Юрий Яковлевич Яковлев            В ГОСТЯХ У СОБАКИ            ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ            Вам когда-нибудь случалось скучать по собаке? По милому четвероногому существу, которое осталось далеко дома? Это чувство - горькое, но удивительно светлое - подстерегает меня в чужом городе, в неуютном гостиничном номере, когда я остаюсь один. Мне вдруг начинает недоставать холодного носа, который тычется в руку, длинного розового языка, который норовит лизнуть меня в щеку, преданных глаз, частого дыхания, запаха чистой собачьей шерсти.      Мне хотелось открыть окно и громко позвать:      - Доня! Донюша...      Я знаю, если бы мой зов долетел до собаки, она примчалась бы не раздумывая. По сугробам, по шпалам, вплавь, как угодно. Без отдыха, без сна, без вкусной похлебки.      Я звоню домой. В Москву, на Пушкинскую улицу. Едва успеваю поздороваться и сразу спрашиваю:      - Как Доня?      - Ничего.      - Скучает?      - Спит на твоем диване.      - Передай ей привет.      На том конце провода не смеются. Там все понимают и говорят:      - Хорошо. Передам. Когда ты приедешь?      Когда я приеду! Закончу дела и тут же - на вокзал. Если я скучаю по своей собаке, значит, мне не хватает целого мира - близких, рабочего стола, звонка над дверью, всего, что меня окружает дома.      Междугородный разговор кончился. Я кладу трубку и снова поднимаю ее. Я набираю номер своего здешнего друга.      - Слушай, своди меня в гости.      - Приходи ко мне.      - Да нет, своди меня в гости к собаке.      На другом конце провода покашливание.      - То есть как к собаке?      - Есть у тебя знакомые с собакой?      - Надо подумать.      Я кручу телефонный шнур.      - Может быть, кто-нибудь держит. Хотя бы дворняжку.      Друг дышит в трубку. Думает. И вдруг он восклицает:      - Слушай!      Вероятно, он вспомнил про какую-то добрую душу, которая держит собаку.      - Ну?!      - В нашем цирке сейчас работает Наташа Дурова. Знаешь ее?      - Знаю.      Перед глазами возникает моя старая знакомая: щеголеватая молодая женщина, рано поседевшая, с тонким покатым носом, с серыми глазами, расположенными близко к переносице. Энергичная, самостоятельная, вечно чем-то озабоченная...      Мой друг с подъемом кричит в трубку:      - У нее морские львы, моржи, еноты, индюки...      - Стой! Не нужны мне индюки. Мне нужна собака. Есть у нее собака?      Молчание. Потом мой друг нерешительно говорит:      - Наверное, есть... У нее все есть. Поезжай.      - Ладно, пусть морские львы. Поеду.      Я быстро собираюсь и еду, в надежде уехать от самого себя. Хотя бы к моржам.      И вот я попадаю в цирк. Не в праздничный бархатный амфитеатр, заполненный смеющейся публикой, а за кулисы. Иду по незнакомым каменным лабиринтам. Здесь полутемно. Холодно. Несет звериным духом. Здесь в неприглядных серых помещениях трудом и потом создаются удивительные живые картины, которые в свете прожекторов сменяют одна другую в круглой раме манежного барьера.      Я нахожу конюшни. Это одно только название - конюшни. Здесь не слышно ржания лошадей, а ревут львы, медведи, кричат птицы.      Совсем как в джунглях. И в самом деле я иду не просто по коридору, а по тропе, по которой ходят львы и тигры. На манеж, как на водопой.      И вдруг с тигриной тропы доносится Наташин голос:      - Простой рыбий жир не годится. Для Васи нужен витаминизированный. Вы понимаете?      Нет, второй - мужской - голос не понимает:      - Не все ли равно какой рыбий жир.      - Ваш не годится, он с осадком. А Вася маленькая, ей одиннадцать месяцев. И потом, она морж.      Морж - она, а зовут ее - Вася. Я пропускаю мимо ушей это несоответствие. Когда моя собака была маленькой, ей тоже давали витаминизированный. Мне сразу становится любопытно посмотреть на Васю, которой, как и моей Доне, не годится простой рыбий жир, с осадком. Я прибавляю шагу.      - Ладно, - примирительно говорит Наташа, - куплю на свои деньги.      И тут я подхожу и здороваюсь. И сразу меня окружает особое гостеприимство, которое, оказывают питомцы внучки дедушки Дурова.      - Вася! Васенька!      Передо мной огромное, беззащитное в своей неподвижности существо. Розовато-коричневая шкура с перламутровым отливом. Ласты плоские, словно вылепленные из теста, а потом раскатанные катком.      В светлой оправе темные круглые глаза. А вокруг рта усы, висят как макаронины. Это Вася, Василиса. Малютка весом в семьсот килограммов. Она вылезает из "моря" на "берег", и каждое движение стоит ей огромных усилий. Вася вздыхает. Она таращит свои добрые глазищи и вздыхает. Что с тобой? Может быть, у тебя чтонибудь болит, а может быть, прорезаются зубки?      Из-под усов видны небольшие клыки. Пройдет время, и они станут бивнями. Бивни похожи на соху. Ими моржи перепахивают дно моря, извлекают раковины, а потом несут их на усах к берегу. И раскалывают клыками, как грецкие орехи.      Вася разглядывает меня, а я - Васю. И мне кажется, что она страдает оттого, что не может говорить. Я всегда подмечал это чувство в собаках. Но собаку, которая днем и ночью рядом с тобой, легче понять. А как узнать, что за тонкие переживания скрыты под толстой кожей этой морской царевны?      Из-за плеча на моржиху смотрит Наташа:      - Что тебе, доченька?      Доченька вздыхает. Как человек - только сильней и глубже. Потом переворачивается на спину, ловко подхватывает ластом мячик и начинает перекатывать его по животу. И я угадываю в этом странном существе что-то наивно детское, что звери хранят дольше и бережнее, чем люди. Капля за каплей я вбираю в себя это доброе детское начало, и мне становится легче.      ...А потом я подхожу к морскому льву. Он черный и гладкий, как бритый черт. Движения плавные, волнообразные. Ни одного острого угла. Кажется, что Лель не движется, а ласкается. Он топорщит белые капроновые усы и лает.      - Не скрипи! - командует Наташа. - Разговаривай мягче. А теперь накажи себя.      Лель все понимает. Он начинает легонько - хитрец! - похлопывать себя ластом по мягкому месту. Впрочем, у него все места мягкие.      Черные глазки. Крохотные уши. И весь он такой самостоятельный, умный, понимающий.      - Я думала, что он не выживет, - словно сама себе, говорит Наташа. - У него был авитаминоз. Все тело в нарывах. Совсем угасал.      Он жил тогда у меня дома, в ванной. А я бегала по рынкам, доставала ему свежую рыбу.      За спиной раздается тяжелый вздох. Это вздыхает Вася. Ревнует к Лелю. И косит в нашу сторону шарообразным глазом.      - Пойдем?      И вдруг я ловлю себя на том, что мне не хочется уходить от этих ласковых питомцев моря. Какое-то чувство проклюнулось во мне и уже дало робкий всход.      - Можно дать им сахара?      - Нет, дай лучше рыбы.      Рыбы у меня нет. Но Наташа сует мне в руку серебристые слитки салаки. Я. беру их и кормлю Леля, а потом Васю. Запах рыбы приближает море. Наташа улыбается. В волосах у нее застряла рыбья чешуйка.      Надо уходить, пока не привязался!      И снова каменные коридоры и двери с надписью: "Осторожно:      хищники!" Я иду, смотрю по сторонам, прислушиваюсь. Из-за железной двери доносится тихий стон.      - Что это?      - Медвежонок.      - Болен?      - Да, болен... Его избил дрессировщик.      - Разве это разрешается?      - Болевой способ дрессировки.      - Этого дрессировщика болевым бы способом!      - Идем сюда.      Мы идем молча. Не поднимая глаз. Нам стыдно перед медвежонком за человека.      Почти в каждом живом существе скрыты удивительные таланты.      Их можно вызвать к жизни трудом и терпением. И тогда сложные цирковые номера будут казаться самим четвероногим исполнителям игрой, состязанием. Но можно разбудить способности страхом, болью - болевым способом. Тогда исчезнет веселая непринужденность. Ее сменит чувство самосохранения. Это бумажные цветы. Но доверчивый зритель не сразу отличит их от живых.      А вот и арена цирка. Она может превратиться в степной простор, может стать морем, небольшим круглым морем. По трубам хлынет искусственный холод, и круглое море станет круглым катком. Выступают медведи. Медведи-конькобежцы. Под руководством дрессировщика Капитонова. Зрители будут хлопать, смеяться. И никто не будет знать, что сегодня утром служители соскребали со льда кровь.      После репетиции с медвежонком.      - Осторожно!      Наташа схватила меня за руку и оттащила в сторону. Мимо, тяжело дыша, прошла огромная медведица. Ее вел невысокий человек в костюме тореадора. Он держал ее за ухо - так больней и надежней - и тихо приговаривал:      - Но, но, старая дрянь!      Мне вдруг стало страшно. Не огромной медведицы, а человека, вцепившегося ей в ухо, как клещ. Мне стало страшно его трусости, которая рождает жестокость.      Две фигуры скрылись за поворотом. Настроение было испорчено. Надо было просто пойти в гости к собаке, а не тащиться сюда.      - Ну идем, идем, - торопит меня Наташа, - я тебя еще не со всеми познакомила.      Она стоит передо мной усталая, растрепанная, платье все в шерсти животных и в рыбьей чешуе. От нее пахнет рыбой, словно она из одной стихии с Лелем. Усталая русалка без хвоста. Она совсем не похожа на московскую щеголеватую Наташу.      - Идем к Бемби.      - К Бемби так к Бемби!      Наши шаги отдаются щелчками под потолком.      Надо только раз посмотреть на маленькую косулю, и сразу поймешь, что жизнь лишилась бы одной удивительной краски, одного тонкого звука, одного живого аромата, если бы не было на свете этого маленького существа.      Бемби длинноногий и легкий, как кузнечик. Он передвигается прыжками. А выпуклые черные глаза определяют, куда бы прыгнуть.      - Где ты такого раздобыла?      - Он сломал ногу. В зооцентре. Его хотели "списать". Кому был нужен - хромой.      - А тебе в самый раз?      - Видишь, как я его починила.      Я протягиваю руку, косуля-кузнечик делает прыжок в сторону.      Потом стоит, расставив передние ножки, и внимательно изучает меня:      кто я такой, как я сюда попал и что от меня можно ждать?      У него только что прорезались рожки - два заросших шерстью бугорка. Почесать бы их.      Я вспоминаю японский город Нару, где в парке на свободе гуляют олени. Их около тысячи. Там я чесал рожки олененку. Подойди сюда, Бемби, я тебе тоже почешу. Он не сразу проникается ко мне доверием.      Но потом подставляет голову, и я начинаю почесывать за маленькими рожками и за большими ушами. Бемби приятно. Он не собирается прыгать и закрывает глаза. Большой кузнечик с пятнышками на шкурке.      Рядом с Бемби живет индюк. Он похож на догорающий костер:      весь черный, как головешка, а гребень и бородка ярко-красные, как непогасшие угольки. Я подхожу к индюку, и он начинает переступать с ноги на ногу и раздуваться. Появляется больше черного и больше красного. Словно кто-то решил не дать погаснуть костру, раздувает его, и угольки разгораются ярче. А рядом стоит самка.      Серая, как зола. С одной красной головкой на месте гребня.      Сквозь ворох перьев в янтарном чопорном взгляде трудно разглядеть что-то доброе и теплое. Но, видимо, надо уметь смотреть.      Чьи-то цепкие холодные лапки хватают меня за палец. Я оборачиваюсь и вижу мохнатого зверька, который стоит на задних лапах и выжидательно смотрит на меня. Что ему надо? Ничего. Просто немного внимания.      Хорошо, что у меня в кармане есть сахар и печенье. Можно его угостить. Он берет двумя лапками печенье и прежде, чем съесть, макает его в воду.      - Это кто еще такой?      - Это Мишка. Енот.      Он тихий и застенчивый. И палец мой он держит не сильно.      Вероятно, человеческая рука никогда не причиняла ему боли, а кормила, ласкала, врачевала. И он тянется к человеческой руке, даже не зная, кому она принадлежит.      Мишка ест печенье. Ест сахар. Ест без торопливой жадности.      И все макает в воду, как беззубый старичок. А зубов у него полон рот.      - Недавно болел чесоткой. Насилу выходила,      Наташа не отходит от меня. Но она не забегает вперед, не лишает меня самостоятельности. И вместе с тем я чувствую на себе ее ревнивый взгляд: не слишком ли ласковы со мной ее звери?      - Хочешь, я тебе покажу сестру милосердия?      - Конечно.      И вот у меня на руках кошка - Кисоль. Некрасивая:нескладная, белая с черными кляксами. Когда болел Мишка, она была с ним рядом в изоляторе, чтобы он не очень скучал. А когда появился Бемби со сломанной ногой, добровольно перешла к нему в вольер. Действительно, сестра милосердия.      - Где ты ее откопала?      Наташа пожимает плечами:      - В сточной трубе. Кто-то бросил. Маленькую, слепую. Я ее из пипетки кормила...      Я то приседаю на корточки, то встаю на носки и тянусь, тянусь к доверчивым существам. В каждом открываю что-то новое, необычайное, благородное. Я чешу их за ушами, глажу по шерсти, называю ласковыми, позаимствованными у Наташи именами. И чувствую, как меня наполняет новая волна любви к жизни.      И вдруг:      - Зверям пора спать!      ...Наташа стоит и улыбается. В волосах поблескивает рыбья чешуйка.      Надо уходить. Я прощаюсь с Васей, с большеглазой морской царевной, с лакированным Лелем, с костром-индюком, с большим кузнечиком Бемби, с Мишкой, которого недавно вылечили от чесотки, и с его сестрой милосердия.      - Стой! Мы забыли Шарика и Прохора!      - Кто такие?      - Скворцы. Одного подбил мальчишка из рогатки, другой чуть не замерз зимой...      Я вернулся домой поздно. Весь мой костюм был в шерсти, а от рук пахло свежей рыбой. Счастливая усталость овладела мной.      Я опустился на стул и закрыл глаза. И тут зазвонил телефон.      - Как дела? - спрашивал меня здешний друг. - Был в гостях у собаки?      Я на мгновенье задумался и, помедлив, ответил:      - Был. Все в порядке.                  Для младшего школьного возраста            Юрий Яковлевич Яковлев            А ВОРОБЬЕВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ            ИБ № 2806            Ответственный редактор Л. П. Серебрякова      Художественный редактор А. Б. Сапрыгина      Технический редактор Л. В. Гришина      Корректоры Л. А. Лазареаа и Э. Н. Сизова      Сдано в набор 2].09.78. Подписано к печати 01.07.79. Формат 70x90/16. Бум. офг.      № I. Шрифт школьный. Печать офсетная. Усл.      поч. л. 28,4. Уч.-над. л. 16,53. Тираж 100 000 JK3. Заказ № 544. Цена      90 коп.      Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Детская литература" Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, Центр, М. Черкасский пер., 1. Калининский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинпт детской литературы им. 50-летия СССР Росглишюлиграфирома Госкомиздата РСФСР.      Калинин, проспект 50-летия Октября, 46.                  К ЧИТАТЕЛЯМ                  Отзывы об этой книге просим присылать по адресу:      125047, Москва, ул. Горького, 43. Дом детской книги.                  Яковлев Ю. Я.            Я47 А Воробьев стекло не выбивал: Рассказы/Переизд.; Рис. Г. Мазурина. - М.: Дет. лит., 1979. - 318 с., ил.      В пер.: 90 к.            70802 - 360      Я ----------- 193 - 79 Р2                  М101ГОЗ)79            OCR Pirat