БЛАГОВЕСТИЕ САТЬЯ САИ            Санкт-Петербург, 1996.      В фонд благотворительных программ "Центра Сатья Саи".      В книге содержатся изречения Сатья Саи Бабы, подобранные из бесед разных лет. В этих изречениях раскрыта сущность Ведической мудрости и охвачен широкий спектр вопросов, касающихся божественной любви, самопознания и бескорыстного служения человечеству.            ОТ ИЗДАТЕЛЯ            Любая попытка представить какую-либо книгу Саи Бабы является попыткой объяснить необъяснимое. Это было бы легким делом, если бы Саи Баба был учителем в обычном понимании этого слова. Но Он выше чем учитель. Он передает не просто словесное знание, ибо Он Сам зримая манифестация запредельного знания. Он не просветленный, Он само просветление. Кроме обычного духовного опыта, Саи Баба дарует опыт, который нельзя систематизировать или адекватно описать. Попробуйте систематизировать очарование восхода солнца, прелесть покрытого цветами луга. Все определения личности Саи Бабы не отражают Его Полноты и бесконечного разнообразия. Кто Он? Святой, Аватар, проявление Высшего Сознания, великий йог, мистик... Он - само Бытие, включающее в себя все это.      Когда видишь Саи Бабу, ощущаешь себя стоящим на краю бездны любви, и восторженно бросаешься в эту беспредельность, не ведающую удовлетворения и насыщения. В присутствии Саи Бабы исчезает стремление что-то понимать и не понимать. Ум, со всеми его определениями и концепциями, не успевает за несущимся в бездне сознанием.      В присутствии Саи Бабы начинаешь переживать свое присутствие, свою экзистенцию. Рядом с Ним заканчивается всякая духовная практика, становятся бессмысленными техники. Ты оказываешься за пределами медитации и ощущаешь космическую уникальность себя и каждого существа. У Его ног завершается внешнее путешествие и начинается внутреннее странствие в поисках ответа на вопрос "Кто Я?". Ты перестаешь стремиться стать кем-то. Ибо что может быть лучше, чем быть собой? Да и кем мы хотим быть в будущем, если не знаем, кто мы есть сейчас? И вот в присутствии Свами происходит открытие своего истинного существа. Наступает начало новой жизни, источник которой - Он. Каждое мгновенье приносит новую радость, и новая тайна открывает свои двери, и новая любовь начинает расти в тебе.      ... И ты обретаешь переживание бескрайнего поля, пульсирующего света и на нем расцветают дивные цветы лучистой радости, которые в том человеческом мире кажутся высказываниями, изречениями, словами... И ты припадаешь к ним и наслаждаешься ими.                  ОМ ШРИ САИ РАМ            Издатель                  БЛАГОВЕСТИЕ САИ БАБЫ            Священные символы пяти мировых религий учат нас тому, что у Истины много граней и каждая грань добавляет нечто новое к блеску и ценности Истины. Сатья Саи поведал нам, что Крест несет весть о стирании эго, что Огонь - символ парсов - означает призыв предать огню все низменные инстинкты и импульсы, и что Колесо буддистской веры есть напоминание о Колесе, к которому мы все привязаны, и о Колесе праведности, которое может спасти нас, что Полумесяц и Звезда означают стойкость веры и непоколебимую преданность добру и Богу, и что Ом, суммирующее в себе все процессы бытия и становления, означает конечную формулу духовного успеха.      1. Человеческое общество без Бога подобно диким джунглям.      2. Ищи в себе недостатки, а в других - достоинства; выискивать недостатки в других- большой грех.      3. Все религии стремятся к тому, чтобы стереть ложное "я", чтобы в истинном "я" воцарился Бог.      4. Избавься от животных инстинктов и Божественные чувства переполнят тебя.      5. Твой путь озарен Божественным Светом. Источник Света в тебе, ты сам - этот Свет.      6. Ты есть воплощение Бога, преисполнись мыслью о своем могуществе, своем величии, своей славе.      7. Следи за своими словами, поступками, мыслями, характером, сердцем.      8. Верь в себя и веруй в Бога, в этом - тайна величия, ибо Бог есть любовь.      9. Отвори врата мудрости, сотри с глаз пелену невежества, войди в обитель Божественного блаженства и вечного покоя.      10. Способность контролировать свои чувства является мерилом духовного совершенства личности.      11. Сердце, преисполненное сострадания, есть храм Божий. Отправляйся в путь пораньше, продвигайся не спеша, достигнешь цели вовремя.      12. Пусть жизнь твоя будет молчаливо благоухающей розой.      13. Служение, лишенное эгоизма, угодно Свами более всего. Чистое сердце - вот цель всех твоих трудов. Веруй в Бога.      14. Самое желанное богатство есть милосердие Божие. Оно защищает тебя столь же надежно, как и веко защищает око. Не сомневайся в этом. Эта вера - само провидение, воистину она - дыхание жизни.      15. Внимай добрым мыслям, обрати взор свой к добру. Твори добро, желай людям добра, и тогда ты сможешь искоренить в себе все дурные наклонности и обрести милость Божью.      16. Продвигаясь по пути добра, ты обретаешь милость Божью, отклоняясь от этого пути, ты лишаешься ее. Ты получаешь по заслугам, здесь нет места ни пристрастиям, ни предубеждениям.      17. Любовь есть Бог, Бог есть любовь; где любовь, там и Бог. Люби людей все больше, все сильнее. Преврати любовь в служение.      18. Первым шагом в духовной практике является приверженность долгу, дхарме, в любом личном и общественном действии. Да исполнится воля Божья, долг любого человека состоит лишь в том, чтобы слиться с потоком милости Божьей. Наибольшие препятствия на пути преданности - это эгоизм, чувство "я" и "мое".      19. Неспешный и упорный уверенно одолеет путь, ходьба - самый надежный способ передвижения. Быстрое продвижение может привести к катастрофе, чем быстрее движешься, тем больше вероятность катастрофы. Ты должен есть столько, чтобы утолять голод, большее количество еды ведет к расстройству желудка. Так же продвигайся в садхане - шаг за шагом, утвердись в достигнутом, прежде чем сделать следующий шаг.      20. Каждому человеку предстоит однажды умереть, этот момент не должен быть моментом страдания, следует отходить в мир иной с улыбкой и изящным поклоном. Это требует большой подготовки.      В слове "Гуру" буквы ГУ означают "гунаатитха", то есть того, кто превзошел три гуны, или качества: тамас, раджас и даже саттву; а буквы РУ означают того, кто есть "рупа варджитха", иначе говоря, того, кто постиг Бога, не имеющего формы.      21. Для того, чтобы получить масло, надо долго взбивать молоко. Подобно этому твой ум и твое тело должны проделать определенную работу, чтобы обрести прочный стержень веры и понимание того, что этот мир есть смехотворное смешение истины и не-истины, что он фактически есть митхья (иллюзия).      Избавься от тревоги, страха, невежества. Лишь тогда воссияет твое истинное "я".. Вера в Господа вытесняет все тревоги, эта вера говорит тебе, что все, что бы ни случилось,, - к лучшему и что воля Господня будет исполнена.      22. Я посоветовал бы тебе стать флейтой, мурали, ибо тогда Господь придет к тебе, подхватит тебя, поднесет тебя к Своим устам, и пропустит Свое дыхание через тебя, и через пустоту твоего сердца, ибо пусто оно станет от эгоизма. Он создаст пленительную музыку для того, чтобы все творение наслаждалось ею. Откажись от собственной воли, слей свою волю с Божьей волей. Вдыхай лишь дыхание Божие. Это и есть Божественная Жизнь; Я хочу, чтобы ты достиг именно этого.      23. Ты даже можешь не читать Гиту или Упанишады; ты услышишь Гиту, предназначенную лишь тебе, если воззовешь к Господу в сердце своем. Он здесь, вот Он - твой возница. Спроси Его, и Он ответит. Держи Образ Господа перед своим мысленным взором, когда медитируешь, и повторяй Его Имя, любое Имя Бога. Если ты совершаешь джапу (повторение имени Господа), не имея Его Образа перед собою, то кто же ответит тебе? Ведь ты не можешь говорить все время сам с собою. Образ услышит и Образ ответит.      24. Прежде всего, когда ты сядешь для медитации, произнеси несколько молитв во славу Божью, чтобы твои рассеянные мысли собрались воедино. Затем постепенно, совершая повторение имени Бога (джапу), сосредоточь мысленный взор свой на образе, который этому имени соответствует. Если рассеянные мысли твои отвлекаются от воспевания Имени, привлеки их к Образу, если же они отвлекаются от изображения, привлеки их вновь к Имени. Пусть разум твой постоянно пребывает вблизи той или другой благодати. Поступая так, ты легко укротишь свой разум. Образ, созданный твоим воображением, превратится в волнующее изображение (бхавачитрам), дорогое твоему сердцу и закрепленное в памяти; постепенно оно станет непосредственно воспринимаемым образом (сакшаткарачитрой), когда Господь примет этот образ, чтобы исполнить твое желание. Такая духовная практика называется джапасахитхадхьяна, и Я рекомендую вам всем ею воспользоваться, так как она наиболее подходит для начинающих.      25. Прежде всего, осознавай, что твоя сущность есть бессмертный Атман, неразрушимый, священный, чистый и божественный. Затем ты должен развивать в себе любовь и уважение к людям, терпимость к самым разным людям и мнениям, к разным точкам зрения, ко всем особенностям. Отношения между людьми должны строиться на любви, а не на страхе. Прежде всего будь добрым, честным и порядочным.      26. Зажги светильник любви в нише твоего сердца, и тогда ночные птицы жадности и зависти улетят из него, не вынеся света. Према (любовь) сделает тебя кротким, она побудит тебя преклонить колени перед величием и красотой. Непреклонный человек заражен эгоизмом худшего вида. Помни, что человек есть единственное живое существо, способное узнавать и почитать великое и прекрасное. Пользуйся этой способностью и извлекай максимальную пользу из нее.      27. Чтобы достичь цели, важен просветленный (саттвичный) разум. Он будет спокойно искать Истину и останется верным ей, каковы бы ни были последствия. Питайся хорошо для того, чтобы возрастали твои физические способности, а хорошие физические и телесные данные, в свою очередь, более полно разовьют твой разум. Бхакти (преданность) ведет к шакти (духовной силе), а шакти дарует юкти (ясность сознания). Юкти поможет тебе укрепить твое ракти (привязанность к Богу), и твое бхакти, подкрепленное таким образом, завершится наконец мукти (освобождением).      28. Постоянно обращай свои мысли к Атману (Высшему "Я"), который есть суть всего видимого мира, основная реальность, скрывающаяся за всем видимым.      29. Подлинное естество человека есть мир, шанти. Чтобы получить в наследство шанти, человек использует все способы: копит богатство, поддерживает здоровье, овладевает знаниями, культивирует искусства. Но все это несущественно. Три основных желания все-таки остаются после того, как человек испробовал все эти способы: стремление к подлинной реальности, к свету, бессмертию. Шанти устанавливается после того, как обретены истинная реальность, свет и бессмертие.      30. Молчание - единственный язык просветленного. Будь умеренным в речи. Это поможет тебе во многих аспектах, это разовьет твою любовь, ибо большинство недоразумений и раздоров возникает из-за необдуманно сказанного слова. Если споткнется нога, то можно вылечить рану, но если споткнется язык, то рана, причиненная ближнему, будет гноиться и кровоточить в его сердце всю жизнь. Язык ответственен за совершение четырех больших ошибок: произнесение лжи, учинение скандала, выискивание недостатков у других и чрезмерную болтливость. Для того чтобы шанти стало достоянием как отдельного человека, так и общества, всех этих ошибок следует избегать.      31. Прежде всего, ты должен видеть во всех людях детей Господа, твоих собственных братьев и сестер. Развивай в себе любовь, всегда стремись к благу человечества. Люби и будешь любим. Ненависть никогда не будет твоим уделом, если ты смотришь на всех с любовью. Вот один из уроков, которому Я учу всегда, и это один из Моих секретов. Если хочешь прийти ко Мне, взращивай любовь, откажись от ненависти, зависти, злобы, цинизма и лживости. Я не прошу тебя стать схоластом, отшельником или аскетом, изощренным в молитве и медитации. Достаточно, чтобы сердце твое было исполнено любви, это все, чего Я хочу.      32. Веруй, что любовь есть Бог, Истина есть Бог. Любовь есть Истина, Истина есть любовь, ибо только когда ты любишь, у тебя нет страха, который является отцом лжи. Если же у тебя нет страха, ты останешься верным Истине.      33. Никто не может понять Моей тайны. Самое лучшее, что ты можешь сделать, это погрузиться в нее. Нет смысла взвешивать все "за" и "против", погрузись и познай глубину, вкушай и оцени вкус. Тогда ты сможешь беседовать со Мной, сколько душе угодно. Если разовьешь в себе правдивость и любовь, то тебе даже не придется молиться Мне, чтобы Я дал тебе что-либо. Все будет дано тебе без просьб с твоей стороны. Человек (Нара) и Бог (Нараяна) - два полюса, положительный и отрицательный, сочетание которых позволяет проводить электричество. Нара будет взаимодействовать с Нараяной, и они станут проводниками Божественной Силы, если ты приобретешь два качества - правдивость (сатью) и любовь (прему).      34. Безраздельно веруй в Бога и в себя. Участвуй всегда в добрых делах, благотворительных акциях, говори правду, не причиняй боли ни словом, ни делом, ни даже мыслью. Вот путь достижения умиротворения, это наивысшая награда, которую ты можешь заслужить в этой жизни.      35. Твои мускулы должны быть железными, а нервы - стальными, тогда твоя решимость перерастет в уверенность, и победа будет за тобой. Для обильного урожая жизни мужество и уверенность - наилучшие удобрения, они же - наилучшие инсектициды.      36. Первым шагом в самоисследовании, атмавичаре, является соизмерение твоих поступков с истиной: что причиняет боль тебе, причиняет боль и другим, что дает радость тебе, то дает радость и другим.      И тогда возникает некое взаимное родство между тобой и другими, и постепенно ты достигнешь стадии, когда твое сердце будет трепетать от радости, когда радостны другие, и содрогаться от боли, когда другие печальны. Это не тот вид привязанности и любви, когда любишь тех, кто тебе приятен, своих друзей и родню, что является признаком заблуждения, иллюзии. Но такое разделение радости и горя - автоматическое, непосредственное, универсальное. Это - признак большого духовного продвижения.      37. Критические замечания в адрес других, выискивание недостатков - все это идет от эгоизма. Лучше поищи недостатки в себе: ведь недостатки, которые ты видишь в других, суть отражения черт твоей собственной личности, не обращай внимания на мелкие неприятности, обрати свой разум к Господу. Тогда тебя потянет в общество добрых людей, и твои таланты расцветут.      38. Поистине, родителей следует почитать как видимых представителей Бога: они ответственны за твое существование и за все радости и за все происходящее в физической и духовной сферах. Поэтому о них следует заботиться, их следует уважать и почитать.      39. "Мокша располагается в сукшме". Иначе говоря, освобождения можно добиться тонкими средствами. Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. Никогда не размышляй с грустью о прошлом. Когда с тобой приключается беда, не вспоминай сходные несчастливые ситуации из твоего прошлого опыта, добавляя их к твоему горю: вспомни, напротив, о таких случаях, когда ты был счастлив. Почерпни утешение и силу из таких воспоминаний и поднимись над приливной волной печали. Женщин называют "слабыми" потому, что они поддаются раздражению и скорби гораздо легче, чем мужчины, поэтому Я хотел бы попросить их приложить большие старания для преодоления этих двух чувств. Лучшим противоядием является памятование Имени Божьего, намасмарана, и если мужчины или женщины воспользуются им, Господь придет на помощь. Это вселит веру в то, что всё в воле Божьей, и научит тебя никогда не ликовать и никогда не отчаиваться.      40. Священная культура этой древней страны осквернена одним пороком - нетерпимостью; нетерпимостью к успеху, процветанию или прогрессу другого. Если ты не можешь помочь другому, по крайней мере, не наноси ему вреда, не причиняй ему боль. Это само по себе уже большая заслуга. Какое ты имеешь право выискивать недостатки у другого, либо говорить о нем плохо? Если ты говоришь, что ничто на земле не может случиться без воли Бога, то зачем испытывать досаду или гнев? Твой долг состоит в том, чтобы очиститься, очистить свою душу. Такое устремление обеспечит тебе сотрудничество со всеми добрыми людьми, и ты почувствуешь, как сила и радость переполнят тебя.      41. Человек должен быть: (1) исполненным преданности, (2) готовым испытать страдания, (3) жаждущим служить Господу, (4) свободным от привязанности к преходящему, (5) правильного поведения, (6) милосердным, (7) с незапятнанной репутацией, (8) не имеющим недостатков в характере, (9) полным чувства удовлетворения, (10) наделенным всеми достоинствами, (11) образованным, (12) обладающим мудростью, (13) контролирующим себя, (14) имеющим похвальные социальные качества, (15) гуманным и (16) безраздельно посвятившим себя Богу.      42. Научись соизмерять свои симпатии и антипатии с симпатиями и антипатиями других людей, научись возвышенному искусству жертвы и служения. Когда ты гневно выступаешь против своей свекрови, помни, что придет день, когда у тебя тоже будет невестка. Старайся оценить ее точку зрения, она может обладать большим предвидением, большим опытом, большим чувством ответственности, она может больше знать о людях и вещах, чем ты, впервые входящая в ее дом. Семья мужа, в которую ты входишь при замужестве, является хорошей средой для самодисциплины, она - садханакшетра, поле духовной практики.      43. Когда тебя уличили в каком-либо проступке, не впадай в гнев, проследи за своим поведением и найди в себе недостатки, самоанализ является первым шагом к самосовершенствованию и покою. Не преувеличивай недостатки других, но преуменьши их и считай их малыми, свои же недостатки преувеличь, считай их большими и стремись поскорее избавиться от них. Воспринимай тех, кто нашел в тебе недостатки, как твоих друзей и благодетелей, ибо они подают тебе предупреждающие сигналы заблаговременно. Я нахожу, что сегодня искусство контраргументаций, доходящих до цинизма, распространилось повсюду. Это - опасный признак. По этой причине исчезли почтительность и уважение к учителю.      44. Вы ездите в переполненных автобусах, одеваетесь в привлекающие внимание одежды, носите с собой груды книг, но позвольте Мне сказать вам, что самая большая красота женщин состоит в добродетели, шилим. Придавайте значение ниште, духовной дисциплине, а не нааште, завтраку. Начиная с этого момента ведите праведную, размеренную жизнь, сделайте это привычкой, доспехами, которые защитят вас от вреда. Обращайте молитву к Богу и повторяйте Его Имя, либо размышляйте о Его Славе в течение определенного периода времени каждый день. Вы обнаружите, что это вознаграждается сполна. Не говорите: "Дай мне почувствовать вкус награды, и тогда я начну духовную практику". Практикуйте и опыт к вам придет, должен прийти.      45. Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали, ты тоже должен уважать их. Если хочешь, чтобы другие тебе служили, послужи им сам первым. Любовь вызывает любовь, доверие порождает доверие. Самовозвеличивание и эгоизм влекут за собой беду. Как правило, ни одна радость не может сравниться с радостью служения другим. Будь подобен этим часам; они показывают правильное время всем, кто подходит узнать который час, независимо от того, кто подошел. Они не имеют любимчиков и нелюбимых.      46. Знание Духа, Атмы, как самой основы всего сущего, ныне забыто, и в этом - причина всеобщего беспокойства, смятения и нравственного кризиса. Сегодня речь идет о том, чтобы разбудить спящих и сообщить, что Я пришел.      47. Будь милосердным, полезным, добрым, богобоязненным, служи людям - и люди будут на твоей стороне. Я уверен, что министр Канти, который находится здесь, согласится со Мной, если Я скажу, что такому человеку не придется просить отдать за него голоса: люди сами придут к нему и отдадут ему свои голоса. Вера, вера - вот само дыхание победы, вера сама по себе, вера в благие деяния, которые ты совершил, вера в успех, вопреки неудачам.      48. Пусть ваше сердце станет обителью Саи, это даст вам блаженство, а Мне - радость.      49. На благие деяния всегда найдутся силы, Господь явится и поможет. Это лишь вопрос времени, не падай духом. Апельсин горек, пока зелен, время постепенно делает его сладким, восхитительным фруктом. Терпение и напряженное усилие вознаградятся.      50. Также и в других странах необходимо восстановить истинные ценности и возродить веру в Божественность человека - вот для каких дел Я пришел.      51. Одно из общепринятых значений слова "карма" - "судьба", "рок" или "запись" на челе, которая неизбежно должна исполниться. Укрыться и спастись бегством невозможно. Но люди забывают, что она написана их собственной рукой. Рука, написавшая это, может и стереть написанное. Шелуху, которой покрыт рис, можно удалить, приложив усилия; иллюзию, майю, убедившую тебя записать всю эту судьбу, можно победить в одно мгновение и тогда можно стереть записи на всей странице.      52. Шанкара предложил заполнить свой разум мыслями о Боге, чтобы обезьяна ума была приручена и служила Божьим целям. Тебе тоже следует сделать ум слугой Бога, а не рабом чувств.      53. Каждый должен вобрать в себя высшие ценности и, считая себя Атмой, следовать Закону духа, атмадхарме. Вот Моя миссия, выполнить которую Я пришел.      54. Ты слушаешь Меня, но что ты обретаешь, слушая? Согласен ты или нет с тем, что Я даю тебе духовное блаженство? А что ты дашь Мне взамен? Дай Мне благочестивое поведение, о котором Я говорю тебе: выполняй то, чему Я учу, этого достаточно. Вот все, о чем Я прошу.      55. Человек не должен умереть, подобно кошке или собаке. Он должен покинуть мир более свободным и счастливым, чем был, когда пришел в этот мир. Он должен уйти, исполненный благодарности за возможность, данную ему - узреть Бога во всем, что он видел, слышал, осязал, обонял и воспринимал на вкус. Он должен помнить Господа, делая последний вздох.      56. Усвой привычку вспоминать Господа при каждом дыхании твоем, лишь тогда ты сможешь вспомнить о Нем при последнем вздохе.      57. Ты не должен умирать как обычный человек, ты должен умирать как Бхишма. Он возлежал на ложе из стрел, и обучал Пандавов великому искусству умиротворения (Шантипарве), и когда он умирал, Кришна находился пред ним и в его сердце. Смерть считается чем-то, чего надо бояться, чем-то, о чем нельзя говорить в счастливых обстоятельствах. Но смерть сама по себе ни хороша и ни плоха. У тебя нет выбора в этом случае. Ты не можешь получить ее скорее, если она желанна тебе, ты также не можешь избежать ее, проклиная ее как нечто дурное. Она - завершение, которое неизбежно: с момента рождения начинается путь к месту кремации. Некоторые достигают этого места быстрее других. Некоторые идут окольными путями и прибывают позднее.      58. Отдай себя в руки Бога, и пусть Он подарит тебе успех или неудачу, какая разница? Он может обращаться с тобой жестко, либо Он может творить тебе благо, только и всего. Как ты можешь судить Его? Кто ты, чтобы судить Его? Делай свое дело и храни молчание.      59. Ты сейчас не осознаешь своей удачи, состоящей в том, что Я стал твоим поводырем. Я не успокоюсь, пока ты не преобразишься.      60. Если ты Меня спросишь, то Я скажу тебе, что Гита подобна балансу, весам, игле и т. д.      Лишь знание (джнана) может удалить неведение (аджнану) Арджуны - такова воля Господа. Знание следует воплощать на практике. Иначе пользы не будет.      61. Ты в свете. Свет - в тебе. Ты - свет. Вот этапы духовного пути.      62. Я хочу, чтобы вы все построили новые дома для счастливой жизни, и утвердили Господа в них. Я не имею в виду дома из кирпичей и цемента, но дома добрых мыслей, добрых слов, добрых дел и благочестивого общества, где вы могли бы жить спокойно и все вместе. Пригласите Меня войти в этот дом и поселиться в нем, и Я, скорее всего, соглашусь. Поистине, ведь тогда дом уже Мой, и не требуется даже приглашения приблизиться и войти в него. Те дома - для мирского комфорта, этот дом - для духовной радости. А Мое место обитания есть чистое вдохновенное сердце.      63. Все духовные общества и собрания, и личности, которые выполняют ту же задачу, в соответствии со своими способностями и средствами, дороги Мне. Я не призываю вас культивировать веру в Меня или поклоняться Мне, Я хочу только, чтобы вы лелеяли веру в себя и поклонялись Господу, который использует вас как свой инструмент. Осознайте, что ваша внутренняя сущность - Дух, Атма. Я не стремлюсь обрести славу через эти встречи и участие в ассоциациях.      64. Мудрость, джнана, может быть обретена лишь через преданность, бхакти. Преданность очищает сердце, возвышает мысли и делает видение универсальным. Кроме того она дарует нам милосердие Бога, ибо тучи, собираясь на небе, проливают дождь на поля: но растения сами не могут подняться ввысь, дабы испить влагу, дающую жизнь. У преданности есть сила побудить Господа излить милость.      65. Ты должен научиться выдержке и терпению, милосердию и служению. Ты должен решиться искать. После завершения странствия, сидя в своем доме, ты будешь размышлять о пережитом тобой.      66. Твоя суть есть бытие - знание - блаженство, сат - чит - ананда; верь Мне, именно поэтому ты ведешь себя так, а не иначе. Твое желание - существовать вечно.      67. Звук, вызванный первичным движением, которое возникло в результате экспансии Брахмана через саморазвивающуюся майю, есть пранавашабда, или ОМ.      68. Мир сегодня страдает от эгоистичной политики, нигилистической религии и бессердечной конкуренции. Это поистине ужасное положение дел. Человек совершенно забыл свою изначальную божественную природу. В атмосфере такого кризиса наиболее необходимы умиротворение и любовь, шанти и према.      Умиротворения можно достичь лишь с помощью любви. Топливо любви питает божественный огонь умиротворения. Любовь несет единство всему человечеству, и это единство в соединении с духовным знанием принесет покой миру.      Лишь так человек может достигнуть истинного и постоянного мира. А без мира не может быть счастья. Умиротворение, шанти, есть сама суть Атмана, Духа.      69. Умиротворение есть отличительная черта мудрецов, святых и великих йогов. Оно не зависит от внешних условий. Оно покинет эгоиста и сластолюбца. Оно избегает общества таких людей. Это характерно для внутренней Атмы, чудесной и вечной.      70. Подлинное умиротворение достигается только с помощью контроля над чувствами. Атма неизменна. Она не умирает подобно телу и разуму, она бесконечна, тонка, и ее истинная природа - знание.      71. Атман не есть одно из пяти чувств; это не разум, не прана, не жизненная сила. Он может быть описан только как то, чем он не является.      72. Умиротворение - другое название целеустремленной жизни. Умиротворение есть власть, управляющая духовным блаженством. Это самое ценное сокровище.      73. При рождении ум человека подобен чистому листу белой бумаги. Как только начинается мышление, чувствование и действие, начинается процесс потускнения ума.      74. Тот, кого избрал Господь, достигнет всего. Но верующий может сомневаться. С Божьей милостью человек может достичь даже высочайшей духовной радости. Не сомневайся в полезности духовной практики, она не может быть бесплодной ни для кого. Твердо верь в это. Непоколебимый преданный обретет милость Господа.      75. Умиротворение украшает каждое действие, оно смягчает самое жестокое сердце, оно ведёт к подножию трона Господа и помогает постичь Бога. Оно не знает различий.      Лишь благодаря умиротворению расцветает любовь и произрастает мудрость. Мудрость, порожденная умиротворением, является единственным средством, дарующим полноценную жизнь, не знающую смерти. Итак, человек должен ждать терпеливо и спокойно, уповая на милосердие и мудрость Господа. Вопрос: "Кто я есмь?" очищает путь для осознания Бога. Вопрошающий это будет всегда серьезен, терпелив и бесстрашен. Он обретает умиротворение благодаря вере в то, что Господь вездесущ.      76. Ум должен быть всегда чистым, незамутненным, спокойным и бесстрашным. Не думать горестно о прошлом, не колеблясь исполнять свой долг - вот признак практикующего садхану. Будь готов радостно встретить любое препятствие на пути. Лишь такой человек может достичь своей цели.      77. Если преданный посвятил свое тело, ум и существование Господу, то Господь Сам будет следить за всем, так как Он всегда будет с ним. Тогда и в молитве нет необходимости. Если ты веруешь в Господа безраздельно, почему Он откажет тебе в милосердии? Однако люди не привыкли целиком и полностью полагаться на Господа.      78. "Асато ма сад гамайа, тамасо ма джйотир гамайя: мритйор ма амритам гамайя", - это шанти-мантра. Значение этой мантры передается разными людьми по-разному, некоторые передают его дословно, некоторые - цветистым, поэтическим языком. "О, Господь, если я получаю счастье от объектов мира сего, сделай так, чтобы я забыл о нереальных объектах и укажи мне путь к вечному счастью", - вот первый текст молитвы.      "О, Господь, если объекты мира привлекают меня, удали тьму, скрывающую Атму, которая есть единственно реальный объект!" Вот второй текст этой же молитвы.      79. "О, Господь, благослови меня через Твое милосердие бессмертием и высшей радостью, исходящей от осознания лучезарности Атмы, присутствующей в каждом объекте". Это третий текст молитвы. Вот подлинный смысл упомянутой мантры.      80. Начиная с сегодняшнего дня, читатели, являющиеся садхаками, должны стараться освоить основное значение Писаний. Это - священный проводник пути. Если в них не верить, то Высшая реальность ускользает. Для того чтобы понять их, нужно обладать спокойствием и силой духа. Умиротворение - надежная опора в этом. Когда великие люди объясняют непосвященным Писания простым и понятным языком, исчезают беспокойство и неудовлетворенность. Вера в Бога возрастает и воцаряется согласие меж людьми. Лишь следуя Писаниям, можно достичь благополучия и мира.      81. Чтобы утвердить принципы Писаний, "сатйям вада" - говори правду; чтобы утвердить мир в мире, "прийям вада" - говори приятное. Если придерживаться этих двух правил, не потребуется никаких дополнительных дисциплин. Лишь в атмосфере умиротворения эти святые правила могут воплотиться в действия.      82. Знай, что целью человека является Высшая Душа, Параматма, направь все усилия на эту цель, не давай разуму отклоняться от этой цели, в этом суть учения всех Писаний. Практикуй лишь такую самодисциплину, и окажется, что ты осуществляешь на практике все Писания.      83. Чтобы насладиться миром и покоем, человечество должно вдохновляться и жить в соответствии с идеалами дхармы, это связано с взаимной терпимостью в семье. Это основывается на поведении, которое благостно и нацелено на служение друг другу. Такое поведение имеет очарование само по себе. Избегай в твоем поведении, поступках и речах малейшей склонности причинить боль другим, оскорбить или навредить кому-либо. Найди лучшие средства для своего исправления, практикуй такой образ жизни, чтобы воздерживаться от нанесения вреда себе и иди всегда дорогой Истины. Вот путь Красоты, вот поведение, которое действительно чарует.      84. Для этого необходимо великодушие. Человек может обрести его лишь в том случае, если у него есть врожденный импульс, самскара и преданность, бхакти, в каждом его действии. Через преданность Господу, человек обретает кротость, боязнь греха и веру в священное писание. Благодаря этим трем качествам человек избавляется от мелочности и становится великодушным. Посему, о, ищущий, направь твои усилия на то, чтобы обрести веру в Бога и боязнь греха. Это поможет тебе стать кротким; помни: кротость есть шанти, умиротворение.      85. Многие утверждают, что умиротворение есть самоуважение. Но они смешивают самоуважение с уважением к некоей внешней оболочке, к телу либо к положению кого-либо в обществе. То есть, речь здесь идет об уважении к человеку, как к отдельной личности, а не как к высшему "Я" или Атме. Уважение, воздаваемое Господу, Атме, вот подлинное самоуважение, а не что-либо иное.      86. Истина есть Атма, Высшее Я, чистая према есть Атма, Господь есть Атма, бескорыстное служение есть Атма. Уважение к ним есть самоуважение. То же самое касается и умиротворения, шанти. Если ты постоянно помнишь о всемилостивейшем Господе, олицетворении Истины; Господе, сама сущность которого есть любовь, это и будет самоуважением. Чтобы заслужить это, ты должен отвергнуть ничего не стоящее уважение к благополучию и положению в обществе, отвергнуть хвалу и хулу, осмеяние и лесть, и заняться духовной практикой с полной верой в Истину и в Господа. В этом подлинное шанти, незапятнанное шанти, вечное шанти.      87. Прежде всего, ты должен понять свое предназначение. Кто ты? Атман. Откуда ты пришел? Из Атмана. Куда ты идешь? К самому Атману. Как долго ты будешь здесь? До тех пор, пока не сольешься с Атманом. Где ты сейчас пребываешь? В нереальном, в вечно меняющемся. В какой форме? В форме не-Атмана. Во что ты углублен? В мимолетные проблемы. Чем ты должен заняться в будущем? Отказаться от этого и испытать другое, чтобы войти в вечное, углубиться в непреходящее и насладиться блаженством Атмана.      88. Счастье, истина и жертвенность - вот настоящее богатство сокровищницы Бога. Ты можешь быть счастлив лишь тогда, когда ты поймешь родство, которое должно существовать между людьми. Когда мы спрашиваем себя, что такое счастье, то получаем ответ, что отсутствие скорби и есть счастье.      89. В большинстве западных религий большое значение придается телу, уму и интеллекту. Интеллект считается наивысшей человеческой способностью, представляющей сущность человека, или Атму. Под этим углом западная религия рассматривает различные аспекты жизни. Индийская же философия рассматривает тело, ум и интеллект раздельными и дополнительными по отношению к духовному сознанию (читте) и внутреннему сердцу. Индийская культура придает важность согласованности самой Атмы с высочайшим принципом Параматмы, признавая, в конечном итоге, их единство. Вот под каким углом зрения индийская религия рассматривает различные аспекты жизни.      90. Моя страна - Индия. Моя религия - религия Индии. Мои идеалы и традиции зародились в Индии. Вот о чем ты должен постоянно помнить. Ты должен воспитать в себе глубокое уважение и привязанность к культуре, которая процветает в этой стране с незапамятных времен. Наша культура - древняя и бессмертная. Ты должен посвятить свою жизнь будущему этой страны. В твоей жизни воцарится умиротворение лишь в том случае, если тебе будут подвластны волнения души и тела.      91. Ради обогащения ты вынашиваешь много коварных планов и интриг и вовлекаешь самого Бога в свои мелкие махинации. Такие люди постоянно охотятся за деньгами и все время притворяются, повторяя имя Господа, но на самом деле строят интриги и пытаются обмануть самого Господа. Даже если другие не замечают обмана, разве Бог не видит, что ты на самом деле имеешь в виду, когда занимаешься мошенничеством? И ты, в конечном счете, получишь то, что заслуживаешь. Ты можешь обмануть людей, но невозможно обмануть Бога. Бог живет в твоем сердце.      92. Бог есть воплощение разума и мудрости, его взгляд на всё абсолютен и совершенен. В Его творении всё имеет особую цель. Если мы храним драгоценные камни в дорогой золотой шкатулке, то вор возьмет шкатулку сразу же, как только увидит ее. Совершенно естественно прятать драгоценности в шкатулке, которая не привлекает внимания. Поэтому, чтобы достичь царства знания, блаженства и счастья, необходимо увидеть то, что прячется за оболочкой тела, ума и жизни.      93. Чистые побуждения и высшее сознание в твоем сердце - это сам Бог. Тебе не нужно искать Его где-либо еще.      94. Растрачиваешь время - упускаешь жизнь. Если ты можешь понять силу и могущество общения с добродетельными людьми и воспользоваться этим общением с наибольшей пользой, у тебя есть шанс сделать много добрых дел. Все добродетельные люди таковы, что их мысли очень привлекательны. Их действия мягки, и их идеи хороши. Добродетельных людей можно распознать по их великодушным мыслям, словам и поступкам.      95. Исследуя сущность Атмы, ты обнаружишь, что ее называют такими священными именами, как Сатьям, Шивам и Сундарам. Невозможно достичь процветания, не будучи преданным истине. Процветание идет рука об руку с истиной. Равным образом, невозможно достичь блаженства и счастья без процветания. Счастье приходит с процветанием. Истина - это сияющий свет. Именно с помощью этого сияющего света мы способны видеть природу вокруг нас. Таким образом, ты будешь способен отказаться от всех своих желаний и обратить разум к Атме. Когда ты сделаешь это, то обнаружишь, что все тело совершенно изменилось. Другие виды энергии будут тебе подвластны.      96. Следует понять, что человек, находясь в своем естественном состоянии, может наслаждаться блаженством самадхи. Именно это и есть состояние подлинного самадхи.      97. Когда ум обращен внутрь, то он видит только дух, Атму, и не видит внешнего мира. Поэтому когда твой ум обращен внутрь, ты не будешь замечать разницы между удовольствием и болью, между скорбью и счастьем, между теплом и холодом. По сути, ум не будет замечать никаких различий и противоречий ни в чем. Когда личность находится в состоянии самадхи, она не имеет ничего общего с миром, хотя и находится в этом мире.      98. Истина есть нечто, чего люди не любят. Они взирают на нее как на что-то враждебное. Ложь есть нечто, нравящееся людям. Они взирают на нее дружелюбно. Людям нравится покупать опьяняющие напитки, даже если им приходится дорого за них платить. Они не стремятся к здоровью, которое дарует им творог, даже если он совсем дешев. Вот что обычно случается в большинстве семей. Воплощения Божественного Духа, ученики, время улетает быстрее ветра, наша жизнь тает, как кусок льда. Рано или поздно мы потеряем телесную оболочку и оставим этот мир, так и не узнав цели жизни. Человек должен узнать свое священное предназначение, для которого он родился, и если он проводит время лишь в погоне за плотскими утехами, то растрачивает жизнь впустую. Продолжительность жизни - важный фактор. Поэтому время надо использовать правильно. Человек слишком надеется на свои физические и ментальные силы. Он не делает ни малейшей попытки прибегнуть к Божественной силе. Сегодня в человеческом сердце - большой пожар. Пожар раздражения, похоти, пожар жадности и привязанностей, который неустанно пылает в его сердце.      99. Будь в обществе, но тщательно следи за тем, чтобы твоя вера и набожность не замутнялись. Если твоя вера поколеблется, твоя жизнь станет неспокойной. Если ты сможешь управлять своим умом, то ты, несомненно, сможешь сделать что-то полезное, и твоя жизнь станет осмысленной.      100. Деньги приходят и уходят, но добродетель приходит, остается и крепнет. Если ты хорошо воспитан, стал примером для других и обладаешь чувством ответственности, то это великое благо. Сердце твое должно быть чистым, тогда ты обретешь милость Божью.      101. Мир полон скорби, в теле человека множество болезней. Наша жизнь полна бурных мыслей и подобна полуразвалившемуся дому. В таких условиях, умиротворенная жизнь, согласно Шанкаре, возможна лишь тогда, когда следуешь Божественному пути и преодолеваешь все мирские привязанности.      102. Существуют два стража - Шама (усилие) и Дама (терпение). Это означает, что ты должен прилагать усилия и иметь терпение. Сколь бы велика ни была твоя самоотдача, ты не сможешь войти в обитель Бога без усилий и терпения.      103. Многие из продуктов, которые мы едим, превращаются в отходы, не имеющие никакой ценности, и поэтому они извергаются. Но та же самая пища изменяется также и более тонким способом, превращаясь в кровь и плоть. Еще более тонкие части пищи формируют ум. Следовательно, от той пищи, которую мы потребляем, зависят, как правило, порождения нашего ума: разрушительные мысли или же возвышенные, святые мысли. И потому, такие благие качества, как миролюбие, воздержанность, любовь и приверженность истине могут прогрессировать и развиваться лишь, если мы питаемся чистой пищей.      104. Сила Господня подобна электричеству, а тело - лампочке. Чем сильнее наша вера, тем ярче мы светимся.      105. Зубы подобны острым ножам, расставленным вокруг, и, поняв, как язык движется между ними, мы будем проявлять сдержанность.      106. Там, где в сердце человеческом царят долг и справедливость, расцветает добродетель. Там, где царит добродетель, вы найдете гармонию, а где есть гармония, будет и порядок. Если установятся порядок и дисциплина, то мир воцарится на земле. Поэтому мир зависит от качеств отдельной, личности. Воспитание добродетельных качеств и достойного поведения есть путь, ведущий к самореализации.      107. В каждой Атме пребывает Параматма. Если в мыслях и делах человека нет корысти, он несомненно обретет покой ума.      108. За наши рабство и свободу ответственны как тело, так и разум. Без тела человек не в состоянии распознать сущность своего разума. Жизнь, ум и интеллект реализуются только в комбинации с телом. Поэтому мы должны использовать столь священное тело для достижения важной цели - осознания истины. Человек - самое священное из всех животных. Родиться человеком - величайший дар. Поэтому жизнь человека не должна быть бесцельной.      109. Мир создан и существует лишь благодаря силе Бога. Бог - вездесущ. Ты - лишь инструмент, твоими глазами Бог смотрит на этот мир. Ты лишь воображаешь себе, что видишь все своими глазами, но, на самом деле, ты видишь все глазами Бога.      Первое, что ты должен сделать - уяснить себе, кто ты есть.      110. Поскольку мать отдала тебе свою кровь, свою жизнь и силу и ты обязан ей своим рождением, ты должен быть ей благодарен и уважать ее.      Ты должен выказывать благодарность отцу твоему, дающему тебе деньги, воспитание и защиту. Риши, пророки и святые даруют тебе человеческие качества, и потому ты должен выказывать благодарность им. Наконец, все это происходит по воле Божьей, поэтому ты должен благодарить Бога.      111. Похоть стоит во главе всех дурных качеств. Другие три свойства, то есть злоба, жадность и привязанность, следуют за похотью и выполняют все ее приказы. В самом деле Кама, бог похоти, ответственен за наше рождение, а Кала, бог времени, ведает нашей смертью. Рама ведает нашей жизнью и всем хорошим в ней.      112. Кама разжигает в нас похоть и этим ослабляет нашу память и интеллект. Как только интеллект ослабевает, то возрастает жестокость и бесчеловечность. Следовательно, Кама обладает способностью разрушать нашу жизнь. Если мы поймем сущность Камы, то он оставит нас в покое.      113. Воспитанный человек почитает старших, помогает ближним, он скромен. Не зная, в чем заключается благо, не говори, что ты воспитан. Твоя красота, молодость, сила, твое здоровье и положение не должны наполнять тебя чрезмерной гордостью, ибо с годами все это исчезнет. Под этим углом зрения что за смысл чувствовать гордость от этого обтянутого кожей мешка - твоего тела?      114. Для того чтобы узреть Бога, ты должен очиститься и жить достойно. Наш ум должен быть свободен от мирских соблазнов. Он не должен быть орудием удовлетворения физических и ментальных желаний. Используй его для раскрытия Духа, Атмы.      Если мысли твои чисты и возвышенны, то ты выполнишь свою работу хорошо и не будешь стремиться к плодам ее.      115. Дхарма рождается в сердце. Чистая идея, которую излучает сердце, воплощаясь в действие, становится дхармой.      116. Наше добродетельное поведение поможет нам в течение всей нашей жизни. Ты можешь сомневаться в вездесущности Бога, но если ты осознаешь, что твое собственное тело - это храм Бога, а душа - просто отражение Бога, то тогда твоей медитационной комнатой станет само твое тело, и ты узришь Его присутствие везде, куда бы ты ни пошел. Поэтому во всех деяниях, которые ты совершаешь, во всех людях, которых ты встречаешь, и во всех мыслях, которые тебя занимают, ты должен видеть Божественное и соответственно этому действовать.      117. Слово "шанкара" состоит из двух частей: "шан" и "кара". Слово "кара" означает "вручать", а слово "шан" означает любой вид богатства. Тот, кто дарует любой вид богатства, является Шанкарой.      118. Человек пришел в этот мир не за пищей. После того, как человек рождается, пища становится необходимой. Мы должны есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть. Мы пришли, чтобы провозгласить истину и придерживаться дхармы. Вот что нам следует помнить, и в этом наша цель на земле.      119. Если твое сердце исполнено любовью (премой), неважно, какой путь ты изберешь. Тогда ты сможешь постичь свое предназначение. Эту прему именовали также "прия". Это - чувство, пробуждающееся в тебе, когда ты смотришь на существо, которое тебе нравится. Испытав чувство "прия", ты захочешь, чтобы тот, кто тебе нравится, был в большей степени привязан к тебе. Эта попытка привязать называется "модаму", когда ты приближаешь этот объект к себе и познаешь его, мы называем это "прамодаму".      120. Мы считаем, что неверующие - это те, кто не имеет веры в Бога. На самом деле это не так, ибо не существует никого, кто бы не верил в себя.      121. Ты должен делиться своим богатством с теми, кто заслуживает помощи. Бедняки, имеющие семьи, заслуживают такого милосердия. Саньяси, не имеющие никаких обязанностей, не нуждаются в таком милосердии. Часть того, что ты заработал, должна быть отложена на будущее и для блага твоих детей. Часть должна быть использована для благих целей, для милосердия и помощи другим. Используя богатство таким образом, ты совершаешь святое дело.      122. Дружбе, основанной на альтруизме, присущ девиз: люби всех, не питай злобы ни к кому, ибо благополучие других перевешивает личные интересы. Такое отношение делает жизнь радостной и исправляет мир.      123. Мы описываем Бога как бытие вне всяких свойств. Все пять чувств человека: шабда, спарша, рупа, раса и гандха - звук, осязание, форма, вкус и запах - суть свойства материи. Тот, кто возвышается над ними и на кого они не действуют, есть Бог. Это можно проиллюстрировать следующим образом. Все эти пять свойств - звук, осязание, форма, вкус и запах - присутствуют в земле. Земля есть первый из ряда первичных элементов, которые суть: земля, вода, огонь, воздух и пространство. Вот почему она так тяжела и трудно перемещается с места на место. Если все эти свойства присущи земле, то вода обладает лишь четырьмя. Запах исчез, и именно поэтому вода легче перемещается. Огонь обладает лишь тремя свойствами. Он не имеет ни вкуса, ни запаха и еще более свободен в перемещениях. Если возьмем четвертый элемент - воздух, то обнаружим, что последний не имеет ни формы, ни вкуса, ни запаха. Он еще легче и может перемещаться совершенно свободно. Пятым элементом является пространство, эфир или небо. Оно имеет только одно свойство - звук. Все другие свойства отсутствуют, и поэтому небо - самое легкое и распространено повсюду. Если небо присутствует повсюду, то Бог, вовсе не обладающий свойствами, присутствует также повсюду. Он - вездесущ, поэтому Бога описывают как Гунатита, или как того, кто превыше всех качеств, гун. Эти пять элементов, из которых состоит материальный мир - земля, вода, огонь, воздух и пространство, - имеют свойства, но когда все эти свойства отпадают, мы постигаем, что существует нечто, пронизывающее все. Когда мы говорим, что Бог вездесущ, мы имеем в виду, что ничто из того, что отягощает нас, не присутствует в Нем.      124. "Моя задача - воспитать все человечество и обеспечить всем людям жизнь, исполненную блаженства, Ананды. Я дал обет: вернуть тех, кто сошел с прямого пути, снова на путь добродетели и спасти их. Я привязан к труду, который Я люблю: избавлять бедных от страдания и даровать им то, в чем они нуждаются. Я имею причину гордиться Собой, так как Я спасаю всех, кто любит и почитает Меня. У Меня есть свое определение преданности. Я ожидаю, что те, кто предан Мне, должны принимать радость и горе, награду и утрату с одинаковой стойкостью. Это означает, что Я никогда не оставлю тех, кто предан Мне".      125. Баба называет Себя "Саи Баба". И обращается к Саи Бабе из Ширди, называя его "мое предыдущее тело". Он говорит о Своем приходе как о приходе Рамы и Кришны - для восстановления Истины и Нравственности, Мира и Любви среди людей, для внушения веры в Бога людям, которые отрицают Его из гордыни и невежества, и для спасения добрых от злых. Саи Баба объявил, что до шестнадцати лет Он будет, в основном, творить божественные игры, лилы, и что затем, до тридцати двух лет будет привлекать людей чудесами: ибо, как Он не раз говорил, без этих "визитных карточек" никто не сможет оценить и частицы Его Славы. "Я дам тебе то, что ты хочешь, чтобы ты возжелал Моего прихода", - вот что сказал Саи Баба в Своем предыдущем воплощении в Ширди. Многообразны эти чудеса: от открывания перед теми, кто приходит к Нему, их прошлого и будущего вплоть до изображения их будущего таким, каким Он хочет, чтобы оно было. Простым мановением руки Он превращает воздух в священный пепел, сладости, иконы, изображения богов, цветы, фрукты, книги, кубки, распятия, лекарства, кукол - во множество вещей, привычных человеку и неизвестных ему.      126. "Если бы Я явился среди вас как Господь Нараяна, с четырьмя руками, держащими Раковину, Диск, Жезл и Лотос, вы поместили бы Меня в музей и брали бы плату с тех, кто ищет даршана; если бы Я явился как простой человек, вы бы не чтили Мое учение и не следовали бы ему. Поэтому Я принял этот человеческий облик, обладающий сверхчеловеческими мудростью и мощью", - так сказал Баба. Баба всегда был и есть духовный пастырь, и это его главная роль, хотя Он сказал, что начнет Свои поучения лишь тогда, когда достигнет тридцать второго года жизни.      127. Почему вы судите и рядите между собой о Моей сути, Моей тайне, Моем чуде, Моей реальности? Рыба не может судить о небе, толпа в состоянии понять только толпу. Глаз не может видеть ухо, хотя оно так близко. Если вы не в состоянии постичь даже собственную реальность, то зачем вы тратите время, стараясь исследовать сущее, или Бога?      128. Моя задача состоит в том, чтобы открыть тебе глаза на великолепие Вед и убедить тебя в том, что осуществление на практике Ведических предписаний даст обещанные результаты. Моя любовь, направленная на Веды сочетается с Моей любовью к человечеству. Моя миссия состоит из четырех частей: Веда-пошаны, Видватх-пошаны, Бхактаракшана и Дхармаракшана (утверждения веды, распространения духовного знания, защиты преданных Богу и защиты дхармы).      129. Когда жизнь течет радостно, люди утверждают, что это происходит благодаря их собственным усилиям, и забывают Господа. Когда неудача преграждает поток жизни, они начинают богохульствовать и утрачивают веру. Когда ты отчаиваешься, то оскорбляешь Атмататву, принцип Атмы, которая есть сам ты и которая не знает ни боли, ни радости. Твои мысли заняты многим, но ты не пытаешься превратить их в практические результаты. Если ты только уверуешь, что ничто не может остановить Атмананду, которая есть родник жизни в каждом сердце, ты станешь бесконечно счастлив. Вообрази себе, каким спокойным и собранным ты мог бы стать тогда.      130. Самосовершенствуйся - и ты обретешь высшее блаженство. Не осуждай богатого и не только богатого, не осуждай никого, никаким способом, ибо ты должен помнить: Саи в любом человеке, поэтому если ты осуждаешь другого, ты осуждаешь Самого Саи.      131. Если кто-либо искренне спросит тебя, где можно найти Господа, не уклоняйся, дай ответ, который исходит из твоего сердца, - направь его в Путтапарти и пригласи разделить твою радость.      132. Спасение истинного преданного - это Моя дхарма, Моя подлинная сущность. Некто спросил Меня, правильно ли было с Моей стороны погрузить тысячи людей в скорбь, чтобы спасти одного. Такие арифметические подсчеты нельзя применять к деяниям милости; Я вершу Мою дхарму независимо от того, как она действует на тебя либо на него. Рама подчиняется желаниям Своего отца.      133. Лучшее время для медитации - Брахмамухуртам (время от 3 до 6 часов утра). Медитировать под этими деревьями на открытом воздухе - духовное удовольствие, ибо мы можем мысленно перенестись в прежние века, когда мы медитировали на берегах Ганги, в долинах Гималаев. Баба учит нас, что хорошо приобрести привычку медитировать в одно и то же время, на одном и том же месте до тех пор, пока не достигнешь успеха. "Внутренняя медитация - это лишь средство. Цель же - получать блаженство с каждым вздохом, заполнить каждое мгновение сладостью Его Имени. Такая пранаяма должна стать частью тебя самого. Лишь тогда начнется подлинная жизнь".      134. Человек может только доверять, верить и подчиняться. Когда я стоял перед Ним, охваченный удивлением, Он сказал: "Все видят мир через очки, и их мир таков, каким они видят его через очки, очки беспокойства, очки ненависти, очки зависти, ревности, жадности. Я ношу только Очки Любви. Я не могу ненавидеть, даже если бы Я захотел. Ненависть и злоба не являются частями Моей сути, Я не подвластен и болезни. Я могу упрекнуть, чтобы предостеречь и исправить, но Я никогда не испытываю ненависти. Я - блаженство и только блаженство. Я - мудрость, блаженство, ананда, мир, шанти. Вот в чем Моя суть.      135. "Мою шакти, Мою силу, Мою тайну никогда не понять, кто бы ни старался, сколько бы времени и какие бы средства он ни использовал на это старание".      136. "Учись неустанно, чтобы суметь притянуть Меня к Себе, где бы ты ни был. Это более стоящая садхана, чем все путешествия, которые ты совершаешь. Преврати свое сердце в Прашанти Нилаям, тогда Я несомненно приду и останусь".      137. "Будь искренен, говори только о том, что на самом деле испытал, не искажай, не преувеличивай и не фальсифицируй этот опыт". Я могу лишь пытаться лучше следовать тем наставлениям, которые Он нам даровал. "Если ты принимаешь Меня и говоришь "да", Я тоже вторю: "Да, да, да". Если ты отрицаешь Меня и говоришь "нет", Я как эхо откликаюсь: "Нет". Приди, испытай и обрети веру: вот как следует использовать Меня. Я в каждом сердце. Это храм, в котором Я пребываю".      138. Баба не ценит празднования Его дня рождения. Он, скорее, хотел бы, чтобы мы праздновали день, в который Он родился в каждом из нас, или, говоря точнее, день, когда мы признали, что Он есть внутренняя суть каждого из нас. Таким образом, праздники дня рождения используются Им лишь для того, чтобы показать непознаваемую глубину Его Тайны тем, кто бахвалится, что якобы измерил ее глубину.      139. Вечно суетящиеся люди, повсюду вытягивающие пожертвования для храма, на самом деле поощряют атеизм, ибо они движимы жадностью, злобой и эгоизмом больше, чем преданностью. Когда эти самозванцы придут к тебе, не давай им ни гроша. Зачем тебе зал для молитвы и медитации? Сделай из своего дома маленький храм, медитируй в своем святилище, воспевай бхаджаны со своими детьми. Пленяй ближних своей приятной речью, кротостью, всепоглощающей любовью, твердой верой, правдивостью. Тогда множество обратится к вере, и их будет больше, чем сможет вместить любой зал.      140. Чтобы спасти, по крайней мере, следующее поколение, женщин следует воспитывать по хорошо продуманному методу, и они должны обрести мудрость, стойкость и веру, необходимые для выполнения ответственной миссии, возлагаемой на них.      141. Женщины - оплот духовной культуры. Но как явствует из образа жизни и поведения нынешних образованных женщин, они довольно быстро уступают легкомысленным склонностям к пустячной болтовне и мишурным безделушкам, низкопробной, халтурной литературе и чувственным фильмам.      142. У каждого ребенка - пять матерей, он должен быть им предан, ибо они наполнили его жизнь смыслом. Деха-мата родила его; го-мата (корова) дает ему молоко, а вол помогает обработать землю и добыть пропитание; бху-мата (земля) в стократном размере возвращает посеянные семена; деша^мата (страна, где живет его народ) формирует житейские привычки, обычаи, стиль мышления, идеалы, цели; и Веда-мата - от нее ребенок наследует духовные сокровища. Первая мать должна открыть для ребенка красоту остальных четырех матерей, поэтому на ней лежит основная ответственность. Вот почему я решил основать женский колледж, главная цель которого - сохранение и развитие дхармы - универсальной санатана дхармы, ведь Я пришел сюда для того, чтобы вдохнуть в нее новую жизнь и довести ее до окончательной победы.      143. Баба советует, как избежать пяти проступков. Взгляд не должен устремляться к образам, которые воспламеняют чувства, либо порождают идеи, противоречащие нравственности или должному отношению к родителям, старшим по возрасту или культуре нашей страны. Слова, исходящие из уст, не должны оскорблять людей, не должны быть ложью только потому, что она приятна, они не должны иметь привкуса скандала или злобы. Рука не должна подниматься в гневе против кого-либо, она не должна использоваться ни для мести, ни для кражи. Уши не должны наслаждаться непристойными историями, скандальными либо вредоносными россказнями. Уму должны быть чужды дурные привычки, дурные побуждения, намерения, происходящие от бесконтрольности чувств. Эти пять проступков следует предать забвению, как считает Баба, и каждый начинающий должен помнить об этом.      144. "Сказать тебе, когда ты почувствуешь себя спокойным и довольным, отбросишь всякое напряжение? Тогда, когда обретешь духовное блаженство (ананду) благодаря отрешенности и духовной дисциплине служения (севы). Я всегда выполняю то или иное действие ради тебя. Нет никого, кто имел бы право спросить Меня, действую Я или нет. Нет того, что Я мог бы потерять. Хотя у Меня нет побуждения быть деятельным, ты видишь Меня всегда деятельным, не правда ли? Дело в том, что Я должен всегда делать что-либо, чтобы вдохновлять и обучать тебя, либо чтобы подавать тебе пример. Я занят деятельностью, чтобы каждую минуту твоей жизни у тебя была возможность возвыситься до Божественного".      145. "Моя весть такова: будь воплощением божественной любви (премы). Не ненавидь и не бойся никого. Возлюби всех людей, чувствуй их горе и их радость, будь счастлив, когда другие счастливы, не ликуй, когда другие в печали".      146. Баба иногда передает Свою духовную мощь прикосновением либо усилием воли тем, кто заслуживает этого.      147. Молчание не всегда все решает! Оно всегда присутствует. Молчание есть нескончаемый поток Божественного, вливающийся в тебя, в этот мир.      148. На Гуру Пурнима Баба послал сообщение центрам по всей Индии и последователям в других странах, где Он цитировал молитву Прахлады как пример для подражания. "Даруй мне, Господи, обожание лотосных стоп Твоих и даруй мне сочувствие глубокое, безграничное, ко всем живым существам в мире". "Начинай день с Любви, проживай день с Любовью, наполняй день Любовью, завершай день Любовью. Вот путь к Богу", - написал Баба... Во время беседы, которая проводилась по Его желанию и при Его участии вечером в Прашанти Нилаям, Он предостерегал от религиозной нетерпимости и от раскола общества на отдельные, скрепленные собственными интересами, группы. "Хорошо быть рожденным в церкви, но нехорошо умирать в ней", - сказал Он. "Нужно странствовать вне пределов, устанавливаемых разумом и доводами рассудка, и достигать безграничного Абсолюта и Вечной Атмы", - советовал Он.      149. Блаженны искатели Любви и Света, имеющие счастье видеть Бабу - совершенное воплощение Высшего Сознания, Блаженства, Атмы, свидетели Его Божественности, слушатели Его поучений о всеобщей Любви и Абсолютной Истине. Однако более счастливы среди них те, кто выполняет Его советы и всегда пребывает в сознании Божественного, пронизывающего все проявление. Они расценивают Его Приход как возможность для восхождения.      150. "Я - ваш, хотите вы Меня или нет. Вы - Мои, даже если вы Меня ненавидите и держитесь подальше от Меня. Поэтому какая польза в демонстрации Моей Любви, либо Сострадания? Чтобы завоевать ваше обожание? Но я в вас, и вы во Мне. И нет меж нами ни расстояния, ни разделения", - объявляет Он. "Вы пришли в ваш собственный дом. Это - ваш дом, не Мой! Мой дом - ваше сердце".      151. Джон Хислоп пишет: "Лишь Индия за много минувших столетий оказалась единственной страной, где могли родиться Аватары - такие как Рама, Кришна и Сатья Саи Баба. Только в Индии мог родиться Будда, достигший Нирваны. Духовное сердце Индии есть Сердце мира. Она - мое духовное сердце, хотя я и американец, ибо если бы это было не так, то жизнь моя была бы прахом, умиранием и отчаянием".      152. Ты жалуешься, что Бог жестокосерден, что Он не отвечает на молитву, не подает знаков со Своих изображений, не говорит из "ниоткуда", чтобы успокаивать тебя либо укреплять твой дух, но позволь Мне сказать: Бог есть Любовь, Любовь есть Бог. Когда нет ответа, ты должен сделать вывод, что крик твоего сердца неискренен. Это не более, чем трюк актера, зазубренный монолог, адресованный кому-то чуждому для тебя, которого ты считаешь надсмотрщиком или тираном, находящимся где-то неизмеримо далеко. Знай, что Бог - твой самый близкий и дорогой друг и родственник.      153. Тот, кто пренебрегает своими родителями и позволяет им пребывать в бедности и страданиях, тот не заслуживает права быть членом общины.      154. "Любовь есть радость. Любовь есть сила, Любовь есть свет. Любовь есть Бог. Если хочешь обратиться ко Мне, то называй Меня воплощением Любви, Премасварупа".      155. Помогать беспомощным - единственный путь угодить Ему, следовать Ему и прийти к Нему.      156. "Приходи с пустыми руками", - говорит Баба. Отбрось все, что у тебя в руках, отбрось игрушки, которыми ты играл: выигрывая или теряя, собирая или разбрасывая. Баба любит одаривать людей. Он не нуждается ни в обожании, ни в восхищении, ибо наши славословия не добавляют ничего к Его Славе, а критицизм отнюдь Ее не уменьшает. Поэтому Он советует нам быть безразличными как к похвале, так и к хуле. Он испытывает удовольствие, наполняя пустые души - непреходящим блаженством, пустые сердца - бесконечной радостью, пустые жизни - истинным смыслом, пустые свирели - Своим мелодичным дыханием.      157. Стремись добиваться успеха в садхане через джапу и дхйану, бхаджаны и служение. Будь в этом примером другим - вот цель, коей надлежит вдохновляться и руководствоваться.      158. Любовь, уважение, терпимость, взаимопомощь, стойкость - эти качества должны струиться от сердца к сердцу, ото всех ко всем: вы все части одного тела - тела Саи.      159. Старайся видеть себя во всем, тогда ты не будешь любить одного человека больше, а другого меньше, сознавая, что оба они - это ты сам. Когда любовь взаимна, царит мир. Все отношения в мире основаны на принципе "давать" и "брать". Наивысшая форма любви реализуется между преданным и Богом; преданный стремится слиться с Божеством. После этого любовь распространяется на все, на каждое живое существо. Согласно учению Бабы, Бог есть Любовь, любящий - это отдельная личность, а возлюбленной является природа. Обладая полным знанием о том, что природа находится под полным контролем Бога, зачем пребывать под очарованием природы? Понимая, что Бог господствует повсюду, давайте научимся любить Творца, ибо творение есть не что иное, как Его проявление. Баба говорит, что мы должны направлять все наши мысли к Богу. Но мы не можем делать это, пока наши мысли нам неподвластны. Лишь благодаря продолжительной практике мы можем научиться жить в Боге, который есть Любовь, дарованная Его Милостью. Почти все, что не ладится в отношениях между людьми, происходит либо от того, что эгоистические импульсы берут верх над альтруистическими, либо потому, что мы слишком много думаем о пропитании своего тела и не думаем об утолении нашего духовного голода. Подлинное счастье могут обрести лишь те, кто в наибольшей степени развил в себе Божественные качества.      160. Насыщение бедных, служение узникам, томящимся в темницах, слепым, прокаженным, лишенным разума, глухим и немым - все это установлено Им как высшая духовная практика. "Если ты, совершая молитву или медитацию, вдруг услышишь стон, встань и узнай, что случилось. Помощь человеку, которого ты избавляешь от боли, будет большей духовной заслугой, чем медитация, которую ты пропустишь".      161. Обучая медитации, Саи рекомендует концентрировать внимание на пламени, горящей свече или хотя бы лампе. "Любовь есть основа гармонии. Труд, поклонение и мудрость - вот три этапа на пути к Богу".      162. Разнообразные богатства и власть, родовитость и слава - все это не очень многого стоит. Богатство Любви, драгоценности, именуемые Любовью, вот чем жив человек. Сердце, лишенное Любви, подобно алтарю, погруженному во мрак. Летучие мыши дурных страстей сделают его своим обиталищем. Они превратят его в грязный насест хаоса. Свет Любви может озарить сердце и разогнать этих мерзких обитателей.      163. Мы должны помнить, что только выполняя свои обязательства, можно заслужить права.      Долг есть Бог. Труд есть поклонение Богу. Каждая вещь важна и каждый работник заслуживает одобрения, выполняя хорошо конкретное дело, часть общей обязанности. Не нужно сравнивать, говорить о чьем-либо превосходстве или чьей-либо подчиненности. Такие попытки только порождают и развивают нездоровые чувства, загрязняя поток Любви и Терпимости.      164. Мы должны уважать каждого работника за то, что он привносит свой ценный вклад в решение общей задачи. Ты должен ощущать Божественность всего и всех, любить всех в равной степени. Это и есть духовная практика, садхана, это дарует блаженство как личности, так и обществу.      165. Работодатель и работники связаны друг с другом так же тесно, как сердце и тело. Хозяин - это сердце, а работники - тело. Не может быть сердца без тела и тела без сердца, они необходимы друг другу. Отношения работодателя и работника подобны узам между отцом и детьми. Лишь там, где преобладают такие чувства и отношения, где среди работников царит атмосфера братства, расцветут взаимопомощь и служение.      168. Если бы Я пришел как обычный человек, кто стал бы слушать Меня? Поэтому Я пришел в этом человеческом облике, но с силой и мудростью во много раз превышающими человеческую.      Баба объяснил таинство своего нисхождения в эту форму простыми словами, когда сказал на праздновании Своего дня рождения в 1971 году: "Каждый из вас - Аватар. Вы - Божество, заключенное, подобно Мне, во плоти. Только вы не осознаёте этого. Вы угодили в это заключение, в эту темницу воплощения, пройдя много ошибочных жизней. Но Я вошел в это смертное человеческое тело добровольно. Вы же привязаны к телу канатами трех гун. Я свободен, неподвластен им, так как гуны - всего лишь Мои игрушки. Я не связан ими. Я использую их для того, чтобы привязать всех вас. Вы движимы в ту или другую сторону желанием. У Меня нет иного желания, чем сделать вас не имеющими желаний".      "Почему ты испытываешь страх, если Я здесь?". Придите ко Мне все страждущие!" Баба убеждает нас в том, что если мы сделаем один шаг к Нему, Он сделает десять шагов к нам.      169. Однажды Баба привязал качели к ветке дерева и, сидя на них, быстро раскачивался вверх и вниз, развлекая этим присутствующих. Вдруг Он сказал: "Смотрите!" группе своих приверженцев, сидящих на земле. Они посмотрели вверх и увидели очаровательного пастушка из Вриндавана, Кришну, сидящего на великолепно украшенных, покрытых цветами качелях. Некоторые потеряли сознание, и Саи Бабе пришлось приводить их в чувство, бросив на них рисовые зерна, созданные Им мановением руки. Когда они очнулись и заплакали от радости, Баба сказал им: "Успокойтесь, не волнуйтесь так сильно. Вот поэтому Я не дарую вам много таких видений".      170. Баба являет собой Всевышнюю Матерь, проявляющую себя в виде Богини Мудрости - Сарасвати, Богини Благосостояния - Лакшми, Богини Весны - Шарады, Богини Произрастающей Пищи - Аннапурны и Богини Мощного Внутреннего Очищения - Кали. Баба сказал, что Санатана Дхарма - Вечная Мудрость - есть Божественная Мать человечества.      171. Слог ОМ выделен в Упанишадах как наилучший и наиболее действенный символ Бога. Он содержит три священных звука - А, У и М, а также беззвучное состояние, когда звук ОМ вибрирует в тишине и заставляет обращенных чувствовать единение с Богом как завершение созерцания ОМ, как достижение Чистого Сознания.      Состояние бодрствования, в котором душой повелевает тьма и душа связана с грубым физическим телом, характеризуется буквой А. Состояние сна со сновидениями, в котором душой владеет качество активности и страсти и в котором она поглощена тонким телом, характеризуется буквой У. Состояние глубокого сна, в котором душа находится в состоянии внутренней мудрости, управляемой благостью и истиной, характеризуется буквой М.      172. "Почему ты испытываешь страх, когда Я здесь? Верь Мне. Я буду направлять и оберегать тебя".      173. "Я - слуга каждого. Ты можешь назвать Меня любым именем, Я отзовусь, ибо все имена - Мои. И