Аркадий Аверченко            Ложь            Трудно понять китайцев и женщин.      Я знал китайцев, которые два-три года терпеливо просиживали над кусочком слоновой кости величиной с орех. Из этого бесформенного куска китаец с помощью целой армии крохотных ножичков и пилочек вырезывал корабль - чудо хитроумия и терпения: корабль имел все снасти, паруса, нес на себе соответствующее количество команды, причем каждый из матросов был величиной с маковое зерно, а канаты были так тонки, что даже не отбрасывали тени - и все это было ни к чему... Не говоря уже о том, что на таком судне нельзя было сделать самой незначительной поездки - сам корабль был настолько хрупок и непрочен, что одно легкое нажатие ладони уничтожало сатанинский труд глупого китайца.      Женская ложь часто напоминает мне китайский корабль величиной с орех - масса терпения, хитрости - и все это совершенно бесцельно, безрезультатно, все гибнет от простого прикосновения.                  * * *            Чтение пьесы было назначаю в 12 часов ночи. Я приехал немного раньше и, куря сигару, убивал ленивое время в болтовне с хозяином дома адвокатом Лязговым.      Вскоре послеменя в кабинет, где мы сидели, влетела розовая, оживленная жена Лязгова, которую час тому назад я мельком видел в театре сидящей рядом с нашей общей знакомой Таней Черножуковой.      - Что же это, - весело вскричала жена Лязгова. - Около двенадцати, а публики еще нет?!      - Подойдут, - сказал Лязгов. - Откуда ты, Симочка?      - Я... была на катке, что на Бассейной, с сестрой Тарского.      Медленно, осторожно повернулся я в кресле и посмотрел в лицо Серафимы Петровны.      Зачем она солгала? Что это значит?      Я задумался.      Зачем она солгала? Трудно предположить, что здесь бьш замешан любовник... В театре она все время сидела с Таней Черножуковой и из театра, судя по времени, прямо поехала домой. Значит, она хотела скрыть или свое пребывание в театре, или - встречу с Таней Черножуковой.      Тут же я вспомнил, что Лязгов раза два-три при мне просил жену реже встречаться с Черножуковой, которая, по его словам, была глупой, напыщенной дурой и имела на жену дурное влияние. - И тут же я подивился: какая пустяковая, ничтожная причина может иногда заставить женщину солгать...                  * * *            Приехал студент Конякин. Поздоровавшись с нами, он обернулся к жене Лязгова и спросил:      - Ну, как сегодняшняя пьеса в театре... Интересна? Серафима Петровна удивленно вскинула плечами.      - С чего вы взяли, что я знаю об этом? Я же не была в театре.      - Как же не были? А я заезжал к Черножуковым - мне сказали, что вы с Татьяной Викторовной уехали в театр.      Серафима Петровна опустила голову и, разглаживая юбку на коленях, усмехнулась:      - В таком случае я не виновата, что Таня такая глупая; когда она уезжала из дому, то могла солгать как-нибудь иначе... Лязгов, заинтересованный, взглянул на жену.      - Почему она должна была солгать?      - Неужели ты не догадаваешься? Наверное, поехала к своему поэту!      Студент Конякин живо обернулся к Серафиме Петровне.      - К поэту? К Гагарову? Но этого не может быть! Гагаров на днях уехал в Москву, и я сам его провожал.      Серафима Петровна упрямо качнула головой и, с видом человека, прыгающего в пропасть, сказала:      - А он все-таки здесь!      - Не понимаю... - пожал плечами студент Конякин. - Мы с Гагаровым друзья, и он, если бы вернулся, первым долгом известил бы меня.      - Он, кажется, скрывается, - постукивая носком ботинка о ковер, сообщила Серафима Петровна. - За ним следят.      Последняя фраза, очевидно, была сказана просто так, чтобы прекратить скользкий разговор о Гагарове.      Но студент Конякин забеспокоился.      - Следят??! Кто следит?      - Эти, вот... Сыщики.      - Позвольте, Серафима Петровна... Вы говорите что-то странное: с какой стати сыщикам следить за Гагаровым, когда он не революционер и политикой никогда не занимался?!      Серафима Петровна окинула студента враждебным взглядом и, проведя языком по запекшимся губам, раздельно ответила:      - Не занимался, а теперь занимается. Впрочем, что мы все: Гагаров, да Гагаров. Хотите, господа, чаю?                  * * *            Пришел еще один гость - газетный рецензент Блюхин.      - Мороз, - заявил он, - а хорошо! Холодно до гадости. Я сейчас часа два на коньках катался. Прекрасный на Бассейной каток.      - А жена тоже сейчас только оттуда, - прихлебывая чай из стакана, сообщил Лязгов. - Встретились?      - Что вы говорите?! - изумился Блюхин. - Я все время катался и вас, Серафима Петровна, не видел. Серафима Петровна улыбнулась.      - Однако я там была. С Марьей Александровной Шемшуриной.      - Удивительно... Ни вас, ни ее я не видел. Это тем более странно, что каток ведь крошечный, - все, как на ладони.      - Мы больше сидели все... около музыки, - сказала Серафима Петровна. - У меня винт на коньке расшатался.      - Ах, так! Хотите, я вам сейчас исправлю? Я мастер на эти дела. Где он у вас?      Нога нервно застучала по ковру.      - Я уже отдала его слесарю.      - Как же это ты ухитрилась отдать слесарю, когда теперь ночь? - спросил Лязгов.      Серафима Петровна рассердилась.      - Так и отдала! Что ты пристал? Слесарная, по случаю срочной работы, была открыта. Я и отдала. Слесаря Матвеем зовут.                  * * *            Наконец, явился давно ожидаемый драматург Селиванский с пьесой, свернутой в трубку и перевязанной ленточкой.      - Извиняюсь, что опоздал, - раскланялся он. - Задержал прекрасный пол.      - На драматурга большой спрос, - улыбнулся Лязгов. - Кто же это тебя задержал?      - Шемшурина, Марья Александровна. Читал ей пьесу. Лязгов захлопал в ладоши.      - Соврал, соврал драматург! Драматург скрывает свои любовные похождения! Никакой Шемшуриной ты не мог читать пьесу!      - Как не читал? - обводя компанию недоуменным, подозрительным взглядом, вскричал Селиванский. - Читал! Именно ей читал.      - Ха-ха! - засмеялся Лязгов. - Скажи же ему, Симочка, что он попался с поличным: ведь Шемшурина была с тобой на катке.      - Да, она со мной была, - кивнула головой Серафима Петровна, осматривая всех нас холодным взглядом.      - Когда?! Я с половины девятого до двенадцати сидел у нее и читал свою "Комету".      - Вы что-нибудь спутали, - пожала плечами Серафима Петровна.      - Что? Что я мог спутать? Часы я мог спутать, Шемшурину мог спутать с кем-нибудь или свою пьесу с отрывным календарем?! Как так - спутать?      - Хотите чаю? - предложила Серафима Петровна.      - Да, нет, разберемся: когда Шемшурина была с вами на катке?      - Часов в десять, одиннадцать. Драматург всплеснул руками.      - Так поздравляю вас: в это самое время я читал ей дома пьесу.      Серафима Петровна подняла язвительно одну бровь.      - Да? Может быть, на свете существуют две Шемшуриных? Или я незнакомую даму приняла за Марью Александровну? Или, может, я была на катке вчера... Ха-ха!..      - Ничего не понимаю! - изумился Селиванский.      - То-то и оно, - засмеялась Серафима Петровна. - То-то и оно! Ах, Селиванский, Селиванский...      Селиванский пожал плечами и стал разворачивать рукопись.      Когда мы переходили в гостиную, я задержался на минуту в кабинете и, сделав рукой знак Серафиме Петровне, остался с ней наедине.      - Вы сегодня были на катке? - спросил я равнодушно.      - Да. С Шемшуриной.      - А я вас в театре сегодня видел. С Таней Черножуковой. Она вспыхнула.      - Не может быть. Что же, я лгу, что ли?      - Конечно, лжете. Я вас прекрасно видел.      - Вы приняли за меня кого-нибудь другого...      - Нет. Вы лжете неумело, впутываете массу лиц, попадаетесь и опять нагромождаете одну ложь на другую... Для чего вы солгали мужу о катке?      Ее нога застучала по ковру.      - Он не любит, когда я встречаюсь с Таней.      - А я сейчас пойду и скажу всем, что видел вас с Таней в театре.      Она схватила меня за руку, испуганная, с трясущимися губами.      - Вы этого не сделаете?!      - Отчего же не сделать?.. Сделаю!      - Ну, милый, ну, хороший... Вы не скажете... да? Ведь не скажете?      - Скажу.      Она вскинула свои руки мне на плечи, крепко поцеловала меня и, прижимаясь, прерывисто прошептала:      - А теперь не скажете? Нет?                  * * *            После чтения драмы ужинали.      Серафима Петровна все время упорно избегала моего взгляда и держалась около мужа.      Среди разговора она спросила его.      - А где ты был сегодня вечером? Тебя ведь не было с трех часов.      Я с любопытством ждал ответа. Лязгов, когда мы были вдвоем в кабинете, откровенно рассказал мне, что этот день он провел довольно беспутно: из Одессы к нему приехала знакомая француженка, кафешантанная певица, с которой он обедал у Контана, в кабинете; после обеда катались на автомобиле, потом он был у нее в Гранд-Отеле, а вечером завез ее в "Буфф", где и оставил.      - Где ты был сегодня?      Лязгов обернулся к жене и, подумав несколько секунд, ответил:      - Я был у Контана. Обедали. Один клиент из Одессы с женой француженкой и я. Потом я заехал за моей доверительницей по Усачевскому делу, и мы разъезжали в ее автомобиле - она очень богатая - по делу об освобождении имения от описи. Затем я был в Гранд-Отеле у одного помещика, а вечером заехал на минутку в "Буфф" повидаться с знакомым. Вот и все.      Я улыбнулся про себя и подумал:      - Да. Вот это ложь!