. Впрочем, эта мысль тут же гаснет, потому что в те годы меня не нужно было уговаривать и всякое приглашение выступить я почитал за большую честь... И все-таки я замотал головой и наотрез от^казался, мол, я не готовился, и гитары со мной нет, и вообще вы сами видите, как все сложилось...      Так и разошлись.      Через несколько лет в перерыве одного из выступлений кто-то вручил мне конверт. В нем лежала фотография незнакомого мужчины. На обороте была надпись: "Этот человек на книжной ярмарке выдавал себя за вас и давал автографы на ваших книжках".      Глядя на эту фотографию, я вспомнил ту давнюю историю на заводе твердых сплавов. Этот тоже был молодой человек, высокий и широкоплечий. Но он был брюнет, и у него были пышные украинские усы.      И все-таки большая честь.