РОДИНА      Говоришь ты мне слово покоя. Говоришь ты мне слово любви. Говоришь ты мне слово такое, восхищенное слово "Живи!".      Я тобою в мучениях нажит, в долгих странствиях каждого дня. Значит, нужен тебе я и важен, если ты позвала вдруг меня.      Говоришь ты мне долгие сроки. Говоришь ты мне слово "Твори!". Мои руки - они твои слуги, не мои они слуги - твои.      И твое меня греет дыханье. Значит, с празднествами и бедой, с мелочами моими, с грехами я единственный, праведный, твой.      Значит, люб я тебе хоть немного, если, горечь разлуки клубя, говоришь ты мне слово "Тревога!", отрываешь меня от себя.      И наутро встаю я и снова отправляюсь в решительный бой... Остается последнее слово. Оставляю его за собой.                  1959            * * *            Опустите, пожалуйста, синие шторы. Медсестра, всяких снадобий мне не готовь. Вот стоят у постели моей кредиторы молчаливые: Вера, Надежда, Любовь.      Раскошелиться б сыну недолгого века, да пусты кошельки упадают с руки... Не грусти, не печалуйся, о моя Вера, - остаются еще у тебя должники!      И еще я скажу и бессильно и нежно, две руки виновато губами ловя: - Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, - есть еще на земле у тебя сыновья! Протяну я Любови ладони пустые, покаянный услышу я голос ее: - Не грусти, не печалуйся, память не стынет, я себя раздарила во имя твое.      Но какие бы руки тебя ни ласкали, как бы пламень тебя ни сжигал неземной, в троекратном размере болтливость людская за тебя расплатилась... Ты чист предо мной!      Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных, перед самым рождением нового дня... Три сестры, три жены, три судьи милосердных открывают последний кредит для меня.                  1959            * * *            О.Б.      Мы стоим - крестами руки - безутешны и горды, на окраине разлуки, у околицы беды, где, размеренный и липкий, неподкупен ход часов, и улыбки, как калитки, запираем на засов. Наступает час расплаты, подступает к горлу срок... Ненадежно мы распяты на крестах своих дорог.                  1959            ТЕЛЕГРАФ МОЕЙ ДУШИ            С.Ломинадзе      Стихло в улицах вранье. Замерло движенье. Улетело воронье на полях сраженья.      Лишь ползут из тишины, сердце разрывая, как извозчики войны, красные трамваи. Надеваю шинель - главную одежду, понимаю сильней всякую надежду.      Замирает в тиши, чуткий, голосистый, телеграф моей души: нет телеграфиста.      Он несет свой синий кант по сраженьям грозным. Он уже прописан там. Там с пропиской просто.      Южный фронт. Бельэтаж. У конца дороги. От угла - второй блиндаж... Вытирайте ноги!                  1959            * * *            О.Б.      ...И когда под вечер над тобою журавли охрипшие летят, ситцевые женщины толпою сходятся - затмить тебя хотят.      Молчаливы. Ко всему готовы. Окружают, красотой соря... Ситцевые, ситцевые, что вы! Вы с ума сошли: она ж - своя!      Там, за поворотом Малой Бронной, где окно распахнуто на юг, за ее испуганные брови десять пар непуганных дают.      Тех, которые ее любили, навсегда связала с ней судьба. И за голубями голубыми больше не уходят ястреба.      Вот и мне не вырваться из плена. Так кружиться мне, и так мне жить... Я - алхимик. Ты - моя проблема вечная... тебя не разрешить.                  1959                              * * *            О.Б.      Мне нужно на кого-нибудь молиться. Подумайте, простому муравью вдруг захотелось в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою!      И муравья тогда покой покинул, все показалось будничным ему, и муравей создал себе богиню по образу и духу своему.      И в день седьмой, в какое-то мгновенье, она возникла из ночных огней без всякого небесного знаменья... Пальтишко было легкое на ней.      Все позабыв - и радости и муки, он двери распахнул в свое жилье и целовал обветренные руки и старенькие туфельки ее.      И тени их качались на пороге. Безмолвный разговор они вели, красивые и мудрые, как боги, и грустные, как жители земли.                  1959            * * *            О.Б.      Звезды сыплются в густую траву...      Я в деревне Лазаревке живу, где налево от ворот любых километры лесов голубых, где направо от любых ворот волчьих вотчин невпроворот.            Я в деревне Лазаревке живу, вдоль по Лазаревке странствую... Ты пошли мне, Лазаревка, жену, как ты, Лазаревка, ласковую, как ты, Лазаревка, крутую в мороз, как ты, Лазаревка, жаркую; чтоб звалась она Марфою, чтобы ей без меня не жилось, чтобы отражались в тихой заводи армии Марфиных соловьев, чтобы таял от тихой зависти синий снег под пимами ее. А когда трактора приползают с марша, тарахтя на все голоса, чтоб маячила у околицы Марфа, тоненькая, как лоза.                  1959            * * *            Раскрываю страницы ладоней, молчаливых ладоней твоих, что-то светлое и молодое, удивленное смотрит из них.            Я листаю страницы.      Маячит пережитое.      Я как в плену. Вон какой-то испуганный мальчик сам с собою играет в войну.            Вон какая-то женщина плачет - очень падают слезы в цене, и какой-то задумчивый мальчик днем и ночью идет по войне.            Я листаю страницы,      листаю, исступленно листаю листы: пережитого громкие стаи, как синицы,      летят на кусты.            И уже не найти человека, кто не понял бы вдруг на заре, что погода двадцатого века началась на арбатском дворе.      О, ладони твои все умеют, все, что было, читаю по ним, и когда мои губы немеют, припадаю к ладоням твоим, припадаю к ладоням горячим, в синих жилках веселых тону...      Кто там плачет?.. Никто там не плачет... Просто дети играют в войну!                  1959                                    БУМАЖНЫЙ СОЛДАТИК            Один солдат на свете жил, красивый и отважный, но он игрушкой детской был: ведь был солдат бумажный.      Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый, а сам на ниточке висел: ведь был солдат бумажный.      Он был бы рад - в огонь и в дым, за вас погибнуть дважды, но потешались вы над ним: ведь был солдат бумажный.      Не доверяли вы ему своих секретов важных, а почему? А потому, что был солдат бумажный.      В огонь? Ну что ж, иди! Идешь? И он шагнул однажды, и там сгорел он ни за грош: ведь был солдат бумажный.                  1959      * * *            Б.А.            Рифмы, милые мои, баловни мои,      гордячки! Вы - как будто соловьи из бессонниц и горячки, вы - как музыка за мной, умопомраченья вроде, вы - как будто шар земной, вскрикнувший      на повороте.            С вами я, как тот богач, и куражусь и чудачу, но из всяких неудач выбираю вам удачу... Я как всадник на коне со склоненной головою... Господи,      легко ли мне?.. Вам-то      хорошо ль      со мною?..            1959            О КУЗНЕЧИКАХ            Два кузнечика зеленых в траве, насупившись,      сидят. Над ними синие туманы во все стороны летят. Под ними красные цветочки и золотые лопухи... Два кузнечика зеленых пишут белые стихи. Они перышки макают в облака и молоко, чтобы белые их строчки было видно далеко, и в затылках дружно чешут, каждый лапкой      шевелит, но заглядывать в работу      один другому не велит. К ним бежит букашка божья, бедной барышней      бежит, но у них к любви и ласкам что-то сердце не      лежит. К ним и прочие соблазны подбираются, тихи, но кузнечики не видят - пишут белые стихи. Снег их бьет, жара их мучит, мелкий дождичек      кропит, шар земной на повороте      отвратительно скрипит... Но меж летом и зимою, между счастьем и бедой прорастает неизменно вещий смысл работы той, и сквозь всякие обиды      пробиваются в века хлеб (поэма),      жизнь (поэма),      ветка тополя (строка)...            1960            * * *            Г.В.      Тьмою здесь все занавешено и тишина, как на дне... Ваше величество женщина, да неужели - ко мне?      Тусклое здесь электричество, с крыши сочится вода. Женщина, ваше величество, как вы решились сюда? О, ваш приход - как пожарище. Дымно, и трудно дышать... Ну, заходите, пожалуйста. Что ж на пороге стоять?      Кто вы такая? Откуда вы?! Ах, я смешной человек... Просто вы дверь перепутали, улицу, город и век.                  1960