Рэй Брэдбери            Опять влипли            Эти звуки возникли среди лета, среди тьмы.      Около трех часов ночи Белла Уинтерс села в постели и прислушалась, а потом снова легла. Через десять минут она услышала все тот же шум, доносившийся из мрака, от подножия холма.      Белла Уинтерс жила в Лос-Анджелесе, неподалеку от Эффи-Стрит, на Вандомском холме, в квартире первого этажа; обитала она здесь всего ничего, несколько дней, поэтому все пока было ей в диковинку: этот старый дом, старая улочка, старая бетонная лестница, поднимавшаяся круто в гору от самого подножья - ровно сто двадцать ступеней. И как раз сейчас...      - Кто-то поднимается по лестнице, - заговорила Белла сама с собой.      - Что такое? - сонно переспросил ее муж Сэм.      - На лестнице мужские голоса, - сказала Белла. - Разговоры, крики, едва ли не до драки доходит. Я и прошлой ночью их слышала, и позапрошлой, но...      - Кого? - не понял Сэм.      - Ш-ш-ш, спи. Я сама посмотрю.      Она выбралась из постели, подошла к окну, не зажигая света - и в самом деле увидела двух мужчин, которые переругивались, ворчали, кряхтели - то громко, то приглушенно. До ее слуха донеслись и другие звуки: глухие удары, стук, скрежет, будто в гору затаскивали какой-то громоздкий предмет.      - Неужели в такое время кто-то надумал переезжать? - спросила Белла, обращаясь к темноте, к оконному переплету и к себе самой.      - Это вряд ли, - пробурчал Сэм.      - А похоже...      - На что похоже? - Сэм только теперь окончательно проснулся.      - Как будто двое тащат...      - Господи помилуй, кто кого тащит?      - Двое тащат рояль. По лестнице.      - В три часа ночи?      - Двое мужчин и рояль. Ты только прислушайся.      Муж, заморгав, сел и насторожился.      В отдалении, где-то на середине склона, раздался протяжный стон, какой издают от резкого толчка рояльные струны.      - Убедился?      - Надо же, так и есть. Но кому придет в голову красть...      - Они не крадут, они доставляют по адресу.      - Рояль?      - Я тут ни при чем, Сэм. Выйди, поинтересуйся. Нет, погоди, я сама.      Кутаясь в халат, она выскочила за дверь и пошла по тротуару.      - Белла, - яростно прошипел Сэм ей вслед. - Куда тебя понесло?      - Женщина в пятьдесят пять лет, толстая и страшная, может смело гулять по ночам.      На это Сэм ничего не ответил.      Она бесшумно добралась до кромки склона. Где-то внизу - у нее не осталось сомнений - двое ворочали неподъемный груз. Временами он издавал протяжный стон и умолкал.      - Эти голоса... - прошептала Белла. - Почему-то они мне знакомы.      В непроглядной тьме она ступила на лестницу, которая мутной полосой уходила вниз, и услышала разносящийся эхом голос:      - Опять из-за тебя влипли.      Белла замерла. Где же, недоумевала она, я слышала этот голос, причем тысячу раз!      - Ау! - окликнула она.      Отсчитывая ступеньки, Белла двинулась вниз, но вскоре остановилась.      И никого не увидела.      Тут ее пробрал холод. Незнакомцам просто некуда было деться. Склон шел круто вниз и круто вверх, а они волокли тяжелое, громоздкое пианино, ведь так?      "С чего я взяла, что это пианино? - удивилась она. - Я ведь только слышала звук. Однако сомнений нет, это пианино. Причем в ящике!"      Она медленно развернулась и пошла наверх, преодолевая ступень за ступенью, медленно-медленно, и голоса тут же зазвучали вновь, будто только и ждали, чтобы она убралась восвояси после того, как их спугнула.      - Ты что, спятил? - негодовал один.      - Да я хотел... - начал другой.      - На меня толкай! - закричал первый.      "А второй-то голос, - подумала Белла, - он ведь мне тоже знаком. И я даже знаю, что сейчас последует!"      - Эй, ты, - сказало ночное эхо далеко внизу, - не отлынивай!      - Так оно и есть! - Белла закрыла глаза, откашлялась и едва не упала, присаживаясь на ступеньку, чтобы отдышаться, перед ее мысленным взором проносились черно-белые картины. Почему-то ей привиделся 1929 год: она сама, еще девочкой, сидит в кино, в первом ряду, а высоко над головой мелькают светлые и темные кадры, она замирает, потом смеется, потом опять замирает и опять смеется.      Она открыла глаза. Где-то внизу перекликались все те же голоса, скрежетал груз, в ночи разносилось эхо, незнакомцы выходили из себя и сталкивались шляпами-котелками.      Зелда, подумала Белла Уинтерс. Надо позвонить Зелде. Она знает все. Кто, как не она, объяснит мне, что происходит. Зелда и никто другой!      Вернувшись в дом, она набрала З, потом Е, потом Л, Д, А и только тут сообразила, что делает не то; пришлось начать сначала. Телефон звонил очень долго, пока ей не ответил досадливый спросонья голос Зелды, жившей на полпути к центру Лос-Анджелеса.      - Зелда, это я, Белла!      - Сэм умер?      - Нет, что ты, мне прямо дурно стало...      - Ах, тебе дурно?      - Зелда, ты, наверно, решила, что я схожу с ума, но...      - Ну, сходишь с ума, а дальше что?      - Зелда, в прежние времена, когда в окрестностях Л.-А. снимали кино, натурные съемки проходили прямо здесь, в самых разных местах, так ведь? В калифорнийской Венеции, в Оушен-Парке...      - Чаплин снимался именно там, и Лэнгдон, и Гарольд Ллойд.[1]      - А Лорел и Гарди?      - Что?      - Лорел и Гарди - у них были натурные съемки?      - А как же, в Палмсе - они частенько снимались в Палмсе, и на Мейн-стрит в Калвер-Сити, и на Эффи-стрит.      - На Эффи-стрит?      - Белла, разве можно так орать?      - Ты сказала, на Эффи-стрит?      - Ну, да. Помилуй, сейчас три часа ночи!      - На самом верху Эффи-стрит?      - Совершенно верно - там, где лестница. Известное место. Там еще Гарди убегал от музыкального ящика,[2] который в конце концов его догнал и перегнал.      - Конечно, Зелда, конечно! Боже мой, Зелда, если бы ты это видела, если бы слышала то, что слышу я!      Даже у Зелды, на другом конце провода, сон как рукой сняло.      - Что происходит? Ты не шутишь?      - Господи, конечно нет! По лестнице - я только что слышала, и прошлой ночью тоже, и вроде бы позапрошлой, да и сейчас слышу - двое тащат в гору... это... пианино.      - Кто-то тебя разыгрывает.      - Нет-нет, они там. Я вышла - никого и ничего. Но эти ступеньки - как живые, Зелда! Чей-то голос говорит: "Опять из-за тебя влипли". Это надо слышать!      - Ты напилась и решила меня подразнить, потому что я от них без ума.      - Ничего подобного! Перестань, Зелда. Вот, слушай внимательно. Что скажешь?      Минут через тридцать Белла услышала дребезжание допотопной колымаги, притормозившей на заднем дворе. Этот драндулет Зелда купила исключительно из любви к старому кинематографу, чтобы можно было раскатывать по окрестностям, заряжаясь вдохновением для статей по истории немого кино, исключительно по истории: подъехать туда, где командовал Сесиль Демилль,[3] исследовать владения Гарольда Ллойда, с треском и грохотом покружить по съемочным площадкам студии "Юниверсал",[4] отдать дань уважения оперным подмосткам из "Призрака оперы",[5] заказать сэндвич в открытом кафе мамаши и папаши Кеттл.[6] Такова по натуре была Зелда, сотрудница журнала "Серебристый экран", своя в немом мире, в немом времени.      Она полностью заблокировала собой парадную дверь: над необъятным туловищем, которое поддерживали ноги-колонны, словно изваянные самим Бернини[7] для собора Святого Петра в Риме, маячило луноподобное лицо.      На этой круглой физиономии сейчас в равных долях отражались подозрение, сарказм и скепсис. Но, заметив бледность и отрешенный взгляд Беллы, она только и смогла воскликнуть:      - Белла!      - Теперь ты веришь? - спросила Белла.      - Верю!      - Не кричи, Зелда. Мне и боязно, и любопытно, и жутко, и радостно. Пойдем-ка.      И подруги направились по дорожке туда, где старый склон уходил старыми ступенями вниз, в старый Голливуд, и вдруг почувствовали, как время описало вокруг них полукруг - и вот уже на дворе стоял совсем другой год, потому что рядом ничего не изменилось, все здания остались такими же, как в тысяча девятьсот двадцать восьмом, дальние холмы выглядели совсем как в двадцать шестом, а ступени - как в двадцать первом, когда их только-только зацементировали.      - Прислушайся, Зелда. Вот, опять!      Зелда прислушалась, но вначале сумела разобрать только скрежет, похожий на треск сверчка, потом стон древесины и жалобы фортепьянных струн; тут один голос стал браниться по поводу этой холеры, а другой твердил, что он тут вообще ни при чем, вслед за тем по ступеням с глухим стуком поскакали шляпы-котелки, и сердитый голос бросил: "Опять из-за тебя влипли".      От изумления Зелда чуть не полетела кубарем вниз. Ухватившись за локоть Беллы, она всхлипнула.      - Это розыгрыш. Кто-то установил магнитофон или...      - Нет, я проверяла. Здесь только голые ступеньки, Зелда, голые ступеньки!      Пухлые щеки Зелды намокли от слез.      - Надо же, его собственный голос! Уж я-то разбираюсь, они - мои любимцы, Белла. Это Олли. Другой голос - это Стэн. А ты, как ни странно, в здравом уме!      Голоса звучали то громче, то тише, и наконец один из них вскричал:      - Эй, ты, не отлынивай!      У Зелды вырвался стон:      - Бог мой, какое чудо!      - Что прикажешь думать? - спросила Белла. - Как их сюда занесло? Это и вправду привидения? С какой стати привидения каждую ночь лезут в гору и толкают перед собой ящик? Объясни, какой в этом смысл?      Зелда окинула взглядом крутой склон и на мгновение прикрыла глаза, обдумывая ответ.      - А с какой стати привидения вообще куда-то лезут? Собирать дань? Вершить возмездие? Нет, наши - не таковы. Возможно, их подгоняет любовь, неразделенные чувства или что-то в этом роде. Согласна?      Сердце Беллы отсчитало пару ударов, прежде чем она ответила:      - Может, они не слышали этих слов.      - О чем ты?      - А может, слышали много раз, да не верили, потому что в прежние годы что-то у них случилось, какая-нибудь напасть или вроде того, а когда случаются напасти, все остальное забывается.      - Что забывается?      - Как мы их любили.      - Им это было известно.      - Откуда? Мы, конечно, болтали друг с дружкой, но не трудились им лишний раз написать, или помахать, когда они проезжали мимо, или хотя бы крикнуть: "Мы с вами!" Как ты думаешь?      - Белла, о чем ты говоришь, они же не сходят с телеэкранов!      - Ну, это совсем другое. Теперь, когда их с нами нет, хоть кто-нибудь подошел к этим ступенькам, чтобы признаться в открытую? Что если эти голоса - вернее сказать, призраки, или уж не знаю кто - обитают здесь годами, каждую ночь ворочают ящик с пианино, и ни одной живой душе не приходит в голову шепотом, а то и в полный голос дать им знать, как мы их любили все эти годы. А почему, собственно?      - В самом деле, почему? - Зелда вгляделась в бескрайнюю, почти отвесную мглу, где, скорее всего, маячили тени, а меж ними, быть может, неуклюже громоздилось пианино.      - Если я права, - сказала Белла, - и если ты со мной согласна, нам остается только одно...      - Нам с тобой?      - Ну да, кому же еще? Тише. Пойдем-ка.      Они сошли на ступеньку ниже. В тот же миг тут и там начали вспыхивать окна. Где-то раздвинули входную решетку и негодующе закричали в ночь:      - Безобразие!      - Что там за грохот?      - Вам известно, который час?      - Господи, - зашептала Белла, - теперь их услышали все без исключения!      - Этого еще не хватало! - Зелда стала озираться по сторонам. - Так можно все испортить!      - А вот я сейчас полицию вызову! - Наверху яростно хлопнула оконная рама.      - Ох, - выдохнула Белла, - не дай бог, нагрянет полиция...      - Ну и что?      - Все пойдет насмарку. Если кто и должен им сказать, чтобы они передохнули и не шумели, так это мы с тобой. Мы их не обидим, верно?      - Само собой разумеется, но...      - Никаких "но". Держись за меня. Идем.      Внизу все так же переговаривались два голоса, пианино заходилось в икоте: подруги осторожно спустились на ступеньку ниже, потом еще на одну, у них пересохло во рту, сердца колотились как бешеные, а непроглядная тьма пропускала лишь слабый свет фонаря у подножия лестницы, но он был так далеко, что загрустил в одиночестве, дожидаясь, пока запляшут тени.      Окна хлопали одно за другим, скрежетали дверные решетки. Того и гляди, сверху могла обрушиться лавина досады, протестующих криков, а то и выстрелов, готовая безвозвратно смести все и вся.      С этой мыслью подруги крепко обнялись, но обеих так зазнобило, что, казалось, каждая решила вытрясти из другой нужные слова в противовес чужому гневу.      - Зелда, не молчи, скажи им хоть что-нибудь.      - Что тут скажешь?      - Да что угодно! Они обидятся, если мы не...      - Они?      - Ты знаешь, о ком я. Надо их поддержать.      - Ладно, будь по-твоему. - Зелда опустила веки и замерла, подбирая слова, а потом выговорила: - Привет.      - Громче.      - Привет, - окликнула она, сначала тихонько, потом чуть громче.      Под ними впотьмах зашуршали тени. Один голос сделался решительнее, второй увял, а пианино затренькало на арфе своих невидимых струн.      - Не бойтесь, - продолжала Зелда.      - Умница. Давай дальше.      - Не бойтесь, - осмелев, повторила Зелда. - Не слушайте этих крикунов. Мы вас не дадим в обиду. Это же мы! Я - Зелда, только вряд ли вы меня помните, а это Белла, мы вас знаем тыщу лет, с раннего детства, и всегда вас любили. Время ушло, но мы решили вам сказать. Мы полюбили вас, когда впервые увидели в пустыне, а может, на корабле с привидениями, или когда вы торговали вразнос рождественскими елками, или в автомобильной пробке, когда вы отдирали у машин фары - и любим вас по сей день, верно я говорю, Белла?      Мрак выжидал, притаившись внизу.      Зелда ткнула Беллу в плечо.      - Да, верно! - воскликнула Белла. - Она говорит, как есть! Мы вас любим.      - Просто сейчас ничего больше в голову не приходит.      - Но ведь и этого достаточно, да? - Белла взволнованно подалась вперед. - Правда достаточно?      Ночной ветерок шевелил траву и листья по обеим сторонам лестницы, а тени, застывшие было внизу, по бокам заколоченного ящика, теперь смотрели наверх, на двух женщин, которые почему-то расплакались. Первой не выдержала Белла, но когда Зелда это почувствовала, у нее тоже покатились слезы.      - Так вот. - Зелда сама удивилась, что не утратила дара речи, но продолжила наперекор всему: - Мы хотим, чтоб вы знали: вам нет нужды сюда возвращаться. Нет нужды карабкаться в гору и ждать. Вот что мы хотим сказать, понимаете? Чтобы услышать такие слова на этом самом месте, вы и приходили сюда по ночам, и взбирались по лестнице, и втаскивали наверх пианино, в том-то все и дело, других причин нет, правильно? Наконец-то мы с вами встретились: теперь все сказано напрямик. Спокойно отправляйтесь на отдых, друзья мои.      - Счастливо тебе, Олли, - добавила Белла грустным-грустным шепотом. - И тебе, Стэн, Стэнли.      Прячась в темноте, пианино негромко помурлыкало струнами, скрипнуло старой древесиной.      И тут произошло самое невероятное. Во тьме раздались чьи-то вопли, деревянный ящик загрохотал по склону, пересчитывая ступеньки и отмечая аккордом каждый удар; он кувыркался и набирал скорость, а впереди неслись сломя голову два неясных силуэта: они удирали от взбесившегося музыкального зверя, голосили, спотыкались, орали, проклинали судьбу, взывали к небесным силам, а сами катились ниже и ниже, оставляя позади четвертый, шестой, восьмой, десятый десяток ступеней.      Тем временем на середине лестницы, в ночи, прислушиваясь, ловя каждое движение, вскрикивая, обливаясь слезами и хохоча, поддерживали друг дружку две женщины, у которых перехватывало дыхание, когда они пытались разглядеть - и почти верили, что разглядели - как три очертания скатывались по ступенькам, как улепетывали два силуэта, толстый и тонкий, как пианино с ревом прыгало за ними по пятам, не разбирая дороги, как внизу, на тротуаре, одинокий фонарь внезапно погас, будто сраженный, а тени кувырком полетели дальше, спасаясь от хищных зубов-клавиш.      А подруги, оставшись вдвоем, смотрели вслед и смеялись до упаду, чтобы потом залиться слезами, и рыдали, чтобы потом рассмеяться, но вдруг лицо Зелды исказилось от испуга, словно рядом прогремел выстрел.      - Что я наделала! - закричала она в панике, ринувшись вперед. - Подождите, я не то сказала, мы не хотели... не исчезайте! Просто удалитесь, чтобы соседи могли выспаться. Но раз в год... слышите? Раз в год, ночью, ровно через двенадцать месяцев и потом каждый год, непременно возвращайтесь сюда, договорились? И не забудьте свой ящик, а уж мы с Беллой - подтверди, Белла! - встретим вас на этом самом месте.      - Во что бы то ни стало!      Ответом было долгое молчание над ступенями, нисходящими в черно-белый немой Лос-Анджелес.      - Как по-твоему, они услышали?      Подруги обратились в слух.      И тут далеко внизу прозвучал едва слышный хлопок, будто очнулось старинное авто, а потом промелькнула какая-то причудливая музыкальная фраза, слышанная в детстве на дневном сеансе. Но и она тут же смолкла.      Через некоторое время они побрели вверх по лестнице, вытирая слезы бумажными носовыми платками. Потом обернулись, чтобы напоследок вглядеться в темноту.      - Знаешь, что я тебе скажу? - произнесла Зелда. - По-моему, они услышали.            Примечания            1            Лэнгдон, Гарри (1884-1944), Гарольд Ллойд (1893-1971) - американские киноактеры, звезды немого кино.            2            ...Гарди убегал от музыкального ящика... - фильм "Музыкальный ящик" с участием Лорела и Гарди был создан в 1932 г. и удостоен премии "Оскар".            3            Сесиль Демилль (1881-1959) - видный американский кинорежиссер и продюсер. На протяжении пяти десятилетий оставался одной из самых влиятельных фигур Голливуда. Отличался сильным и властным характером, первым стал использовать мегафон на съемочной площадке. Его излюбленным жанром были масштабные киноэпопеи ("Самсон и Далила", "Десять заповедей" и др.)            4            "Юниверсал" - ведущая американская киностудия в 1920-е гг. На первых порах специализировалась главным образом на производстве низкобюджетных сериалов и популярных фильмов ужасов. Именно здесь были созданы лучшие реалистические работы Эриха фон Штрохайма.            5            "Призрак оперы" - произведение французского писателя Гастона Леру (1910), которое выдержало множество сценических постановок и экранизаций. В 1986 г. состоялась премьера мюзикла, написанного композитором Эндрю-Ллойдом Уэббером.            6            Мамаша и папаши Кеттл - персонажи популярной серии фильмов реж. Ч. Бартона в исполнении актеров Марджори Мейн и Перси Килбрайда. Фильмы о семействе Кеттлов относятся к 1947-1957 гг.            7            Бернини, Лоренцо (1598-1680) - итальянский архитектор и скульптор, чьи творения (в частности, колоннада собора Святого Петра в Риме) поражают масштабами и пространственным размахом.