Василий Шукшин            Лёся            В двадцатые годы в нашем селе жил и ярко действовал некто Леся (Отпущепиков Алексей). Рассказывают, невысокого роста, смуглый, резкий... Лесю боялись как огня: он был смел и жесток. Отчаюга.      Вовсе вышагнул он за черту, когда зарезал собственную жену. Жена, сколько-то прожив с ним, заявила, что - хватит: больше выносить его гульбу и поножовщину ей не по силам. И ушла. К отцу и к матери. Леся подкараулил ее и дважды, под ножом, спросил:      - Будешь жить со мной?      И дважды решительная женщина сказала:      - Нет.      Леся ударил.      Наказание выдумали Лесе диковинное: год аккуратно ходить в церковь - замаливать грех. Леся ходил, демонстративно зевал в церкви, потешая дружков и молодых баб и девок.      История, которую я хочу рассказать, случилась позже, когда Леся, собственно, занимался уже разбоем. Воровал и грабил он не в своем селе, куда-то уезжал. В своем селе только брал лошадей. Приходил вечером к мужику, у которого хозяйство посправней и кони на выезде ладные, и говорил:      - Дай пару на ночь. К свету пригоню.      Мужик давал. Как не дашь? Не дашь - так возьмет. Управы на Лесю нету, власти далеко - не докричишься. Давал мужик коней и всю ночь обмирал от страха и жали: а ну-ка да пристукнут где-нибудь Лесю... Или врюхается на воровстве да в бега ударится. Прощай кони! Но к свету Леся коней пригонял: судьба пока щадила Лесю. Зато Леся не щадил судьбу: терзал ее, гнал вперед и в стороны. Точно хотел скорей нажиться человек, скорей, как попало, нахвататься всякого - и уйти. Точно чуял свой близкий конец. Да как и не чуять.      Узнал Леся: живет в деревне Чокши лавочник... Лавочник расторопный: в скорые нэпмановские сроки разбогател, собирался и дальше богатеть. Живет осторожно, хозяйство, лавку охраняет надежно: ни подкопом, ни подломом, ни налетом прямым не взять.      Думал Леся, думал... И выдумал.      У лавочника была дочь невеста. И девка хорошая, и женихи, конечно, были, но... Подловил Леся лавочника! Да не как-нибудь там шибко хитро, сложно, а - просто, как в сказке.      Приходит Леся к некоему Варламу в нашем селе. Варлам держал ямщину, были тройки, были варламовские шоркунцы под дугой... Сам Варлам - фигура: корпусный, важный. Приходит к нему Леся и говорит:      - Будешь, Варлам, этой ночью мне заместо отца родного.      - Как это? - не понял Варлам.      - Поедем сватать невесту чокшинскую. Я, стало быть, сын твой, а ты - тоже лавочник, лавок у нас с тобой две, но одну, мол, починить надо. Вот. Закладывай самую резвую тройку, сам приоденься, мне тоже дай чего-нибудь такое... жениховское. Не ной моя косточка в сырой земле... - Леся любил так говорить. - Не ной моя косточка в сырой земле, мы его захомутаем, этого туза.      - Чего же на ночь глядя ехать-то? - попробовал было Варлам оттянуть время и как-нибудь, может, вывернуться.      - Так надо, не разговаривай много, - сказал Леся.      С Лесей много и не наразговариваешь.      Заложил Варлам тройку, приоделся случая ради, дал и Лесе одежонку понарядней... Поехали.      Приехали. Представились: отец с сыном, такие-то. Слышали от добрых людей, что... Ну что говорится в таких случаях. Рассказали про себя: две лавки, одна торгует, другую надо отремонтировать (на это почему-то особенно напирал Леся). Кроме того, желательно невесту и приданое - ну, не все, необходимую часть - увезти теперь же. Чего так? А так потому, что сын завтра уезжает далеко за товарами, а в лавке со стариком остаться некому. А потом уж будет и венчание, и свадьба, и все. Вот. Дело, как представляется отцу и сыну, стоящее: лавка в Чокшах да лавка в Низовке - две лавки, а когда в Низовке отремонтируют еще одну лавку, станет три лавки. Это уже... А? Чокшинский туз поймался. Леся, как потом рассказывал Варлам, не засуетился, не заторопился скорей брать, что дают, а стал нудно торговаться из-за приданого, за каждую тряпку, чем очень удивил Варлама и вовсе успокоил будущего своего тестя.      Из Чокшей в Низовку катили весело. Дернули у "тестя" медовухи... Варлам на облучке вообразил себя ухарем и чуть было не вылетел с языком. Хотел громко позавидовать Лесиной судьбе.      - А хорошо, язви тя, быть разб... - и осекся.      Жених обнимал и голубил невесту.      Приехали.      Изба у Леси была маленькая, кособокая... И никакого хозяйства, шаром покати. Городьбы даже никакой.      Невеста зачуяла неладное.      - А где же лавки? - спрашивает.      - А вот... одна, - показывает Леся лавку в сенях, - вот - другая, на трех ножках, эту надо подремонтировать. Вот.      Кое-как удалось потом сбежать девке от Леси. Отец ее подослал своих людей, они ее выкрали. Открытой силой отнять не решились: у Леси в черной тайге дружки. Сундук с добром остался у Леси.      Кончил свои дни Леся в тайге же: не поделили с дружками награбленное добро. Леся, видно, по своей дикой привычке - торговаться за тряпки - заспорил... Дружки - под стать ему - не уступили. Перестрелялись.            И вот этот его конец (а так кончали многие, похожие на Лесю) странным образом волнует меня. Не могу как-нибудь объяснить себе эту особенность - жадничать при дележке дарового добра, вообще, безобразно ценить цветной лоскут - в человеке, который с великой легкостью потом раздаривал, раскидывал, пропивал эти лоскуты. Положим, лоскуты - это и было тогда - богатство. Но ведь и богатство шло прахом. Может, так: жил в Лесе вековой крестьянин, который из горьких своих веков вынес несокрушимую жадность. Жадность, которая уж и не жадность, а способ, средство выжить, когда не выжить - очень просто. Леся захотел освободиться от этого мертвого груза души и не мог. Погиб. Видно не так это просто - освободиться.                  Copyright (c) 2001 Электронная библиотека Алексея Снежинского