Ю.Семенов.            Песчаная дорога в лесу            Рассказ (по изданию Ю.Семенов. Собрание сочинений, т.17. М.: ЭГСИ.      1997.)                  Разморенные жарой сосны поили воздух терпким ароматом хвои. Песчаная дорога была перехвачена корнями. Переплетшиеся между собой, они напоминали лапы восточного дракона.      Экипаж резко встряхивало на корнях, потом колеса снова погружались в мягкий теплый песок. Художник улыбнулся, подумал о Врубеле. Вот для кого это - кошмар в радостной жизни летнего полдня.      До маленькой, затерявшейся в лесах усадьбы доктора Зененко оставалось несколько верст.      Колесо сломалось внезапно - когда переезжали через корень, треснул обод. Лошади стали. Возница почесал в затылке и, обойдя экипаж, покачал головой. Потом, вспомнив что-то, сказал:      - Обождите, барин, я мигом. Тут Антипа недалеко живет. Кузнец.      - Что же кузнецу в лесу делать?      - А кто его разберет? Чудной.      Возница вернулся с высоким жилистым мужиком. Они вместе сняли колесо, и кузнец, взвалив его на плечи, двинулся к себе, высоко поднимая длинные ноги и твердо ставя их в рыхлый песок.      Пассажир вылез из экипажа. Он достал из дорожной сумки маленький пейзаж, написанный на фанере. Тропинка сада. Вся в зелени. В яркой, весенней и потому чересчур веселой.      Человек присел на корточки и взял в руки горсть песка. Понюхал. У него в последние годы это вошло в привычку: он уверял, что каждый цвет в природе имеет свой запах. Потом он достал краски и начал писать маслом - на обратной стороне дощечки.      Белое небо. Тугая зелень хвои. Светло-желтый песок. Сначала художник написал и переплетшиеся, сильные, зловещие корни. Но, подумав, убрал их.      Кузнец вернулся через час и начал вместе с возницей прилаживать колесо.      - Ты, сказывают, лесной человек? - спросил его художник.      Кузнец промолчал.      - Так ли?      - А что?      - Ничего, интересуюсь...      - Все, - сказал, не отвечая художнику, Антип вознице, поднимаясь с коленей, - доедешь. Теперь напрочно.      Он повернулся, чтобы уйти, но увидал в руках художника незаконченный этюд.      Безбровое лицо Антипа окаменело. Он протянул руку, и художник передал ему дощечку, на которой была написана песчаная дорога в лесу. Утерев свободной рукой пот со лба, Антип прищурил глаза - точно так, как это делают живописцы, когда смотрят картину.      Он долго рассматривал пейзаж, а потом так же обстоятельно оглядел дорогу, лес, небо.      - А корней почему нет? Корни ж вот они...- сказал Антип. - Нешто можно, чтобы они были - и нету?      Потом Антип перевернул дощечку и начал разглядывать обратную сторону.      - Тут-то небось все есть?      - Все.      - А эта все ж лучше,- сказал Антип, снова перевертывая дощечку,- наши места лесные. Только вот корней нет, к жалости.      Художник попросил у него пейзаж и на мягкой желтизне песка сделал кистью несколько точных узловатых мазков.      - Так? - спросил он.- Теперь так?      Антип помолчал, вглядываясь, а потом недоверчиво, осторожно улыбнулся:      - Вот теперь так.      - Это мой тебе подарок,- сказал художник.      Антип опустил глаза и затоптался на месте. Тогда художник полез в карман и, достав несколько монет, протянул их кузнецу. Тот отрицательно покачал головой и, не попрощавшись, пошел к лесу. Пройдя шагов десять, он обернулся и сказал:      - А за картину премного благодарны.      ...Спустя много лет этот этюд, висевший в избе сына кузнеца, купил заезжий помещик Федулов за один рубль серебром. Разглядывая покупку, он обнаружил с другой стороны яркий весенний пейзаж.      "Дикари,- подумал Федулов,- истинные дикари. Картину и ту наоборот смотрят".      Он заказал в Нижнем Новгороде золоченый багет и повесил картину в своем кабинете. Смеясь, он рассказывал друзьям о том, как случайно нашел настоящего Шишкина.      - И заметьте, какой-то незаконченный набросок с соснами они смотрели, а настоящего мастера русского,- в этом месте у Федулова всегда начинал звенеть голос,- настоящего мастера русского повернули лицом к бревнам деревенской избы.      Я нашел эту картину в фондах Горьковского краеведческого музея. "Песчаная дорога в лесу" Шишкина считалась обратной стороной и была заколочена планочками.