Аркадий Аверченко            Петерс. Человек, который убил голод            Есть такие классические фразы, которые будут живы и свежи и через 200, и через 500, и через 800 лет. Например:      - Побежденным народам нужно оставить только одни глаза, чтобы они могли плакать, - сказал Бисмарк.      - Государство - это я! - воскликнул Людовик XIV.      - Париж стоит мессы, - рассудил Генрих IV, меняя одно верование на другое. Впрочем, этот король показал себя с самой выгодной стороны другим своим альтруистическим изречением:      - Я хотел бы в супе каждого из моих крестьян видеть курицу!      Мы не знаем, что хотели бы видеть в супе каждого из своих крестьян Ленин и Троцкий, но знаменитый глава чрезвычаек Петерс выразился на этот счет довольно ясно и точно, и изречение его мы считаем не менее замечательным, чем генриховское. Именно, по сообщениям газет, когда к нему, как к главе города, явились представители ростовских-на-Дону трудящихся и заявили, что рабочие голодают - Петерс сказал:      - Это вы называете голодом?! Разве это голод, когда ваши ростовские помойные ямы битком набиты разными отбросами и остатками? Вот в Москве, где помойные ямы совершенно пусты и чисты - будто вылизаны - вот там голод!      Итак, ростовские рабочие могут воскликнуть, как запорожские казаки:      - Есть еще порох в пороховницах! Есть еще помойные ямы - эти продовольственные склады советской власти!      Почему-то фраза Петерса промелькнула в газетах совершенно незаметно: никто не остановил на ней пристального внимания. Это несправедливо! Такие изречения не должны забываться... Моя бы власть - да я бы всюду выпустил огромные афиши с этим изречением, высек бы его на мраморных плитах, впечатал бы его в виде отдельного листа во все детские учебники, мои глашатаи громко возвещали бы его на всех площадях и перекрестках:      - Пока в городе помойные ямы полны - почему рабочие говорят о голоде?..                  * * *            Интересно, осматривал ли Г. Д. Уэлльс во время своего пребывания в Москве - в числе прочих чудес советской власти - также и помойные ямы? Если осматривал, то, наверное, пришел в восхищение:      - Вот это санитария! Вот это чистота! Да на дне этой помойной ямы можно фокстрот танцевать, будто на паркете. - А у нас, в Англии, в помойных ямах делается черт знает что: огрызки хлеба, куски рыбы, окурки сигар, птичьи потроха, высохшие сандвичи, корки сыру! Нет, советская власть имеет большое, великое будущее, если даже в грязной, неряшливой Москве она ввела такую чистоту!                  * * *            Интересно мне также, как тов. Петерс будет организовывать продовольственную помощь из помойных ям? Выдачу пайками? Но ведь пайки бывают трех или четырех категорий. Очевидно, в первую голову будут допущены к пышному фрыштику рабочие-коммунисты - первая категория. Когда они снимут самые сливки - селедочные головы и колбасную кожуру - робко подойдет вторая категория, просто рабочие. Выберут картофельную шелуху и мостолыгу лошадиной ноги, а все остальное пусть доедает третья категория - буржуи и саботажники.                  * * *            Если б я был не писателем, а тюремщиком, и если бы Петерс попал ко мне в тюрьму, я устроил бы ему роскошную жизнь! Я кормил бы его до отвалу. Я бы каждый день закатывал ему обеды из семи блюд, со сладким. Он бы у меня не голодал, ибо он сам замечательно выразился:      - Пока существуют помойные ямы - голода не может быть!      Меню бы у Петерса было такое:      Закуска:      Икра из ваксы, жестянка от анчоусов, яичная скорлупа, фаршированная зубочистками обернуар.      Суп:      Консоме из мыльной воды а-ля Савон с окурками, пирожки из папиросных коробок с пепельным фаршем.      Рыба:      Селедочный позвоночный столб с грибками, которые на стенках.      Мясо:      Фрикассе Ра-Мор, жареное на шкаре в мышеловке.      Зелень:      Все, что уже позеленело. Приготовлено а-ля масседуан.      Птица:      Перо от старой дамской шляпы, соус сюпрем.      Сладкое:      Шоколадные обертки, яблочная кожура, кофейная гуща.                  * * *            Я не думаю, чтобы Петерс имел право отказаться от такого обеда. Потому что, если даже такие великие люди, как Наполеон, Суворов и Петр Великий, честно ели пищу из общего котла, то какое имеют право отказаться от общего котла наши циммервальдские Наполеоны, устроившие из всей Великой России один общий котел: Помойную яму.