Радий Петрович ПОГОДИН            БАБНИК ГОЛУБЕВ            Рассказ            Художники: Лариса Коломейцева, Виктор Коломейцев                  Ресницы у Аллы Андреевны были синими, тени вокруг глаз зелеными, отчего взгляд ее казался оранжерейно-таинственным, ускользающим, как блик в подвижной листве.      Алла Андреевна стояла с охапкой спецификаций на табурете перед высоким стеллажом. Правую ногу она поставила на полку для упора. А на юбочке разрез большой. А в разрезе нога цвета чуть загорелого женского тела.      Он подумал: "Это не нога - это орден".      Она сказала:      - Пожалуйста, помогите.      Он подошел, схватил ее ногу.      Она улыбнулась.      - Не нужно держать мою ногу. Подержите папки.      Он отпустил ее ногу, взял тяжеленные папки - спецификации.      - Пожалуйста, подавайте мне по одной, - сказала она. - Вы о чем задумались?      - Насчет ужина. Знаете, такого, с легким вином.      Взгляд Аллы Андреевны стал как зеленое половодье, но ответ, показалось Голубеву, был уклончив:      - Поздно, милый.      - Как поздно? Еще середина дня. - Его поразило слово "милый". Так говорят идиотам, а он все-таки инженер, кандидат наук.      - Поздно вы догадались. Вы у нас который день?      - Девятый.      - Видите, сколько дней мы без ужина. А завтра, как мне известно, вы уезжаете. Кстати, еще ни один разработчик не оставался у нас за собственный счет на денек-два. Потанцевать...      Алла Андреевна все еще стояла на табурете на одной ноге - и разрез на юбочке, и юбочка без единой морщинки, и глаза у Аллы Андреевны, как таинственные цветы - орхидеи.      Голубев слыл в своем учреждении бабником. Обаятельность этому его свойству придавало его холостое гражданское состояние. Он был решителен, мог позволить себе многое и все же остаться на день-два сверх срока командировки не мог. И не по причине скупости, якобы присущей холостякам, - он зашивался. Он иногда думал: "Почему у нас все, как один, зашиваются?" Ответа на этот вопрос у него не было.      - Хорошо, - сказала Алла Андреевна. - Куда вы меня поведете?      - В "Север".      - Вы водили туда в прошлый приезд Дину Федоровну из пятой лаборатории.      - Это была ошибка! Так сказать, сослепу.      Алла Андреевна спрыгнула с табурета.      - Пойдем в "Эвридику". - Она улыбнулась, словно в оранжерее включили дополнительное освещение. От волос ее пахло морем и гиацинтами.      Ресторан был расположен на берегу, среди сосен. Ни позади него, ни сбоку не громоздилась тара, которую позабыли вывезти. Настроение создавали аллеи крымского можжевельника, замшелые валуны и клумбы ярко-красной сальвии, как распахнутые люки в ад. И шуршание гальки.      "Эвридикой" ресторан назывался потому, что в нем в перерывах, когда замолкал оркестр и молоденькая певица переставала что-то творить под Аллу Борисовну Пугачеву, метрдотель включал голос покойной Анны Герман.      Сделав заказ, Голубев пригласил Аллу Андреевну на танец.      - Что-то вы гоните, - сказала она.      - А зачем сидеть, мучить улыбками щеки, если нам нравится танцевать. Нам нравится танцевать?      - Нравится. - Алла Андреевна тряхнула ароматными волосами, пощекотав его губы, она как раз доходила росточком ему до подбородка - Голубев был невысок - метр семьдесят. Будь он хотя бы метр восемьдесят, среди бабников своего института выбился бы на первое место.      Голубев прижал Аллу Андреевну к груди, как букет. Она и была как букет - некоторые женщины умеют превращать рабочий наряд в праздничный тем малым, что имеется у них в сумочке.                  В гостиницу к нему они и не пытались пойти - поздно.      Голубев подсчитал на микрокалькуляторе, сколько по всей стране дежурит образованных людей в три смены с единственной целью - не пускать в гостиницу дам после двадцати трех.      - Сто тридцать шесть миллионов рублей в месяц без премиальных, - сказал Голубев. - За что? За то, чтобы я с женщинами ночью не спал. Днем - ради бога. Ночью - ни боже мой! Сколько на эти деньги можно построить садиков, школ, бассейнов и стадионов для ребятишек. Но почему нельзя ночью? Это, наверно, военная тайна. Секретное оружие Москвы.      - Не нужно брюзжать, - сказала Алла Андреевна. - Поцелуйте меня.      Он поцеловал ее под фонарем. Лампа раскачивалась. Их целующиеся тени выплескивались на стены домов по другую сторону улицы.      К ней они тоже идти не могли - у нее мать больная и сын маленький, Степка.      Так и улетел Борис Иванович Голубев в Ленинград.      Занялся делом. В компании с другими учеными и инженерами проектировал он подводные аппараты слежения за косяками трески. Прочные, быстроходные, вместительные - до ста ихтиологов, и неслышные. Действующие по принципу: нету-нету-нету - и тут как тут. Треска - рыба нервная. В хитро детерминированном деле подводного аппаратостроения Голубев занимался акустикой санитарно-технических блоков и выводных систем. Чтобы все было тихо. Ни слова, ни вздоха. Тишину он любил, как всякий истинный холостяк.      К тому же Голубев, конечно, обратил внимание на новую лаборантку брюнетку Ингу; у девушки было что предъявить к оплате, и позабыл Голубев Аллу Андреевну.      Брюнетка Инга прежде работала на "Ленфильме". Быстро обросла там ресницами, поклонниками в кожаных пиджаках плюс природное томное терпение, осиная талия - и готов типаж восточной красавицы. Она даже снялась в одном эпизоде. Во избежание второго эпизода уволилась. Решительно сдала экзамены на вечернее отделение в Кораблестроительный институт и устроилась в контору, где работал Голубев.      Об Инге можно было бы и не говорить, или говорить отдельно, но именно благодаря ей Голубев ощутил угрызения совести, показавшиеся ему унизительными. Сосед, восьмиклассник Бабс, тоже сыграл свою роль, но Инга была автором, закоперщицей и в итоге - жертвой.      В тот день, когда Голубев привел Ингу к себе домой в первый раз, в дверь постучал восьмиклассник Бабс и вручил ему телеграмму от Аллы Андреевны: "Буду двадцатого как условились купи обратный на двадцать третье Алла".      - Познакомься, мой сосед Бабс. Иных в его возрасте называют светлая голова, а Бабса - просто блондин, - сказал Голубев.      - Остроумно, но автор не вы, - сказал Бабс и пояснил Инге: - Мы с Борисом Ивановичем тезки. У нас даже глаза одинаковые - серые и невыразительные.      Голубев запустил в Бабса диванной подушкой.      - А как условились? - спросила Инга, прочитав телеграмму.      Голубев вспомнил, что, целуясь под фонарем, пригласил Аллу Андреевну в Ленинград.      - Это было в угаре, - сказал он. - Под воздействием вина и луны.      - Наверно, она красивая. Устрой ей свободу. Посели в хорошей гостинице. Не напрягай телом. Будь вежлив - даже изыскан. Говори комплименты. Корми в ресторане. Не рассказывай свою биографию.      - Подари смарагды. С голубиное яйцо...      - Не иронизируй - не будь жлобом. Мужиков много, а в памяти ничего - только пыхтение. Словно я Джомолунгма, а они все наверх лезут, на самую что ни на есть вершину. И как они оттуда спускаются - наверное, в виде пара...                  При конторе, где работал Голубев, было маленькое бюро - три энергичные дамы. Они заказывали билеты на транспорт, занимались гостиницами, залами для конференций, проводами на пенсию и многим другим. Они и заказали для Аллы Андреевны, исключительно из симпатии к Голубеву, номер в гостинице "Россия". Большой, с мебелью, так сказать, в стиле "ретро".      - Может быть, в номер розы? - спросили они деловито.      - Может, - сказал Голубев, ощущая себя дураком. - Примите презент. Хранил для любимой. - Он вручил дамам коробку шоколадного ассорти и два червонца сверх того, что требовалось на букет.      - Мелочь, - сказала Инга. - Любовь и скупость несовместимы.      Голубев с ней согласился, хоть и не видел в этой ее апологии места для своей персоны.                  Самолет приходил в четырнадцать часов в пятницу. Голубеву разрешили отгул. Инга одобрила его в синем костюме, голубой рубашке и узком пунцовом галстуке.      В аэропорту было прохладно. Пахло бледными надушенными женщинами, улетающими на юг.      Загорелые пассажирки с юга улыбались широко, будто и не было у них ни кариеса, ни пародонтоза, ни мостов, ни коронок, ни долга в кассе взаимопомощи.      Аллу Андреевну Голубев узнал лишь когда она вдруг оказалась перед ним. Он вздрогнул и смешался.      - Хорошенькая? - спросила она, как бы его подбадривая.      Действительно, она стояла перед ним настолько хорошенькая, что слово "Здравствуйте", сказанное шепотом, показалось Голубеву единственным подходящим приветствием.      Она поцеловала его в щеку, для чего поднялась на цыпочки. Взяла под руку и повела отыскивать багаж - синюю сумку на молнии.      Люди, конечно, пялили на них глаза, но без обычных дурацких ухмылок - люди любовались Аллой Андреевной, и Голубев помещался в круге ее обаяния.      Номер в гостинице привел Аллу Андреевну в восторг.      Восторгающихся дамочек Голубев терпеть не мог. Повосторгавшись, они, как правило, принимались самоутверждаться, жеманно требуя от него энергичной мужской работы. Ему казалось, что он нанятый - батрак и кретин.      Восторг Аллы Андреевны был подлинным, сродни детскому. Оказалось, что она еще ни разу не жила в гостинице.      - Такая ванна! Просто грех не воспользоваться.      - Грех, - сказал Голубев и уселся на диван, обитый синим в полоску шелком. "В позе миллионера".      После душа Алла Андреевна стала еще привлекательнее. И снова спросила:      - Хорошенькая?      - Хорошенькая, - сказал Голубев.      Алла Андреевна пошла к дверям, захватив сумочку и косынку.      Голубев вскочил.      - Куда?      - Немного поедим где-нибудь. Погуляем по городу. В Ленинграде я была еще студенткой. И поедем к вам чай пить. К вам можно?      - Можно, - сказал он, с сожалением оглядывая дорогой просторный гостиничный номер.      На полу лежал толстый ковер. Он сбросил туфли, носки и принялся ходить по ковру босиком. Алла Андреевна тоже сбросила босоножки и пошла за ним следом, высоко поднимая колени.      Он решил, развернувшись, схватить ее.      Она села на стол, надела босоножки.      - Побежали, а то никуда не успеем.      И они побежали на первый этаж в ресторан. "У меня разжижение мозгов, - думал Голубев, впрочем, не чувствуя от этого огорчения. - Я изменяю позе. Моя поза - лежать, а я бегаю".      Потом они поехали на Дворцовую площадь. Потом пошли в Летний сад - Алла Андреевна желала увидеть скульптуры, которые кто-то столкнул с пьедесталов и покалечил.      - Покажите, которые? - спросила она с ужасом.      - Понятия не имею.      - Нашли негодяев?      - Кажется, нет.      - Может, и не искали. - Голос Аллы Андреевны погрустнел. - Бывает, не ищут, потому что знают, кто это сделал... Поцелуй меня.      Голубев поцеловал.      Две старухи, тяжелоголовые, в белых панамках, по причине старости феминистки и святоши, по-бульдожьи выпятили губы. Брызнули в летний воздух бесплодной слюной.      - Срам.      - Думаю, эти леди причастны, - сказал Голубев.      - К сожалению, они причастны ко всему. Как не хочется становиться старухой. А годы бегут.      Голубев подхватил Аллу Андреевну под руку, и они помчались по набережной к "Медному всаднику".      - Как хорошо - Нева рекой пахнет...      - Но почему Петр такой зеленый? Разве нельзя почистить?..      Способность Аллы Андреевны и восторгаться и грустить одновременно была похожа на фотовспышку, делавшую все предметы отчетливо видимыми, но отчетливо видимыми становились и трещины, и каверны, и ржавчина, и рытвины, и плесень.      - Какой запущенный город, - вдруг сказала она. - Куда же смотрите вы, ленинградцы?      Голубев почувствовал досаду. Досада эта была подвижной, похожей на пламя, то вспыхивающее, то угасающее. Она тлела в нем с момента получения телеграммы. Сейчас она переросла в раздражение, даже в злость.      "Фифа чертова, - сказал он себе. - Куда мы смотрим? Я, например, в глубину океанов смотрю неотрывно. - Мысли его, словно давно того ожидали, привычно оказались в лаборатории. - Если бы ты, фифа, знала, как наши аппараты грохочут, как они орут. А нужно тихо. Нету-нету-нету - и тут как тут..."      - Только вынесенный магнитопривод, - сказал Голубев. - Он на сорок процентов погасит шумы. Но нас не хотят слушать традиционалисты. А они везде. Что такое традиционализм - следование посредственным образцам. Даже хорошее, устаревая, становится посредственным. Не стареет только гениальное...      - Вы о чем? - спросила Алла Андреевна, отодвигаясь.      - О Ленинграде. Городской бюджет перераспределен. Кучу куч миллионов, может даже два миллиарда рублей за последние годы из нужд соцкультбыта ушли на заплаты в промышленности.      - О, господи, - сказала Алла Андреевна. - Пошли к вам. Чаю выпьем. - Споткнувшись о развороченный асфальт, она развеселилась - будто тень сошла с бабочки и бабочка стала яркой.      В прихожей их встретил восьмиклассник Бабс. Прихожая была просторной, и Бабс любил здесь что-то свое чинить.      - Познакомьтесь, мой умный сосед Бабс, - сказал Голубев. - А там, в глубине квартиры, обитают его деликатные родители. Я живу тут, на юру, у входной двери. Все сквозняки разбиваются о мою грудь. - Голубев распахнул дверь в свою комнату. Он не запирал ее на ключ, и за это, как он догадывался, суровый Бабс прощал ему сорок грехов. Может быть, и вообще Бабс относился к нему прекрасно и лишь частую смену приятельниц считал чем-то вроде отсутствия у него совести. Понятие "совесть" Бабс ставил на второе место - сразу за демократией. Понятие "честь" влачилось у него в конце списка. Он считал это качество проявлением заносчивости. Последним и самым непонятным для него было классовое сознание.      - Вам звонила ваша приятельница Инга, - сказал бледный Бабс. - Ну, эта, загримированная, которая вчера приходила.      "Ах ты змееныш. Я тебя карбофосом".      - Бабс, ты такой умный. Ответь. Христос пытался обратить Магдалину к богу. Магдалина пыталась обратить Христа к женщине. Может быть, оба они преуспели и именно поэтому Христу пришлось покинуть наши Палестины? Насчет аморальности? А?      Бабс покраснел, напряг лоб в поисках достойной колкости.      Алла Андреевна положила руку ему на плечо и попросила проводить ее в ванну руки помыть и на кухню - поставить чайник.      Никого из приятельниц Голубев на кухню не допускал, они шмыгали у него из дверей входных в дверь комнатную.      Бабсовы родители царили в кухне, большой и светлой, Бабс оккупировал прихожую. Голубев не возражал - черт с ними, - он завладел ванной. Бабсова семья ни полотенец, ни зубных щеток там не держала, а перед семейным помывом дезинфицировала ванную комнату карболкой.      Кофе Голубев варил у себя в комнате на спиртовке.      На кухне уже звучал квартет, это в разговор Аллы Андреевны с Бабсом включились Бабсовы папа с мамой, о которых в писании сказано, как утверждал их дружок профессор Гриднев, что количество интеллигентов есть величина постоянная, от количества населения не зависящая. Себя Голубев к интеллигенции не причислял, и это было его оружием.      Он уже поставил на стол печенье, конфеты, вино, когда Алла Андреевна принесла из кухни чайник.      - Очень милые у вас соседи. Они вот со мной согласны, что вы, ленинградцы, безобразно относитесь к своему городу. Чудо какой город. Это надо же - так его запустить. Непростительно.      Досада залила глаза Голубеву, как пот. Он вытер их носовым платком. Кашлянул. Ему показалось, что язык хрустит во рту, как ледышка. Он и язык платком вытер.      - Вы фифа, - сказал он. - Да, именно фифа. И каждая такая фифа что-то вякает о Ленинграде и ленинградцах. Ленинградцев в городе, кстати, наверно, процентов двадцать, и все дамы. Остальное население невесть откуда. Я, например, тверской. У нас в институте ни одного мужика, у которого родители были бы ленинградцами, все из Тмутаракани. Да и не в этом дело. А дело в том, что Ленинград не мой. Он наш, понятно вам? - общий, всесоюзный, всемирный. Вот вы сделаете что-нибудь для Ленинграда, напишете, как человек страдающий, поднимете шум? Ни шиша! Потому что вы фифа. И вам не Ленинград жаль, а радостно от возможности кого-то осуждать, кому-то портить вашей лживой правдой настроение и нервы. Потому что фифы всегда такие, и покуда они не переведутся все до единой и их зародыши тоже, мир будет плохо устроен, а Ленинград паршив.      В дверь постучали. Просунулся Бабс. Он принес вазочку с морошковым вареньем, которого Алла Андреевна никогда не ела. Глянув на Голубева, Бабс поставил вазочку на стол и задним ходом откатил в коридор.      Алла Андреевна заплакала.      - Вы правы, - сказала она. - Мне было очень хорошо, и я утратила чувство ответственности и чувство меры. Вы, конечно, правы. Извините. Я пойду. Не провожайте меня. Я знаю дорогу. В метро до станции "Парк Победы". - Она вдруг сделалась деловой и собранной. Глаза ее высохли. Она еще раз сказала: - Простите.      Молча закрыв дверь за Аллой Андреевной, Голубев позвонил Инге.      - Ты один? - спросила Инга. - Приехать?      - Не нужно. Спокойной ночи. Ты тоже фифа со своими теориями. А я дурак.      Минут двадцать Голубев расхаживал по комнате. Он рассуждал: мол, нужно быть примерным идиотом, каким он и является на самом деле, чтобы не видеть, какая это полная мещанка, болонка и пупсик. "Ах, глазки! Ах, ножки! У всех глазки. У всех ножки. Еще и получше есть. У Инги, например". Тут Голубев должен был сознаться себе, что у Аллы Андреевны и ножки и фигура получше Ингиных...      "И вообще, что она такое сказала, чтобы так психовать? Что Ленинград опаршивел? Так действительно опаршивел. И мы, ленинградцы, в этом виноваты. Видите ли, боролись за спасение Байкала - хорошо. С поворотом северных рек - хорошо. А то, что у нас под носом, - не видели. А может быть, видели? Даже я, бабник Голубев, видел. Но чтобы отремонтировать один Михайловский замок, нужен, говорят, бюджет Дзержинского района за три года. А эта фифа..."      Голубев вышел в коридор. Наверно, он поехал бы за Аллой Андреевной в гостиницу, по телефону попросил бы ее спуститься вниз, все бы ей высказал, а потом попросил бы у нее прощения. Но в коридоре околачивался Бабс с булыжными глазами.      - Вы ее ударили, - сказал Бабс. - Вы бессовестный садист. Отдавайте наше варенье, оно не вам предназначалось.      - Захлебнись своим вареньем, - сказал Голубев. Вынес вазочку и, протянув ее Бабсу, спросил: - Бабс, ты серьезно думаешь, что я ее ударил?      - Ну, не ударили. - Бабс опустил глаза. - Но смертельно обидели. Можете варенье съесть, только вазочку не разбейте.      - Подавись своей вазочкой, - сказал Голубев и ушел к себе в комнату.      "Конечно, она мещанка, кокетка, простофиля, но и я хорош. Набросился. Надо быть сдержанным".      Голубев набрал номер ее телефона. Никто не взял трубку.      "Еще не приехала. А может, пошла в буфет. Сосиски ест и глазищами на мужиков зыркает". Голубев представил оранжерейный взгляд Аллы Андреевны, ее улыбку, хрупкую и как бы неприкосновенную. "Да-да. Именно как бы..."      Позвонила Инга.      - Что у тебя стряслось? - спросила она. - Гадаю, за что ты меня фифой назвал? Кто-то, но я никакая не фифа.      - Это только тебе так кажется. Замуж тебе надо.      - Теоретик, - сказала Инга и повесила трубку.      Голубев убрал со стола и залез в постель. Телефон поставил рядом.      - И все-таки жаль, - сказал он.      Ему действительно было жаль Аллу Андреевну, можно даже сказать - жаль до слез. По крайней мере в носу у него щипало.      "И ни к какой чертовой матери жалость не унижает человека. Алексей Максимович любил фразочки запузыривать: "Человек - это звучит гордо". Человек груб, и злобен, и пуст, как скорлупа, если он не жалеет другого человека. Жалость вырастает из сострадания, из чувства вины, из любви, наконец". На последних словах Голубев поперхнулся. "Ишь, как закручиваю... Мое дело - тишина под водой". Он лег на спину и как бы подключился к акустическому приемнику. В идеале, чтобы не пугать треску, шумы аппарата должны быть в частоте естественных шумов моря. Но каким образом? Впрочем, один чудак, его приятель из дизельщиков, утверждает, что можно плавать совсем неслышно, планируя в подводных течениях. Голубев представил, как беззвучно парит в глубоководном течении аппарат с ихтиологами. Как подходят они к треске, как идут рядом...      Голубев сел на диване, набрал номер Аллы Андреевны.      - Где это вы были? - спросил.      - В буфете, - ответила она радостно. - Сосиски ела. А вы голодный, сердитый и одинокий.      - Я извиниться хотел. Извините, невежливый я.      Она помолчала. Потом засмеялась нежно.      - Поцелуйте меня.      А за окном висела луна, как неоновая реклама захватывающей трагедии. Она навела Аллу Андреевну на мысль о лице Данаи, обезображенном кислотой сумасшедшего.      - О, господи! - в томлении прошептала Алла Андреевна. - Какой кошмар...      Лаборантке Инге луна казалась громадной, как, наверно, серебряный царский поднос. На нем все навалено: фрукты, цветы, частично сласти, шампанское, зубочистки, салфетки охлаждающие "de Luxe", визитные карточки флотских офицеров и докторов наук.      - Было, - сказала Инга. - Черт побери, было!.. И почему это везде есть рестораны "Восток", но ни в одном городе нет ресторана "Запад"?                  Восьмикласснику Бабсу, который сидел у окна в кухне и курил потихоньку от мамы и папы, луна представлялась фонарем у входа в шалаш любви, в котором он, Бабс, когда-нибудь обретет рай.            __________________________________________________________________________            Погодин Р.      П 43. Я догоню вас на небесах: Повесть, рассказы. - Л.: Сов.      писатель, 1990. - 416 с.      Содержание: "Я догоню вас на небесах", "Настина свадьба",      "Шмель", "Салат с кальмарами", "Якорь - любовь", "Бабник Голубев",      "Белая ночь", "Стоэтажное поле", "Мальчик с гусями".      Тираж 50 000 экз. Цена 1 р. 80 к.      Заглавная повесть известного ленинградского писателя Радия      Погодина, написанная на автобиографическом материале, исполнена      высокой человеческой чистоты и доброты, которую автор встречал и в      далеком детстве, и в страшные годы войны. Он верен памяти друзей,      тех, кто не дожил до сегодняшних дней.                  ISBN 5-265-01174-9            Редактор Нелли Милосердова      Художники: Лариса Коломейцева, Виктор Коломейцев                  ИБ № 7618            Худож. редактор М. Е. Новиков      Техн. редактор Е. Ф. Шараева      Корректоры Ф. Н. Аврунина, Э. Н. Липпа      __________________________________________________________________________      Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 24.10.2002      О найденных в тексте ошибках сообщать по почте: vgershov@chat.ru      Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/