МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ Сборник поучений Святых отцов и подвижников благочестия.      ЦЕЛЬ МОНАШЕСКОГО ДЕЛАНИЯ Царствие Божие внутри вас есть. (Лк. 17,21) Дело наше.. состоить не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей Христианской жизни лишь средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящщем приобретении обильнейших даров Духа Святого. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро - суть средства для стяжания Святого Духа.. все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12,30) Которое средство дает вам более благодати Духа Святого, тем средством и занимались бы. Примерно: даст вам больше благодати Божественной молитва и бдение - бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост - поститесь; более дает милостыня - милостыню творите и таким образом о всякой добродетели Христа ради делаемой рассуждайте.            "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11,29) Венец монаха есть смиреномудрие. Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиреномудрствовать и сокрушающее сердце. Стяжавший убо любовь стяжал Самого Бога; ибо "Бог есть любовь". Сделай добро, потому что добро есть отцу повиноваться. Хотя бы тебе и ничего за то не имело быть, но и в том есть награда, чтобы отцу угодное творить.      МОНАШЕСТВО Когда человек отрекается от мира.., тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и идущему на этом пути Господь дает утешение, пред которыми все земные радости - ничто. Путь монашествующих - это непрестанный крест - распятие себя, отречение своей воли - это мученичество.            Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость,.. есть рычаг, приводящий в движение самоначинательную мирскую деятельность. С утра до ночи темной, каждый день гоняет она мирских предпринимателей от одного дела к другому и ни на минуту не дает покоя. Некогда им обратиться к Богу и побыть с Ним в молитвенном к Нему возношении.      Есть три вида отречения от мира: первое то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные; третье то, в коем отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и вожделеваем того, что не видимо.            Отрекшийся от житейского.., внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум.      ЧЕЛОВЕК В нас действуют три воли: 1-я Божия всесовершенная и спасительная, 2-я собственная своя человеческая, если не пагубная, то и не спасительная, и 3-я бесовская - пагубная. И эта третья вражеская воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия и для одного добра, а не ради Христа. Вторая собственная воля наша научает нас делать все в угождение наших похотей, не обращая внимание на благодать, приобретаемую через делание добра. Но первая воля Божия и всеспасительная лишь в том состоит, чтобы делать добро и добродетель единственно для стяжания Духа Святого, как для сокровища неоскудеваемого, вечного.            Сила души -ум.. имеет местом своего пребывания головной мозг; так и сила словества, или дух человека.. имеет местом своего пребывания верхнюю часть сердца.. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца. (свт. Игнатий Брянчанинов) Сердце есть хранилище помыслов. Сердце есть сокровенная храмина ума и первый плотский орган мыслительной силы.      Три состояния жизни.. Плотское устроение жизни то, когда всецело преда^ются удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из душевного или духовного устроения и даже не желая стяжать то. Душевное состоит в середине между грехом и добродетелью, когда пекутся о довольст^ве и здоровьи тела и заботятся о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и избегают дел плотских, не принадлежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели -по причине несладости ее для них, а греху -из-за страха лишиться человеческих похвал. Духовное же устроение - то, когда.. на посребренных крылах любви и безстратия перелетают через оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного. Душевно живушие.. суть какие-то полуумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнения заповедей Божиих, и только славы ради человеческой избегают явно укоризненных дел. Одержимы будучи самолюбием, сею питательницей пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти, от всякой же скорби, от всякого труда и всякого злост^радания из-за добродетели отказываются, паче надлежащего питая и грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземляют они свой ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к принятию мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли, и вся устремляется к мыслимым небесам. Так страждут они, потому что обладаемы еще суть вещественным духом, по коему любят свои души и исполнение своих желаний всему предпочитают. Будучи чужды Духа Святого они не причастны и даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них -не только любви к Богу и ближнему, радости в нищете и скорбях, мира душевного, искренней веры и всестороннего воздержания, но и сокрушения, слез, смирения и сострадания: все в них полно надменности и гордости. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2,14) Духом ходящие и духовно всецело восприявшие жизнь благоугодны Богу. Готовые и кровь свою пролить за любовь к Господу, они плоть свою истощают постами и бдениями, дебелость сердца утончают слезами, уды яже на земле умершвляют злостраданиями (произвольными лишениями), молитвою и богомыс^лием ум исполняют света и светлым его соделывают, отвержением своих пожеланий освобождают души свои от пристрастия к телу и становятся совершенно духовными..            Апостол людей поступающих естественно назвал душевными, а поступающих противоестественно - плотскими; духовные же суть те, которые и естество преобразуют в дух.(св. Ефрем Сирин)      СТРАСТИ Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность пиаться превратилась в наклон^ность к объядению и лакомству; сила желания - в прихоти и похоти; сила гнева и душевная энергия - в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться - в малодушие, уныние и молчание; естественное свойство презирать унижающее естество грех - в презрение к ближним, в гордость. Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Страсти 2-х родов: естественные, вырождаю^щиеся из естественных потребностей (чревоугодие, блуд), и не естественные (сребролюбие).. Блудная похоть особенным союзом соединяется счревоугоди^ем, гнев с сребролюбием, уныние с печалью, гордость с тщеславием.      Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их исполнение на деле, то есть совершает с телом те дела, к которым понуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.                  БОРЬБА С ДУХАМИ ЗЛОБЫ ПОДНЕБЕСНЫМИ И СТРАСТЯМИ            И ПРИОБРЕТЕНИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Закон (Ветхий) имел целью научить нас не делать того, чего сами не хотим пострадать; потому он и останавливал нас только от делания зла. Ныне же (в Новом Завете) требуется изгнать саму страсть, побуждающую делать зло,      Надобно так обучать себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем.            Вслед за возбуждением благодати, первое надлежит свободе человека - движение к себе, которое она совершает тремя актами: 1) склоняется на сторону добра - избирает его; 2) устраняет препятствия, разрывает узы, державшие человека в грехе, изгоняя из сердца саможаление, человекоуго^дие, склонность к чувственному и преселение сердцем в будущий век с чувством странничеством здесь; 3) наконец, воодушевляется сейчас же вступить на добрыу путь, нисколько не послабляя себя в постоянном некотором напряжении. Таким образом все стихает в душее. Возбужденный, освободившись от всех уз, с полною готовностию говорить себе: востав, иду! С этой минуты начинается другое движение души - к Богу. Одолев себя, овладев всеми исходамисвоих движений, возвратив себе свободу, он должен теперь всего себя принести в жертву Богу.      Удаляясь от молвы житейской, уединись и будешь странник. Сидеть в келии будет для тебя то же, что отправиться в чужую страну.      Мы оставили мир. оставим и пристрастие к нему. Ибо пристрастия опять привязывают нас к миру и соединяют с ним, хотя бы они касались маловажных, обыкновенных и ничего не стоящих вещей. Но если хотим совершенно измениться и освободиться от пристрастий, научимся отсекать хотения свои, каких бы малых вещей они не касались. Ибо ничего не приносит столько пользы людям, как отсечение своей воли; и поистине от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой дбродетели. Между тем такое отсечени своей воли и своих хотений может быть поминутное. Положим, что кто-либо идет; помысл говорит ему:- посмотри туда и сюда, но он отсекает свое хотение и не смотрит. Встретил он разговаривающих; помысл говорит ему: - скажи и ты с ним слово-другое, но он отсекает свое хотение, и не говорит. Подошел он к кухне, помысл говорит: - зашел бы спросить, что готовит повар, но он отсекает это хотение, и не заходит.. Отсекая таким образом свое хотение, он прииходит в навык отсекать его, и начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и так начинает наконец вовсе не иметь своей воли, и что бы ни случилось, бывает спокоен. Так отсечением своей воли приобретается беспристрастие, а от беспристрастия, с помощью Божиею, восходит и к совершенному беспристрастию.      Позаботимся о себе. Кто нам даст время сие, если мы понапрасну теряем его? Поистине будет время, когда взыщем дней сих и не обрящем.      Первое дело у манаха - безмолвие, то есть жизнь, провождаемая без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтоб, став выше человеческих наслаждений, можно был прилепиться к Богу. Второе -соразме^рный пост, то есть единократное на день вкушение пищи простой, и то не до сытости. Третье -соразмерное бдение. то есть употребление одной половины ночи на псалмопение, воздыхание и слезы. Четвертое -псалмопение, телесная молитва, состоящая в псалмах и коленопреклонениях. Пятое -молитва духовная, совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю мысль. Шестое -чтение житий святых отцов и их словес, совершенное удаление слуха от учений странных и от всего иного, чтобы словесами отцов препобеждать страсти. Седьмое -вопрошение опытных о всяком слове и предприятии, чтобы по неопытности и самоуверенности, задумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть, когда начнет восставать плоть, по лукавому навету. Посему должно в меру все срастворять, чтобы чрезмерною неумеренностию не поколебать ревности.      Лучше умереть в подвигах, чем жить в падении. Таков уж закон - противиться себе в худом и нудить себя на добро. Сие и означают слова Господа, что царствие Божие нудится и нуждницы восхищают его. От этого и следование за Господом есть иго. Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать белее. А когда человек размышляет о них и сердце его услаждается ими, или он и совершает их на деле - это есть знак, что грехи еще не прощены ему.. Кто не имеет ненависти к греху, тот, хотя и не делает греха, причисляется к грешникам.      В устремлениях соизволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему,нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно.            Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить или не сделать чего-либо по страсти; а что он делает по немощи или по нужде, то не вменяется ему ни в грех, ни в расслабление.      Равно омрачают душу и мысленные внутри беседы с помыслами, и внешние разговоры и празднословие.      Куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на то свидетельство в Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда.            Бойся привычек более, чем врагов. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в оной одним когтем, то чрез эте малость низлагается вся сила его - и ловец может захватить его, лишь только захочет. Так и душа, если хотя одну страсть обратит себе в навык, то враг, когда не вздумает, низлагает ее, так как она, по причине той страсти, находится в руках его. Те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно.            Где брань, там полезно утеснять тело, хотя бы оно находилось и в болезни, чтобы, помогая телу, не ввергнуть в болезнь душу. Если видишь, что в тебе возникает вожделение, то презри тело. Если же видишь, что тело находится в болезни и страдает, тогда грей и питай его в страхе Божием, чтобы и оно послужило тебе в духовном служении твоем.      Усиленно обуздывай органы чывств твоих: зрения, слуха, обаяния, вкуса и осузания, и преуспеешь благодатию Христовою.      Укоризна монаху - блуждающее око.      Господь пришел спасти грешников, но кающихся.      Без познания (знания) греха истинное покаяние не бывает: как без познания болезни исцеления не бывает.            Дело покаяния совершается..: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей.            Пока не достиг ты в область слез, дотоле сокровенное твое служит еще миру, то есть ты ведещь еще жизнь мирскую, и Божие дело делаешь еще внешним человеком, а внутренний человек твой безплоден; потому что плод его начинается слезами. Слезы начинают источаться потому, что приблизилось рождение духовного младенца.      Плач омывает всякого от грехов. Но человек достигает плача трудом.      Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние.            Монах и вечером, и утром должен давать себе отчет: чего не исполнил он из того, чего хочет Бог, и сделал то, чего не хочет, и таким образом, испытывая себя, всю жизнь каятся.            Покаяние должно произносить от всего сердца.. Некоторые из кающихся снова возвращаются к греху, потому что не знали сокрывающегося в них змия, а если знали, то несовершенно извергли его из себя, но позволили остаться внутрь следам его образа; и он вскоре.. снова возстанавливает полный образ своей злобы. Когда видишь кающегося и снова согрешившего, то разумей, что он не переменился в уме своем; потому что оставил в себе все позывы греховные. Признак же приносящего твердое покаяние - образ жизни собранный и суровый, отложение кичливости, самомнение, а также очи и ум всегда устремленные к вожделенному Иисусу Христу с желанием, по благодати Христовой, стать новым человеком.      Места же смеху не находил святой Антоний (Великий) в жизни инока. "Горе вам, смеющимся ныне! ибо восплачите и возрыдаете". (Лк. 6,25)            Через непрестанную память о смерти (человек) навыкает и произвольно творить добро. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сем, и сохранишь себя от грехов. Будем, если можно, непрестанно помятовать о смерти: ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непристанная молитва, безпристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти.. всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает. Посему будем.. делать это дело столь же непрерывно, как.. наше дыхание.      Есть еще мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй перед духовником. если нельзя сразу, то при первой же возможности, ни в коем случае не откладывай на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский и готов претерпеть стыд при исповедывании, лишь бы избавится и очиститься от греха, и за это получает от Господа в дальнейшем и полную победу, не приобретая и при победе высокого мнения о себе и гордыни.      Перестанем же искать основ своего невозмутимого мира, внутреннего вне себя, и ожидать, что немощам нашего терпения может помочь чужое терпение. Ибо как "Царство Божие внутри нас есть" (Лк 17,21), так и "враги человеку домашние его" (Мф 10,36). И никто не сопротивляется мне более моего же чувства, которое есть самый близкие мне домашний.            Внутренний строй ума превосходнее телесных подвигов. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения.      Ежедневно спрашивай себя: какую страсть победил ты?            Нам надобно строгим запрещением обуздывать душу, когда она женоподобно впадает в расслабляющую чувствительность и вообще стараться установить в себе жесткий (к себе) нрав, который - разумею самоукорениие - умеет избавлять душу от самоугодия, тщеславия и гордостия.      Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как сие совершается. Идя дорогою, не обращаися на право и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись Богу умом.            Страсти - те же скорби, и Господь не отделял их, но сказал: - "Призови Мя в день скорби твоея и изму тя и прославиши Мя".      Нужно всеусильно бороться, надо изучать приемы борьбы у святых отцев, нода предусматривать обстоятельства, способствуюшие победе или поражению, а при возникновении греховных помыслов не переставать от всего сердца вопиять ко Господу о помощи с сознанием своего безсилия самому победить грех. Даже если впадешь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и не стыдясь повергать себя мысленно пред Богом, говоря: - Господи, вот видишь, что я творю, помилуй мя, помоги мне освободиться от власти диавола.      Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразно с их естеством..: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия -сатаны. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставить госпожею над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочиваала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними.. Дело благоразумия есть - всегда подвигать раздражительную силу нашу к схваткам во внутренней брани и к самоукорению; мудрости - мысленную силу нашу напрягать к трезвлению строгому и непрерывному и к духовному созерцанию; справедливости - желательную силу направлять к добродетели и к Богу; мужества - управлять пятью чувствами и удерживать их, чтобы они не оскверняли ни сердца, ни тела.      Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие: а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения ума о возделании естества (душевных сил и их добром направлении). Во всем, что мы делаем, Бог взирает на цель, для него ли или для чего другого мы то делаем.      Без хранения ума и чистоты сердца (трезвление) невозможно душе досигнуть чего-либо духовного и богу угодного или избавиться от мысленного греха.. Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны перед Богом, Ангелами и человеками: потому что "нудящие себя (употребляющие усилие)" суть "восхитители царствия небесного" (Мф 11,12)            Кто низложил первые три из главных страстей (тщеславие, сребролюбие, чревоугодие), тот низложил вместе и пять последних (блуд, гнев, печаль, уныние, гордость); но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Труднее преодолевать страсти раздражительной силы души, нежели вождели^тельной: потому-то против них от Господа и врачество дано сильнейшее - заповедь о любви. Какой помысл почаще выходит, значит та страсть посильнее; против той и действовать посильнее начинайте.      Нам надобно вести брань с этими страстями так, чтобы всякий, открыв, какая страсть особенно вредит ему, против нее главно направлял и борьбу, употребляя всякое старание и заботу для наблюдения за нею и подавления ее. Когда такой борец почувствует, что освободился от первейшей своей страсти, тогда опять должен с полным внимание рассмотреть тайники своего сердца, чтоб увидеть, какая за тем есть в нем сильнейшая сравнительно с остальными страсть, против нее в особенности подвергнуть все духовные оружия.            Не обращай же в страсть средство против страстей. Многие, проливая слезы о грехах, забывали цель слез и, вознеистовав, совратились (с правого пути или с ума сошли).      Удобнее очистить душу нечистую, нежели очистившуюся и снова уязвившуюся ранами страстей, опять возвесть к здравию; ибо только что отрешившимся от мирских уз, в какие бы грехи ни случилось им впадать, доступнее достижение безстрастия; а тем, которые "вкусили добрых глаголов Божиих" и текли уже путем спасения, и потом опять уклонились к греху, доступ к безстрастию загражден едва преодолимыми препятствиями.      Мы потому только согрешаем в искушениях, что мы нетерпеливы и не хотим перенести малой скорби или потерпеть что-нибудь против нашей воли, тогда как Бог ничего не попускает на нас выше силы нашей.      Кто совершил дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение.            Диаволы и бесы.. стараются действовать на страсти человека и раздувать их до такой силы, чтобы они погубили человека. Помыслами, а не делами сначала борют душу демоны, но главное, конечно, у них в виду дела. Злые духи воюют против нас или вещами, или страстными о вещах помыслами; вещами против тех, кои среди их вращаются, а помыслами против тех, кои удалились от вещей.      Без познания добра и зла мы действий лукавого постигать не можем. Во всех деяниях, коими мы стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: 1) борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу; 2)когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы ссделанное было не по Богу; 3) когда же и в сем умышлении не получают успеха, тогда уже, тихо подкравшись к душе нашей, ублажают нас, как живущих богоугодно. Враг, если не возмог низвести кого на худое и низложить мыслями, наводит после сего на человека того скорби, чтобы омрачить его разум, и потом уже посевать в нем, что угодно.            Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышымим чувственными ушами, приступает всегда не ограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда не соединяет прелесть рассеченного грехом человека, не останавливает движений крови, не наставляет подвижника на покаяние, не умаляет его пред ним самим; напротив того, возбуждает в нем мечтательность, приводит в движение кровь, приносит ему какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол - я.            Бесы вводят нас в грех всегда лживыми мечтаниями.      Все, приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага.      Прежде нежели истребишь в себе зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо каково вложенное в него, таковых оно и приложений требует.      Обычай есть у бесов, посильным для нас и удобоиспользуемым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и безвременным (за которые не время еще браться) сильное влагать стремление,именно: преуспевающих в общитель^ном послушании они заставляют делать дела безмолвников, а безмолникам и отшельникам внушают держаться правила общительного.. Все, в свое время и в своей мере делаемое, хорошо, но все же безмерное и безвременное вредно.      Прежде чем совершено беззаконие, враг весьма умаляет его в глазах его; особенно же умаляет похоть сластолюбия, будто бы выполнить ее тоже, что вылить на пол чашу холодной воды. Так лукавый умаляет грех в очах человека прежде совершения его; по совершению же греха, лукавый до крайности увеличивает беззаконие в глазах того, кто впал в оное. Сие внушает лукавый человеку с намерением низвергнуть его в глубину отчаяния.            Диавол, злой заимодевец, не упоминает об отдаче; ссужает щедро, никак не хочет брать назад. Домагается только порабощений, а о долге не спорит; дает в долг, чтобы богатели мы страстями, и данного не взыскивает. Я хочу отдать, а он к прежнему еще прибывляет. Когда же принуждаю его взять, дает что-нибудь другое, чтобы видно было, что уплачиваю ему из его же ссуды. Обременяет меня новыми долгами, потому что прежние страсти истребляет другими, дотоле не бывшими. Старое, кажется, уплачено; а он вовлекает меня в новые обязательства страстей и вводит в меня новые положения. Заставляетменя умалчивать о страстях и не исповедоваться, и убеждает стремиться к новым страстям, будто безвредным. Свыкаюсь со страстями, дотоле не бывшими, и развлекаемый ими, прихожу в забвение о прежних страстях. Заключаю договор с пришедшими ко мне вновь и снова оказываюсь должником. Устремляюсь к ним, как к друзьям, и ссудившие ссудившие меня опять оказываются моими властелинами. Хочу освободиться, и они делаюм меня продажным рабом.            Когда человек находится у самой пропасти, то его легко толкнуть, и он упадет туда. А когда далеко, то надо его тащить к пропасти, а за это время он может взывать о помощи. Поэтому всегда и советуется удаляться подальше от мест, где легко впасть в грех.      Желание быть в общении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать много сверх сил своих. И это суть искушения духовные.            Если мы признаем себя грешниками, то должны признавать себя и достойными наказания, и когда они нам посылаются, то видеть в сем праведную Божию, карающую нас здесь, дабы избавить вечного наказания; вместо ропота пону^дить себя смиренно подклонить выю свою под крепкую руку Божию и благодар^ным сердцем воссылать к Нему молитвы за любовь Его; ибо "Господь, кого любит,того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает"(Евр12,6)      Если не хочешь злострадать, не хоти и зло делать, потому что первое неотступно следует за последним. Что кто сеет, то и пожнет.      Много из случающего с нами случается в научении нас, или во очищение прошедших грехов, или в исправлении настоящего нерадения, или в предотвращении будущих падений.      Когда покаянием очистим себя, тогда увидим, что скорби, нам посланные, суть явление милости и любви к нам Господа, познаем, что они нам более нужны, чем всякие земные блага. Это великое человеколюбие Божие, братия, что мы наказываемся, находясь в сем мире; но мы, не зная, что совершается там, почитаем тяжким здешнее.            Немощные душою должны познавать посешение Господне и Его милость к ним из телесным болезней, бед и внешних искушений; совершенные же познают посе^щение Божие по присутствию в них Духа Святого и по умножению дарований.      Скорби и искушения умножаются, когда кому Господь готовит милость Свою. Ни какое доброе дело не совершается без скорби, ибо ему противодействует зависть диавольская.      Если не имеешь силы совладать с собой и пасть на лице в молитве, то облеки голову своею мантиею и спи, пока не пройдет для тебя этот час (особенного) омрачения, но не выходи из келлии.            Чашу страданий Иисусу христу дали не люди, а Отец Небесный для искупления падшего человечества. Инам всем, хотящим спастися, дает чашу скорбей господь, не люди. Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои безчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим. В притче о хозяине, нанимавшем работников, сказано, что пришедшие в единодесятый час получили плату наравне с проработавшими весь день и даже раньше их. Эта притча применима к нам,.. проведшим весь день земной жизни нерадиво. Однако, по крайнему милосердию Своему, Господь призывает нас в последний период жизни поработать в Его винограднике терпением старости, болезней, потерей близких или их страданиями.. Отцы утверждают, что спасающихся в последние времена будут прославлены выше древних отцов. Остался для нашего времени только один единственный путь: путь скорбей. Разбойник благоразумный (образ грешащих и кающихся) окончил после тюрьмы жизнь на кресте. Разбойник погибший также перешел в вечную муку через мучения на кресте. Это образ всего человечества. Бесконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления и очищения посылает свой крест в соответствии с его характером и свойствами, и силами.. Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верою в Господа, борьбой с грехом, покаянием, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу. Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх сил и без крайней нужды. Скорби необходимя, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия.      Желающий творить добро получает от Бога силу творить оное во всяком месте: и среди мира, и в безмолвии.            Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом: немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменить труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы.      Страсти же сгорают от смирения, как от огня.      Рассуждение выше всего, а смирение прочнее всего; послушание же такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.            "Дай кровь и прими Дух", т.е. подвязайся и получишь навык в добродетели.      Не думай стяжать добродетель, не поборовшись прежде за нее до крови.            Авва Иоанн: "Я хочу, чтоб человек каждый день приобретал понемногу от всякой добродетели", а не.. держась одной добродетели и пребывая в ней, только ее одну и исполняют, а о прочих не заботятся. Возводить же душевный дом ровно и стройно со всех сторон таким образом:-Сперва надлежит положить основание , которое есть вера: ибо "без веры невозможно угодить Богу" (Евр 11,6). И потом на сем основании строить здание равномерно, - именно: случилось ли послушание, должно положить камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должно положить камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должно положить камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представился случай, должны полагать в здание по камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая в здание то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т.д. Но при всем том должно позаботится о терпении и мужестве, ибо они суть краеугольные камни.. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Почему и сказано: -"терпением вашим спасайте души ваши"(Лк 21,19)      Как при возделывании виноградника все попечение и весь труд прилагается в надежде плодов; если плода не бывает, напрасным оказывается делание; так, если не увидим в себе, по действию Духа, плодов любви, мира, радости, всего прочего, перечисленного Апостолом (Гал 5,22), и не возможем признать их в себе со всею несомненностию и по духовному чувству, то излишним окажется подвиг девства, молитвы, псалмопения и бдения. Признаком того, что делание наше благоугодно Богу, в новоначальных служит преуспевание в смирении, в средних - прекращение внутренних браней, а в совершенных - умножение и изобилие Божественного света.