ВЕРА      Вера в Бога состоит в том, что если кто предаст себя Богу, то уже не имеет власти над собою, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыханияя. А потому, что и бывает с ним, принимает от Бога с благодарением.      По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая, у кого мало веры, мало и благодати. Одна вера, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой прользы тому, кто верует без добрых дел.            Не хорошо с усердием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно, предоставь это Сказавшему: -"знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мф 6,8) Неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой.            Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь.      ВНУТРЕННЕЕ ДЕЛАНИЕ. МОЛИТВА Сам Господь в двух словах указал,.. что особенно необходимо в трудные времена (Мк 13,33): бодрствуйте и молитесь!      Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудиться во внешнем.      Царство Божие внутри нас есть, говорит Господь, и потому для духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери. Это - клеть сердца.. По сей причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся и называется внутренним.            Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение, чтобы как брань у него идет с гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову. Внимание, чтобы всегда держать сердце свое неимеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречия, дабы, как только уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: - "и дам ответ поносящему меня" (Пс 118,42), -"в Боге успокаивается душа моя" (Пс 61,2). Молитву, дабы после противоречия, тотчас из глубин сердца возопит ко Христу.. Дело непристанного трезвления, душеполезное и многоплодное, есть - тотчас усматривать образующиеся в уме мечтательные помыслы. Дело прекословия - обличать и выставлять на позор помысл, покушающийся войти в воздух ума нашего посредством представления какого-либо чувственного предмета. То же, что тотчас погашает и рассеивает всякое умышление сопротивоборцев, всякое слово, всякую мечту, всякого идола и всякий столп злобы, есть призывание Господа. Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус Христово.. Брань эту мысленную будем вести в в таком порядке: первое дело - внимание; потом, когда заметим, что подошел вражеский помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело - помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа. Добродетель внимания, которая состоит в блюдении и хранении ума и в установлении слодостного сердечного безмолвия и свободного от мечтаний блаженного состояния души - дело, которое не во многих найдешь.      Внимание - корень внутренней духовной жизни. Почему враг больше всего против него и вооружается и всеусиленно строит пред очами души обольстительные призраки, и влагает помыслы о льготах и развлечениях. Как понимать выражение: "сосредоточить ум в сердце?" Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце - установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присутствующего невидимого Бога, обращаясь к нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при этом, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни, Главнейший же подвиг есть хранение сердца от страстных движений и ума - от таких же помыслов. Надо в сердце смотреть и все неправое оттуда гнать. Привлечь ум к сердцу.. чрез сочувствие читаемым и слушаемым молитвам; ибо чувства сердца обычно властвуют над умом.            Блюди присно, чтобы никогда никакого помысла не иметь в сердце своем, ни потребного, ни благовидного.      Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога приходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; все вражеское бывает со смущением и мятежом.            Поелику всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному); Божественный свет тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляюшим). Хранение ума с призыванием Иисуса Христа - то, чтобы всегда смотреть в глубину сердца и непрестанно безмолствовать мыслию - даже.. и от помыслов, кажущимися десными, и стараться быть пусту от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати. За простыми и бесстрасными помыслами следуют страстные.      Сидя на высоте, наблюдай, если умеешь: и тогда ты увидишь, как и когда, и откуда, и сколько, и какие тати идут украсть гроздья твои. Когда страж сей утрудится, то встает и молится, а потом опять садится и мужественно продолжает первое делание.      Один прием трезвления: смотреть неотступно за мечтаниями или за прилогом. Другой: иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолствующим, и молиться. Иной: непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной: иметь в душе непристанное памятование о смерти.      Наперед бывает прилог (приражение, действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена); потом сочетание (содвоение, внимание сковано предметом, так что только и есть душа да предмет приразившийся и ее занявший); далее сосложение (предмет, приразившийся и внимание занявший, возбудил желание, - и душа сочласилась на то - сосложилась); за сим пленение (предмет взял в плен душу, возжелавшую его и как рабу связанную ведет к делу); наконец, страсть (удовлетворением одного и того же желания) и привычкою(к делам,коими оно удовлетворяется) вкачествовавшаяся в душе (ставшая чертою характера). Прилог - голый помысл или образ какой-либо вещи, только-что родившийся в сердце и представившийся уму; сочетание - собеседование с представившимся (предметом или образом) страстное или безстрастное; сосложение -склонение души к зримому оком ума предмету со услаждением; пленение -насильственное и невольное отведение сердца в плен, удержание в нем и слияние будто в одну жизнь с предметом пленившим..      Внутреннее надо налаживать с утра - как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.      Научить других.. Послушных простецов и неграмотных - да; т.к. послушание ради смирения ко всякой добродетели способно. Непослушных же, простецы ли они, или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть; ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть.. Т.к. ум их нечист по причине нерадения и высокомудрия и не прочищен слезами, то они узревают паче срамные образы помыслов, нежели молитву.. Если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то: или, если нудить себя будет, впадет в прелесть и останется неисцельным, или, если нерадеть будет, во всю жизнь останеться безуспешным.      Не желай видеть чувственно Анчелов, или Силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам.      Для послушника (живущего в братстве) падение - есть своей воли следование, а для безмолвника - молитвы оставление или пресечение.      Для преуспеяния в молитве и для избежания прелести необходимо самоотвержение, научающее искать в молитве одного внимания. Кто преждевременно стремится к раскрытию в себе действий сердечной молитвы, "тому попускаются тяжкие, превыше сил, искушения от бесов".      Молиться как-нибудь (но часто) есть в нашей воле, а молиться истинно есть дар благодати. Молитесь просто в определенное время, количеством со смирением, от чего рождается и качество.      Если же тело разогревается, а ум остается чистым и бесстрастным и как бы прикрепленным и погруженным в глубине сердца, начиная и оканчивая молитву в сердце, это есть несомненно от благодати, а не от прелести.      Не жалей себя и сердца своего для молитвы. О псалмах: не оставляй изучение их и постарайся произносить их наизусть.      От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную... стяжает веру.., ощущает присутствие Бога.., теряет навык к мечтательности, рассеяности, суетной заботливости и многопопечительности.., наконец может прийти в состояние младенчества, т.е. утратить лжеименный разум мира и получить от Бога разум духовный. Уничижается любопытство, мнительность, подозрительность..      "Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны". Когда же приидет Он и начнет очищать нас от скверны, то перестаньте молиться.. Дух Божий приходит к нам в силе своей, тогда молва и молитва уже не кстати.      БЕЗМОЛВИЕ Безмолвие есть отсечение зла. Достигший отсечения своей воли достиг места покоя. Не пекись ни о чем (внешнем), живы ли родные твои или умерли, не посылай узнавать о том. "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф 8,22). Себе внимай: родные не избавят тебя в тот страшный день. Будь мертв по отношению ко всякому человеку, и успокоишься. Скажи помыслу своему: я умер и лежу в гробу.      В том состоит спасение человека, чтобы оставить свои хотения и разумения и исполнять Божии..      Старайся, по своей силе, для ничтожных дел не выходить из келии, ибо это демонская хитрость. Безмолвие спасает от многих зол.      Безмолвие - удерживать свое сердце от того, чтобы давать другим вещи и принимать от них, от человекоугодия и прочих подобных действий. Не давай им ничего и не принимай от них ничего; таким образом они и оставят тебя.      Пока есть охота давать и брать, не жди покоя. Эта фраза "давать и брать" обнимает все, всякого рода сношения с другими.      До самой смерти отсекать всех, удаляющих тебя от креста.      Если кто из братии, когда ты творишь молитву, постучит в дверь, отвори ему и седши побеседовать с ним со смирением о том, что предложит он из относящего к душеполезным предметам, и если он отягчен скорбию, постарайтесь утешить его словом или делом. Потом.. докончи свою молитву. Ибо утешение и уврачевание приходящих равнозначительно с примирением (враждующих).      Всякого приходящего или встречаемого надо принимать, как посланца Божия. Спроси себя: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим и и для сего лица.      Смирение собирает душу во едино безмолвием, и сосредотачивается она в себе самой. Как душа внутри тела сокрыта от зрения и общения со всеми людьми, так и истинно смиренномудрый человек не только не желает быть видимым и знаем людьми, но даже такова его воля - погрузиться от себя самого в сеебя, сделаться ничем, как бы нисуществующим, не пришедшим еще в бытие. И пока такой человек бывает скровен, заключен в себе и отречен от мира, всецело пребывает он у своего Владыки.            Общая же совокупность всех заповедей есть отречение от своей души, то есть смерть.      ТРУД Телесное наше, будучи посвещаемо Богу, духовное есть. Телесные труды приводят душу в смирение. Всякий покой телесный мерзок Богу нашему. Работающего искущает один бес, а праздного - бесчисленное множество. От нас требуется посильный труд - и только.      РАЗУМ Семь есть даров Духа (сверху - вниз): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия (Ис 11,2-3). Рассуждение есть око души и его светильник.            Разумение вещей во время искушения и уныний бывает полезно для человека, а во время молитвы обыкновенно вредит.      ЛЮБОВЬ Нет образа жизни более спасительного, чем.. нести тяготы друг друга.            Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его. Разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепит любовь и самому раньше его получить пользу, т.к. посредством плача ты сделаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства.      Мало по малу помогаая ближнему, ты дойдешь до того, что что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.      Не только явно, но и тайно (во глубине сердца) любить ближних наших.      Матерью будь, а не отцом к братии.      Раздавай дары сии благодати Духа Святого требующим, по примеру свечи возженной, которая и сама светит, но и другие свещи, не умаляя собственного огня, зажигает. Сей всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.      На всех верных должны мы смотреть как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтоб быть готовыми положить за него души свои. Отнюдь не должно нам говорить или думать,что кто-то зол, но всех видеть добрыми, как сказано. Хотя увидишь кого боримыми страстями, не брата, а страсти ненавидь, борющие его и имей к нему сострадание.      Для того нам и надобно не выходить из дверей келии, чтобы не знать худых дел человеческих; и тогда в неведении ума своего во всех увидим людей святых и добрых.