БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА ПРЕД ТАИНСТВОМ СВЯТОЙ ИСПОВЕДИ            Неисчислимы, Милосердный Боже, грехи мои - вольные и неволь^ные, ведомые и неведомые, явные и тайные, великие и малые, совер^шенные словом и делом, умом и помышлением, днем и ночью, и во все часы и минуты жизни моей, до настоящего дня и часа.      Согрешил я пред Господом Богом моим неблагодарностью за Его великие и бесчисленные, содеянные мне, благодеяния и всеблагое Его помышление. От самой юности моей обетов крещения я не соблю^дал, но во всем лгал и по своей воле поступал. Согрешил я пренеб^режением Господних заповедей и предания св. отцев; согрешил не^послушанием, неповиновением, грубостью, дерзостью, самомнением, суровостью, боязливостью, кичением, унижением других, плотоугоди^ем, строптивостью нрава, бесчинным криком, раздражительностью, биением, ссорою и ругательством; согрешил дерзостью, злословием, небрежностью, торопливостью, ехидством, враждою, ненавистью, подстрекательством, неразумною ревностью, мщением и злопомнением; согрешил сладострастием, неприязнью, нечистотою, мечтанием, сво^енравием, самочинением, любознательностью, похоти влечением, не^воздержанием, объядением, пьянством, прихотью и чревоугодием; согрешил празднословием, сквернословием, рассеянностью, шутками, остротами, смехом, насмешками, безумным весельем, любостяжанием, многоспанием, ничего неделанием и всяким моим бездействием: в молитве, службе, посте и в добрых делах; согрешил недоумением, охлаждением, безумным велением, скупостью, жадностью, презрением нищего и бедного; согрешил алчностью, жаждою, ябедничеством, нерадением, праздностью, саможалением, лживостью, лукавством, беспечностью, неуважением к старости: неподчинением начальствую^щим: (настоятелю, старшей братии, духовному отцу и всей вообще братии); согрешил неверием, кощунством сомнением, непостоянством, охлаждением, легкомыслием, равнодушием, бесчувствием к святой православной вере и Св. Таинствам, неверностью, невниманием к молитве, к богослужению, посту и добрым делам; согрешил безмерною скорбью, печалью, унынием, мнением, отчаянием и всякими скверными лукавыми и хульными помыслами; согрешил призыванием имени Божия ложно и всуе; согрешил маловерием, малодушием, безнадежностью, бранью, лицемерием, лицеприятием, мздоимством, придирчивостью, притеснением, лихоимством, неблагодарностью, татьбой, похищением чужого и присвоением; согрешил злоупотреблением дарами Божиими, потворством грехам, пустословием, суетностью, роскошью, мо^товством, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, холодностью к Богу и ближнему, подстрекательством на зло, тайноядением и тайнопитием; согрешил попущением препровождения суетно времени, распространением ложных и хульных своих мнений, произно^шением обдуманно и необдуманно разного рода проклятий: на людей, себя, скотов, зверей и птиц: согрешил соизволением на всякое помышление неправедное, нечистое, скверное и богопротивное; согрешил непостоянством, мечтанием, честолюбием, прелестию, прит^ворством, злоухищрением, поползновением языка моего в словах бо^гопротивных, дни и ночи без сна провождением в делах неподобных: кощунстве, глумлении, соблазнении, плясании, картежной игре, сме^хе и разного рода забавах; согрешил по восстании от сна без молитвы и крестного знамения ядением и питием, а также и по захож^дении солнечном ядуще, пиюще, сквернословяще и праднословяще без зазрения совести. Согрешил я ревнованием в зле, советованием ко греху, ласкательством, сластолюбием, любострастием и укорением пищи; согрешил страстным чтением пустых, соблазнительных книг - разных романов и легенд; согрешил нерадением к чтению св. Еванге^лия, Апостола, Псалтири и вообще книг духовно-религиозного содержания; согрешил придумыванием извинений своим грехам и самооправ^данием, вместо самоосуждения и самообличения; согрешил несохранением тайны исповеди своей и слышанной от других; согрешил недоб^росовестным исполнением возлагаемых на меня поручений (послуша^ний), лжесвидетельствованием на ближнего; гордостью, тщетною сла^вою, высокоумением, превозношением очес, украшением одежд, жела^нием чести, люблением суетной жизни, окаменением сердца, пленени^ем лукавыми помыслами и человекоугодием; согрешил в сонном мечта^нии, по вражию навождению, искушением любострастным и блудным. Как часто грешил я по лености не хождением на церковное богослу^жение: вечерню, утреню и литургию, иноверных храмов посещением, исхождением из храма Божия преждевременно до отпуска церковного, опущением и неисполнением положенного ежедневного молитвенного правила, нечистою исповедью и всегдашним Тела и Крови Господней недостойным восприятием. Согрешил я недостаточным милостыни пода^янием, ожесточением ко убогим, непосещением болящих, по заповеди Евангельской, и в темнице сущих, непогребением мертвых, неодеяни^ем убогих, ненасыщением алчущих, и ненапоением жаждущих. Согрешил я и тем, что дням праздничным воскресным, Господним Богородичным и святых угодников, не воздавал почитания, должные чести и празд^нования и нетрезво и нечисто в тех пребывал. Согрешил - сильных старейшин и начальников оклеветанием и хулением, друзьям и благо^детелям моим верности и любви несохранением и должного повинове^ния неисполнением. Согрешил я гордым в церковь Божию хождением, стоянием, сидением и возлежанием и неподобным из нее исхождением, праздным в ней глаголанием, беззаконным в ней деянием, скверным с прочими собеседованием, молитвы, псалмопе8ние и звание Божие не^радиво в церкви Божией творя.      Много раз я клялся именем Бога напрасно; часто легко и свобод^но, иногда даже нагло, дерзко и бесстыдно укорял и оклеветывал ближнего во гневе, оскорблял, раздражал и осмеивал; часто я вели^чался, гордился, тщеславился и хвалился добрыми делами, которых совершенно не имею; много раз я лгал, обманывал, хитрил, льстил и был двуличен и лукав; часто я гневался, раздражался, выражал много нетерпения и малодушия; много раз я осмеивал грех брата моего, опечаливал его тайно и явно, глумился, злорадствовал над проступ^ком, недостатком и злополучением; много раз я враждовал против него, имел злобу, ненависть и зависть; часто я смеялся безумно, шутил, острил бесчинно, говорил много необдуманного, невежествен^ного и неприличного и выражал бесконечное множество колких, ядо^витых, наглых, легкомысленных, пошлых, грубых, дерзких и гнилых слов; часто и мысленно и во сне творил блуд, мыслил о разврате, уязвлялся женскою красотою, питал в воображении и сердце сладост^растные чувства, неестественно удовлетворял похоти плоти, чрез мечтание или лицезрение женщин; много раз мой язык выражал бесчинства, пошлости и кощунства о предметах сладострастия; часто я бывал сластолюбив и чревоугодлив, услаждал себя лакомствами и вкусами, многообразными и различными явствами и винами по прихоти и невоздержанию, до объядания и пресыщения; много раз я был нет^резв и пьян, невоздержан в пище и питии и нарушал священные посты; часто из угождения сластолюбию или вкусу и требованием мо^ды и приличия светского, отказывал нищему и бедному в помощи, был немилостив, скуп, жалел копеек, а для себя, для своей прихоти и удовольствия не жалел и рублей; часто безвинно, беспощадно и безрассудно осуждал и порицал других, презирал и гнушался их нечистотою, неприятностию - рубищем и безобразием вида и лица, и вообще был сребролюбив, корыстолюбив и любостяжателен; часто и почти всегда входил в храм Божиий скверный и нечистый, без страха Божия и трепета, стоял там и молился рассеянно, легкомысленно, неприлично и невежественно и беспечно и выходил оттуда с таким же духом и расположением; в домашней молитве также был всегда холо^ден, нерадив и молился всегда мало, вяло, лениво, без внимания, усердия, и благоговения и вообще не исполнял установленных молит^венных правил. Вообще я был ленив и расслаблен негою и бездействием; весьма много часов проводил во сне каждый день; много я времени проводил в пустых и праздных занятиях, удовольствиях, веселых разговорах, речах, шутках, играх, в посещении театров и прочих увеселительных мест и в разных забавах; много безвозвратно погибло у меня времени в болтовне, сплетнях, осуждении и порица^нии; много потерял часов в пустоделании или ничего неделании; много раз я унывал и отчаивался в спасении своем и милосердии Бо^жием и, по безумному навыку, бесчувствию, невежеству, наглости, бесстыдству и окаменению, совершал грехи произвольно, охотно, в полном разуме, при всем сознании, от доброй воли, намерением и мыслью и самым делом и чрез то самое попирал Кровь Завета Божия и снова распинал в себе Сына Божия и ругался ему.      Согрешил я всеми моими чувствами, волею и неволею, ведением и неведением, сам собою и чрез других соблазнился и во всех сих и прочих беззакониях, елико немощь человеческая обыкла согрешати против Господа и Создателя своего, я согрешил, и почитаю себя не^винным пред Божиим, паче всех человек. Посему смиренно молю тебя, честный отче, в день судный будь мне свидетелем против дьявола, врага и неприятеля рода человеческого, что во всех моих грехах я каюсь пред Спасителем моим, жалею истинно о моих падениях и имею волю впредь, елико возможно, чрез Божию милость и помощь блюсти себя от всякой скверны плоти и духа. Прости меня, отче честный, разреши и помолись о мне грешном и недостойном.            * * *      КРАТКАЯ ИСПОВЕДЬ ПРЕД ДУХОВНИКОМ            Исповедую Господу Богу моему пред тобою, отче честный, все мои бесчисленные прегрешения, яже сотворих до настоящего дня и часа: делом, словом, помышлением. Ежедневно и ежечасно согрешаю небла^годарностию к Богу за Его великие и бесчисленные мне благодеяния и всеблагое промышление о мне, грешном.      Согрешил: празднословием, осуждением, презорством, непокор^ностью, гордостью, немилосердием, завистью, гневом, оклеветанием, невниманием, нерадением, небрежением, дерзостью, раздражительностью, нарушением заповедей отеческих, унынием, злопомнением, воздаянием зла за зло, ожесточением, преслушанием, роптанием, са^мооправданием, прекословие, самочинием, самоволием, укорением, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, излишеством в пище и питии: тайноядением, тайнопитием (пьянством), вещелюбием, тщеславием, леностью, принятием блудных нечистых помыслов, со услаждением и замедлением в них, сладострастными мечтаниями и истецаниями.      Согрешил: многоспанием, нечистым воззрением, опущением службы Божией по лености и небрежению, дреманием и шептанием в церкви, опозданием к началу служб церковных, рассеянностью на молитве церковной и келейной, неисполнением в точности келейного мона^шеского канона.      Согрешил: делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обоня^нием, вкусом, осязанием и прочими моими чувствами душевными и те^лесными, в них же каюся и прошу прощения.      (Здесь нужно сказать и иные грехи, если имеешь что-либо осо^бенное на душе).      Еще каюся и прошу прощения во всем том, что по неразумию и забвению не исповедал.      Прости и разреши мя, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную.            КАК ГОТОВИТЬСЯ К СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ:            ПОДГОТОВКА КО СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ - ГОВЕНИЕ.            К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говени^ем, то есть: молитвою, постом, христиански-смиренным настроением и поведением, и исповедью.            МОЛИТВА ДОМАШНЯЯ И ЦЕРКОВНАЯ            Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен, по крайне й мере, за неделю молитвенно подготовлять себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возмож^ности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером цер^ковные Богослужения. Если служба или работа препятствуют регуляр^ному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько поз^воляют обстоятельства, и, во всяком случае, непременно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.                  ПОСТ            С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, масла, яиц - и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного.                  НАСТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ            Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким сознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и не^потребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотреб^ных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен раз^мышлять о величии Таинства тела и Крови Христовой, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении Слова Божия и книг духовного содержания.                  ИСПОВЕДЬ            Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего богослужения исповедаться - принести искренне раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раск^рыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Прощение обычно испрашивается в такой форме: "Прости меня, грешного(ую), что согрешил(а) пред тобою", - на что принято отвечать: "Бог тебя простит, прости и ты меня, грешного(ую)". Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.      Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но непременно до начала Божественной литургии, а никак не во время ее. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к великому таинству.      Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов.      Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме случаев смертной опасности.      Есть добрый обычай - после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полу^ночи. К воздержанию от пищи и пития перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста.            ПЕРЕД СВ. ПРИЧАЩЕНИЕМ И ВО ВРЕМЯ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ            Еще до открытия царских врат и выноса Св. Даров нужно, лучше всего вскоре же после пения "Отче наш", приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: "Со страхом Божиим и верою приступите". При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, следует еще заблаговременно, издали, сделать земной поклон, а в воскресные дни и Господские праздники - поясной поклон, касаясь рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди. Перед Св. Ча^шей ни в коем случае не креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко отк^рыть рот и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять тело и Кровь Христову и тотчас проглотить.                  ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ            Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора.      До окончания богослужения из церкви не уходить, но непременно выслушать благодарственные молитвы.      В день Св. Причащения - не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы "честно соблюсти в себе Христа приятого".      Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилет^него возраста, когда дети в первый раз приходят исповедываться.            * * *            Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению сущест^вует особое "Правило ко Святому Причащению", которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и Ан^гелу Хранителю и молитв на сон грядущий, а утром - молитв утрен^них, канона ко Св. Причащению и особых молитв ко Св. Причащению.