Аркадий ГАЙДАР            РЫБАКИ                  Подмёрзший песчаный берег был твёрд и ровен, как асфальтовая мостовая. Море было спокойно, когда мы поехали осматривать сегодняшний улов. Нас было трое: четырнадцатилетний паренёк-рыбак, его мать, крепкая сухощавая старуха в высоких сапогах из тюленьей кожи, и я. Мы плыли вдоль берега, когда из какой-то рыбацкой избушки вышел человек и что-то закричал нам вдогонку. Я не расслышал, но старуха поняла его. Она сердито рванула веслами и крикнула на берег:      -- Будет тебе! Что, на мне креста нету? Сказала -- сделаю. Как раз после Михайлова дня кончу. Сколько раз тебе говорила, что после Михайлова!      Человек на берегу махнул рукой и отошёл.      -- Что он спрашивал? -- заинтересовался я.      -- Работу спрашивал, -- ответила она. -- Сети наказывал скорей плести. Лодка-то эта его. У него их шесть штук, а у меня своей нету. Вот, значит, он дал одну лодку мне, другую ещё кому-нибудь, а мы должны на него сети плести.      -- А зачем ему столько сетей? Ведь у вас угодья идут по жеребьёвке. Ему больше других не дадим.      -- А на что ему больше, -- ответила старуха, -- ему больше и не надо. Он отдаст сети в пай одному, другому да третьему. Сам на своём угодье промышляет, а с чужих ему тоже доля идёт.      -- Артелей у вас нет?      -- Нет. Какие тут артели? Вот в Кузомени, говорят, есть артель, да и из той что-то бегут. У нас если артель созвать, то нам вовсе беда будет.      Это неожиданное заключение удивило меня, и я спросил:      -- Кому будет беда и от кого?      -- А в том беда, что народ у нас, который победнее, ну хоть вроде меня, тёмный и малограмотный. Если, скажем, мы по две -- по три семьи работаем, то тут все дела как на песке видны. А в большой артели они тебе так голову запутают, что и концов не найдёшь.      -- Кто -- они?      -- А они, верховоды-то наши. Ну, промышленники, которые покрупнее.            * * *            Возле посёлка Тетрино, возле Чаваньги и Кузомени вдоль по берегу крепко засело кулачьё.      Угодья распределяются жеребьёвкой, но выходит как-то так, что все лучшие места бывают захвачены зажиточными рыбаками.      Цена за рыболовные участки разная, в зависимости от места. Если даже по жеребьёвке бедняку достанется хороший участок, то у него может не хватить денег внести свой пай, а кулак всегда вносит без задержки или в крайнем случае одолжает денег тому же бедняку, входит в пай, и получается так, что он становится фактически владельцем участка.      Как-то я разговаривал с председателем сельсовета и спросил его: не думает ли он поставить вопрос об организации рыбацкой артели.      -- Нет, не думаю, -- откровенно сознался он. -- У нас с артелью вряд ли что выйдет, у нас народ-то такой несогласный.      -- Как так -- несогласный?      -- А оттого несогласный, что разный у нас народ. У одного -- побольше, у другого -- поменьше. Ежели, скажем, у нашего Василия четыре лодки да несколько тоней, а у Егора одна, да и то худая, какая же тут может быть артель?      -- Так-ведь ваш Василий кулак. Не про него и речь идёт. А отчего бы бедноте не сорганизоваться?      Председатель усмехнулся:      -- Пожалуй, сорганизовывайся. А толку-то что? Снастей нет, лодок нет, бахил нет. Ну что же, сорганизуются да и будут с песнями по берегу ходить, а в воду-то лезть не с чем.      -- А кооперация не кредитует?      -- Раньше кредитовала, а нынче нет. Кулака нынче кредитовать не велено, а бедноте кредит не под силу. Не на что её кредитовать, когда она и так вся на чужом работает.            * * *            В Тетрине и в Чаваньге всё кулачество кооперировано.      Пай для всех одинаков. Одинаков и для бедняка и для кулака. Есть хозяйства, которые за весь сезон улавливают семги рублей на 100-150. А есть и такие, улов которых оценивается в 400-500 рублей; это только со своего участка, не считая побочных доходов, как, например, сдача лодок, снастей внаём или продажи оленей.      Когда я спросил, почему промысловая кооперация смешивает в одну кучу бедняка и кулака, то мне так прямо и ответили:      -- Кулак платит такие же советские деньги. Это дело сельсовета, а не кооперации -- ликвидировать кулаков. Кооперация не может вмешиваться не в свои дела. Вот если бы мы делали какое-нибудь преимущество кулаку, тогда другое дело. А у нас преимущества ему нет никакого. У нас на этот счёт строго.            * * *            Мне случилось заночевать в рыбацкой избушке. Избушка была старая, низенькая и закопчённая. Возле неё стоял чёрный покосившийся крест, поставленный ещё стариками на "рыбацкую удачу". Алексей Иваныч, хозяин избушки, за кружкой припахивающего дымом чая рассказывал мне так:      -- Это всё враки, что артель сорганизовать нельзя. Артель сделать можно. Рыбацкое дело такое, что артелью работать многим удобнее, потому что и снасти дороги и с малым народом трудно управиться. Арткль сделать можно, да вся беда в том, что сочувствия к этому делу у некоторых начальников нет. Возьми ты такое дело. Захотело нас четыре семейства положить начало артели. Было это в прошлом году, тогда ещё РИКов не было, а волости были. Послали мы человека в волость, чтобы дали нам совет, как кредит получить, как устав сделать. Пришёл наш человек в ВИК, а ему там и говорят: "Насчёт кредита --это вы напрасно. С кредитом и всякий дурной организоваться сумеет. А насчёт устава -- это можно, только у нас его под рукой нету. Валялся где-то один, да его какие-то черти наполовину скурили. Вы погодите немного, пока мы из губернии ещё несколько экземпляров получим, тогда мы вам пришлём". Так и не прислали. Ну, да мы видим, что сочувствия к нам большого нету, что насчёт кредита тоже податься некуда, так и бросили это дело. Однако в этот год снова начинать будем. Главное, к нам человек один хороший пришёл и из солдат -- демобилизованный. Этот не то, что мы, этот грамотный и упорный человек. Он-то достанет. От него уж не отвертишься. С ним можно дело сделать.      Мы допили чай. Был уж поздний вечер. Ветер крепчал, и хозяин пошёл вытаскивать на берег лодку.            Газета "Правда Севера" (Архангельск),      30 ноября 1929 года            __________________________________COMMENT___________________________________            Впервые опубликовано: газета "Правда Севера" (Архангельск), 1929, 30 ноября.      Текст воспроизводится по изданию: Гайдар А.П. Собрание соч. в 4-х тт., М., Детская литература, 1964.-- Т.4: [Повести. Неоконченные произведения. Очерки. Фельетоны. Письма. Дневники].-- с.468-472.            _________________________________COPYRIGHT__________________________________            (c) Текст, ГАЙДАР Аркадий Петрович, 1929/11/30      (f) OCR, Novice (myscan@yandex.ru), 2006/04/15