Василий Шукшин            ВАНЯ, ТЫ КАК ЗДЕСЬ?!                  У Проньки Лагутина в городе Н-ске училась сестра. Раз в месяц Пронька ездил к ней, отвозил харчи и платил за квартиру. Любил поболтать с девушками-студентками, подругами сестры, покупал им пару бутылок красного вина и учил:      - Вы, главное, тут... смотрите. Тут народ разный. Если он к тебе; "Вы, мол, мне глянетесь, то-се, разрешите вас под ручку", - вы его по руке: "Не лезь! Мне, мол, сперва выучиться надо, и потом уж разные там дела. У меня, мол, пока одна учеба на уме".      В один из таких приездов Пронька, проводив утром девушек в институт, решил побродить до поезда по городу. Поезд уходил вечером.      Походил, поглазел, попил воды из автоматов... И присел отдохнуть на скамейку в парке. Только присел, слышит:      - Молодой человек, простите, пожалуйста. - Подошла красивая молодая женщина с портфелем. - Разрешите, я займу минутку вашего времени?      - Зачем? - спросил Пронька.      Женщина присела на скамейку.      - Мы в этом городе находимся в киноэкспедиции...      - Кино фотографируете?      - Да. И нам для эпизода нужен человек. Вот такого... вашего типа.      - А какой у меня тип?      - Ну... простой... Понимаете, нам нужен простой сельский парень, который в первый раз приезжает в город.      - Так, понимаю.      - Вы где работаете?      - Я приезжий, к сестре приезжал...      - А когда уезжаете?      - Сегодня.      - Мм... тогда, к сожалению, ничего не выйдет. А у себя... в селе, да?..      - Но.      - У себя в селе где работаете?      - Трактористом.      - Нам нужно, чтоб вы по крайней мере неделю побыли здесь. Это нельзя?      - Трудно. Сейчас самое такое время.      - Понимаю. Жаль. Извините, пожалуйста. - Женщина пошла было, но вернулась. - А знаете, у вас есть сейчас минут двадцать времени?      - Есть.      - Я хочу показать вас режиссеру... для... как вам попроще: чтобы убедиться, в том ли мы направлении ищем? Вы не возражаете? Это рядом, в гостинице.      - Пошли.      По дороге Пронька узнал, как будет называться кино, какие знаменитые артисты будут играть, сколько им платят...      - А этот тип зачем приезжает в город?      - Ну, знаете, искать свою судьбу. Это, знаете, из тех, которые за длинным рублем гоняются.      - Интересно, - сказал Пронька. - Между прочим, мне бы сейчас длинный рубль не помешал: домишко к осени хочу перебрать. Жениться надо, а в избе тесно. Пойдут ребятишки - повернуться негде будет. У вас всем хорошо платят?      Женщина засмеялась.      - Вы несколько рановато об этом. А вы могли бы с неделю пожить здесь?      - Неделю, думаю, мог бы. Я дам телеграмму, что...      - Нет, пока ничего не нужно. Ведь вы можете еще не подойти...      - Вы же сказали, что я как раз тот самый тип!      - Это решает режиссер.      Режиссер, худощавый мужчина лет за пятьдесят, с живыми умными глазами, очень приветливо встретил Проньку. Пристально, быстро оглядел его, усадил в кресло.      Милая женщина коротко рассказала, что сама узнала от Проньки.      - Добре, - молвил режиссер. - Если дело пойдет, мы все уладим. А теперь оставьте нас, пожалуйста, мы попробуем... поиграть немного.      Женщина вышла.      - Как вас зовут, я забыл?      - Прокопий. - Пронька встал.      - Сидите, сидите. Я тоже сяду. - Режиссер сел напротив. Весело смотрел на Проньку. - Тракторист?      - Ага.      - Любите кино?      - Ничего. Редко, правда, бывать приходится.      - Что так?      - Да ведь... летом почесть все время в бригаде, а зимой на кубы уезжаем...      - Что это такое?      - На лесозаготовки. Женатые-то дома, на ремонте, а холостежь - вроде меня - на кубы.      - Так, так... Вот такое дело, Прокопий. Есть у нас в фильме эпизод: в город из деревни приезжает парень. Приезжает в поисках лучшей судьбы. Находит знакомых. А знакомство такое... шапочное: городская семья выезжала летом отдохнуть в деревню, жила в его доме. Это понятно?      - Понятно.      - Отлично. Дальше: городская семья недовольна приездом парня - лишняя волокита, неудобства... и так далее. Парень неглупый, догадывается об этом и вообще начинает понимать, что городская судьба - дело нелегкое. Это его, так сказать, первые шаги. Ясно?      - А как же так: сами жили - ничего, а как к ним приехали - не ндравится.      - Ну... бывает. Кстати, они не так уж и показывают, что недовольны его приездом. Тут все сложнее. - Режиссер помолчал, глядя на Проньку. - Это непонятно?      - Понятно. Темнят.      - Темнят, да. Попробуем?.. Слова па ходу придумаем. А?      - А как?      - Входите в дверь - перед вами буду не я, а те ваши городские знакомые, хозяин. Дальше - посмотрим. Ведите себя, как бог на душу положит. Помните только, что вы не Прокопий, Пронька, а тот самый деревенский парень. Назовем его - Иван. Давайте!      Пронька вышел из номера... и вошел снова.      - Здравствуйте.      - Надо постучаться, - поправил режиссер. - Еще раз.      Пронька вышел и постучал в дверь.      - Да!      Пронька вошел. Остановился у порога. Долго молчали, глядя друг на друга.      - А где "здравствуйте"?      - Я же здоровался.      - Мы же снова начали.      - Снова, да?      Пронька вышел и постучался.      - Да!      - Здравствуйте!      - О, Иван! Входите, входите, - "обрадовался" режиссер. - Проходите же! Каким ветром?      Пронька заулыбался:      - Привет! - Подошел, обнял режиссера, похлопал его по спине. - Как житуха?      - А чего ты радуешься? - спросил режиссер.      - Тебя увидел... Ты же тоже обрадовался.      - Да, но разве ты не чувствуешь, что я притворно обрадовался? Дошло?      - А чего тебе притворяться-то? Я еще не сказал, что буду жить у вас. Может, я только на часок.      Режиссер наморщил лоб, внимательно посмотрел в глаза Проньке.      - Пожалуй, - сказал он. Давай еще раз. Я поторопился, верно.      Пронька опять вышел и постучался. Все повторилось.      - Ну, как житуха? - спросил Пронька, улыбаясь.      - Да так себе... А ты что, по делам в город?      - Нет, совсем.      - Как совсем?      - Хочу артистом стать. Режиссер захохотал. Пронька выбился из игры.      - Опять снова?      - Нет, продолжай. Только - серьезно. Не артистом, а... ну, в общем работать на трикотажную фабрику. Так ты, значит, совсем в город?      - Ага.      - Ну и как?      - Что?      - А где жить будешь?      - У тебя. Вы же у меня жили, теперь я у вас поживу. Режиссер в раздумье походил по номеру.      - Что-то не выходит у нас... Сразу быка за рога взяли, так не годится, - сказал он. - Тоньше надо. Хитрее. Давай оба притворяться: я недоволен, что ты приехал, но как будто обрадован; ты заметил, что недоволен, но не показываешь виду - тоже радуешься. Попробуем?      - Попробуем. Мне глянется такая работа, честное слово. Если меня увидят в кино в нашей деревне, это будет огромный удар по клубу, его просто разнесут по бревнышку.      - Почему разнесут?      - От удивления. Меня же на руках вынесут!..      - М-да... Ну, давайте пробовать. А то как бы меня потом тоже не вынесли из одного дома. От удивления.      Пронька вышел в коридор, постучался, вошел, поздоровался. Все это проделал уверенно, с удовольствием.      - Ваня! Ты как здесь?!-воскликнул режиссер.      - А тебя как зовут?      - Ну, допустим... Николай Петрович.      - Давай снова, - скомандовал Пронька. - Говори:      "Ваня, ты как здесь?!"      - Ваня, ты как здесь?!      - Нет, ты вот так хлопни себя руками и скажи: "Ваня, ты как здесь?!" - Пронька показал, как надо сделать. - Вот так.      Режиссер потрогал в раздумье подбородок и согласился.      - Хорошо. Ваня, ты как здесь?! - хлопнул руками. Пронька сиял.      - Здорово, Петрович! Как житуха?      - Стоп! Я не вижу, что ты догадываешься о моем настоящем чувстве. Я же недоволен! Хотя... Ну хорошо. Пойдем дальше. Ты все-таки следи за мной внимательней. Ваня, ты как здесь?!      - Хочу перебраться к город.      - Совсем?      - Ага. Хочу попробовать на фабрику устроиться...      - А жить где будешь? - сполз с "радостного" тона Николай Петрович.      - У тебя. - Проньку не покидала радость. - Телевизор будем вместе смотреть.      - Да, но у меня тесновато, Иван...      - Проживем! В тесноте - не в обиде.      - Но я же уже недоволен, Иван... то есть, Проня! - вышел из терпения режиссер. - Разве не видишь? Я уже мрачнее тучи, а ты все улыбаешься.      - Ну и хрен с тобой, что ты недоволен. Ничего не случится, если я поживу у тебя с полмесяца. Устроюсь на работу, переберусь в общагу.      - Но тогда надо другой фильм делать! Понимаешь?      - Давай другой делать. Вот я приезжаю, так?..      - Ты родом откуда? - перебил режиссер.      - Из Колунды.      - А хотел бы действительно в городе остаться?      - Черт ее... - Иван помолчал. - Не думал про это. Вообще-то нет. Мне у нас больше глянется. Не подхожу я к этому парню-то?      - Как тебе сказать... - Режиссеру не хотелось огорчать Проньку. - У нас другой парень написан. Вот есть сценарий... - Он хотел взять со стола сценарий, шагнул уже, но вдруг повернулся: - А как бы ты сделал? Ну, вот приехал ты в город...      - Да нет, если уж написано, то зачем же? Вы же не будете из-за меня переписывать.      - Ну, а если бы?      - Что?      - Приехал ты к знакомым...      - Ну, приехал... "Здрасте!" - "Здрасте!" - "Вот и я пожаловал", - "Зачем?" - "Хочу на фабрику устроиться..."      - Ну?      - Все.      - А они недовольны, что тебе придется некоторое время у них жить.      - А что тут такого, я никак не пойму? Ну, пожил бы пару недель...      - Нет, вот они такие люди, что недовольны. Прямо не говорят, а недовольны, видно. Как тут быть?      - Я бы спросил: "Вам што, не глянется, што я пока поживу у вас?"      - А они: "Да нет, Иван, что ты! Пожалуйста, располагайся!" А сами недовольны, ты это прекрасно понимаешь. Как быть?      - Не знаю. А как там написано? - Пронька кивнул на сценарий.      - Да тут... иначе. Ну, а притвориться бы ты смог? Ну-ка давай попробуем? Они плохие люди, черт с ними, но тебе действительно негде жить. Не ехать же обратно в деревню. Давай с самого начала. Помни только... Зазвонил телефон. Режиссер взял трубку.      - Ну... ну... Да почему?! Я же говорил!.. Я показывал, какие! А, черт!.. Сейчас спущусь. Иду. Проня, подожди пять минут. Там у нас путаница вышла...      - Не слушаются? - поинтересовался Пронька.      - Кого? Меня?      - Но.      Режиссер засмеялся.      - Да нет, ничего... Я скоро. - Режиссер вышел.. Пронька закурил.      Вбежала красивая женщина с портфелем. На ходу спросила:      - Ну, как у вас?      - Никак.      - Что?      - Не выходит. Там другой написан.      - Режиссер просил подождать?      - Ага.      - Значит, подождите. - Женщина порылась в стопке сценариев, взяла один... - Может, вам сценарий пока дать почитать? Почитайте пока. Вот тут закладочка - ваш эпизод.      Она сунула Проньке сценарий, а само с другим убежала. И никакого у нес интересы к Проньке больше не было. И вообще Проньке стило почему-то тоскливо. Представилось, как приедет завтра утром к станции битком набитый поезд, как побегут все через площадь - занимать места в автобусах... А его не будет там, и он не заорет весело на бегу: "Давай бабка, кочегарь, а то на буфере поедешь!" И не мелькнут потом среди деревьев первые избы его деревни. Не пахнет кизячным дымом... Не встретит мать на пороге привычным: "Приехал. Как она там?" И не ответит он, как привык отвечать: "Все в порядке". - "Ну, слава богу".      Он положил сценарий на стол, взял толстый цветной карандаш и на чистом листке бумаги крупно написал:            "Не выйдет у нас.      Прокопий Лагутин".      И ушел.