О ХРИСТЕ
И
ХРИСТИАНСТВЕ
Выдержки из речей и письменных произведений
БХАГАВАНА ШРИ САТЬЯ САИ БАБЫ
В дар Любви, Всеобъемлющей Веры и Взаимопонимания от Малазийского Центрального Совета Шри Сатья Саи |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы сочли возможным добавить к данной книге следующий материал: "Смерть - это одежда жизни", - уточнение, которое приводится на этой странице; молитву "Отче наш" с комментарием, который взят из книги "Основы православия", комментарий и небольшой глоссарий. Уточнение дано ниже, а комментарий, относящийся к молитве Отче Наш, приведен сразу же после этой молитвы. Он взят из книги "Основы православия" в качестве иллюстрации к идее единства всех религий при всем разнообразии их форм.
Уточнение касается фразы "Смерть - это одежда жизни". Мы предполагаем, что данное высказывание Саи Бабы было сделано на санскрите и затем переведено на английский язык. В связи с этим мы хотели бы заметить, что на санскрите слово мритху, означающее смерть, имеет еще и такие значения как смертный, бренный, и тем самым эту фразу можно было бы перевести так "Бренность - это одежда жизни".
В заключении приносим нашу искреннюю благодарность всем, кто работал над данным переводом и сделал возможным выход этой книги на русском языке.
ОМ САИ РАМ
СОДЕРЖАНИЕ
Движение Саи - духовная организация, включающая в себя основы многих религий, цель которой способствовать утверждению наивысших Человеческих Ценностей, служить человеку и поддерживать гармонию всеобъемлющей веры.
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба призывает всех искренне следовать своей собственной религии и с уважением относиться ко всем другим религиозным направлениям. Всемирный символ Организации Саи содержит символы 5 главных мировых религий саи, а именно - Христианства, Ислама, Индуизма, Буддизма и Зороастризма. На западе, где преобладает Иудаизм, допускается использование символа Иудейской религии.
Эта Всеобщность учения Саи Бабы отражается не только в символах, но и в речах и письменных произведениях, которые Он передал миру, с того времени, когда в возрасте четырнадцати лет Он начал выполнять свою миссию. За эти годы Он прокомментировал и открыл миру восхитительные аспекты достойных подражания жизней и внутреннее значение учений великих религиозных лидеров мира.
Мы посвящаем эту публикацию празднованию Рождества "Движением за Всеобъемлющую веру" в Малайзии и представляем некоторые комментарии, касающиеся жизни и учения Иисуса Христа, сделанные Сатья Саи Бабой.
Мы предлагаем это как скромный знак любви всем нашим Христианским братьям и сестрам и всем, кто любит и почитает Христа за Его учение и Его вклад в развитие Человечества. Моя благодарность всем моим братьям и сестрам, почитателям Сатья Саи Бабы, которые сделали подборку из многочисленных речей и письменных произведений Бабы, и всем тем, кто работал, чтобы сделать этот дар возможным.
ОМ САИ РАМ
Дж. ДЖАГАДИСАН ПРЕЗИДЕНТ Малазийского Центрального Совета Шри Сатья Саи.
Существует четыре типа людей: те, кто видит везде только правильное; те, кто менее духовен в своем видении и поэтому видит правильное как правильное и неправильное как неправильное; те, кто закрыл свои глаза на правильное и видит только неправильное; и наконец, наихудший случай, те, кто судит даже о правильном как о неправильном. Никто не приносит с собой богатства, когда рождается на свет, и не забирает его с собой после смерти. Какие бы богатства ни были накоплены человеком, они должны свободно распределяться между другими людьми. Цветы источают аромат, деревья в изобилии дают плоды. Вместо того, чтобы поучиться тому, чему они учат, человек стремится к удовлетворению своих чувственных страстей и жаждет славы и власти. Удовлетворенность является наиболее ценным богатством. Жадность и алчность влечет за собой страдание. Одна только удовлетворенность может привести человека к цели его жизни, а именно, - к обретению Божественности.
Человек должен стать господином над дурными побуждениями своего собственного ума: вожделением, гневом, ненавистью, подозрительностью и ревностью. Только тогда он сможет наслаждаться Божественным Миром, который принадлежит ему по праву от рождения. Каждое живое существо является странником, независимо от того, осознает оно это или нет.
Каждый человек пришел в этот мир как Посланник Бога.
Иисус говорил о Себе как о Посланнике Бога. Он вел долгие годы суровый образ жизни для того, чтобы стать способным изливать сострадание и любовь на все человечество. Позже Он спрашивал Сам Себя: "Я всего лишь посланник или Я более тесно связан с Богом, являясь частицей Бога, которая и есть моя сущность?". Двенадцать долгих лет провел Иисус, путешествуя в одиночестве, погруженный в эти вопросы. Затем Он вернулся к людям и объявил: "Я Сын Бога".
В те времена священники святых храмов Иерусалима были продажны и поражены торгашеским духом. Они превратились в гордых и самолюбивых людей. Иисус осуждал их и пытался пресечь распространение их порочной деятельности. Ибо все формы были в глазах Иисуса Божественными Формами, и Он не мог терпеть каких-либо действий, противоречащих такому положению вещей. Поэтому, когда люди спрашивали Его, кто Он, Он отвечал: "Я и мой Отец - Одно". Иисус пытался учить каждого Отцовству Бога и Братству Людей. Традиционно думающие и эгоистические люди считали Его ложным пророком и пытались всеми средствами помешать Его миссии. Иисус, однако, был непоколебим. Встречая сопротивление, Он оставался примером живой Истины и продолжал очищать общество. Много учеников следовало за Иисусом, но как об этом свидетельствует вся история на опыте Рамы, Кришны, Иисуса и Мухаммеда, ученики редко бывают полностью преданными, хотя и находятся рядом. Большинство из них бывают преданными только время от времени. Иисус имел 12 учеников, большинство из которых верили в Него и жили согласно Его учению. Но один из них, Иуда, поддался жадности. Он предал своего Учителя всего лишь за 30 монет. Иуда не мог обрести радости в жизни после своего предательства. Его ум не давал ему покоя. Он вынужден был искать спасения в самоубийстве. Из века в век мы наблюдаем предательства людей, которые делали вид, что они преклоняются перед Учителями. Продажные, жадные и самолюбивые люди распространяют ложь о своих собственных Учителях. Мы слышим об Иуде уже 2000 лет. Но в век Кали людей обуяла погоня за деньгами и Иуды размножились. Они стремятся накопить презренное богатство, в то время как добрый характер, хорошее поведение и знание Бога являются действительными сокровищами, которые следует собирать. Земля и здания, серебро и золото, доллары и другие ценности - все это временно и тривиально. Этим можно обладать только пока живешь. Но те три сокровища будут сохраняться, поддерживать и усиливать вас до тех пор, пока вы не достигнете единения с Бесконечностью.
Sathya Sai Speaks Vol. XI
Вы - фермер, тело - поле. Посеешь семена добродетели, сможешь получить урожай счастья. Посеешь семена зла - соберешь урожай горя. Вы причина любого из этих двух результатов. Не вините других и не думайте, что Бог имеет пристрастное отношение к кому-либо.
Вы должны осознать, что эта жизнь - всего лишь остановка в долгом путешествии, и что мы сейчас находимся в гостинице, временном месте отдыха, в котором также находится сторож. Сторож - это наш разум. Не считайте себя постоянно привязанным к своему разуму или телу. Тело "со знаком минус" содержит внутри себя Божественность "со знаком плюс". Когда вы станете всеобъемлющей бесконечной Любовью, то это Божественное будет проявляться внутри вас и через вас. Пытайтесь быть такими как Иисус.
Иисус был человеком, единственной радостью которого было распространять Божественную Любовь, предлагать Божественную Любовь, получать Божественную Любовь и жить Божественной Любовью.
Существуют различные теории о дате рождения Иисуса, основанные на "появлении яркой звезды во время Его рождения". Говорят, что она появляется один раз в 800 лет. Некоторые говорят, что Он был рожден пятнадцатого сентября. Но Он был рожден 1980 лет назад, 25 декабря, в 3 часа 15 минут утра (речь произнесена в 1980 году). Было воскресенье. Звезда, которая появилась в этот день, появляется только один раз в 800 лет. Ее появление не имеет ничего общего с рождением Иисуса. Не существует такого правила, что если Божественная Энергия или Божественная Инкарнация нисходит на Землю, то должна появиться звезда. Это только мнение самих верующих. Но Иисус сам являлся Звездой, бесконечной величины, распространяющей сияние бесконечной силы. Зачем же брать в основу другой, менее яркий свет?
Сегодня День Рождения Иисуса отмечают среди декабрьских снегопадов праздничными огнями, новогодними елками и молитвами. Но это бесполезное дело - молиться всего один день и не вспоминать о Боге все оставшееся время года. Это пустая показуха. Она не исходит из сердца. Мы только тогда истинные Христиане, когда живем в соответствии с учением Христа и применяем его в нашей повседневной жизни. Даже если бы мы следовали только двум положениям Его учения, этого было бы достаточно. Христос сказал: "Мой дорогой Сын! Все живое - едино, одинаково относись ко всем".
Если мы будем искренне следовать этому, этого будет достаточно для выполнения нашего предназначения. Когда Он был на Кресте, охваченный агонией, Он услышал Голос с Неба, который сказал Ему "Смерть - это одежда Жизни"" (см. предисловие переводчиков). Тело - это одежда, которую одевает на себя Святой Дух. Поэтому, мы не должны плакать, когда тело изношено, получает повреждения или спадает. Смерть - событие, заложенное в самой природе тела. Люди ищут причину смерти, но никто из них не ищет Божественный Источник Жизни. Так восхваляйте Бога в течение своей короткой жизни! Восхваляйте Бога и работайте для Него.
Люди имеют разные языки и жизненные уклады, но Бог Един и Он присутствует везде. Все религии говорят о Нем как о Любви и о достижении Его через Любовь. Формы Поклонения Богу различны, поскольку они формировались в различные времена и в разных местах, но Любовь является основным содержанием всех этих форм. Язык Любви понятен любому сердцу и выражается любым сердцем. В действительности, существует только одна раса и эта раса - человечество. Сейчас мы принимаем во внимание только жалкие различия между национальностями, расами, религиями и языками, считая это жизненно важным и сдерживаем Любовь, которая должна изливаться из нашего сердца на каждого. Такой была жизнь и послание Иисуса. Лелейте это в ваших сердцах. Примите Иисуса как Посланника, данного вам Богом.
Только одна Любовь может открыть Божественность, которая находится в скрытом состоянии во всем. Любовь это Бог. Живите в Любви. Любовь живет, давая и прощая. Эгоизм живет, забирая и забывая. Любовь - это самоотречение. Себялюбие - это отсутствие Любви. Не тратьте жизнь в погоне за узкими интересами своего эго. Любовь! Любовь! Станьте тем, чем вы являетесь на самом деле - воплощениями Любви. Не имеет значения то, как другие обходятся с вами или то, что они о вас думают, не беспокойтесь об этом. Следуйте за Иисусом Христом. Любовь - для вашей собственной эволюции, а не для того, что говорят о вас другие люди.
Sathya Sai Speaks Vol. XI (1980 г.)
Характерными чертами человеческой природы являются и должны быть любовь, терпение, непривязанность, самоотречение и истина.
Иисус провозгласил: "Просите и дано будет. Зовите и Я отвечу. Стучите и дверь будет открыта". Конечно вы просите, зовете и стучите. Но что вы просите? Вы предпочитаете просто блестящий мусор вместо вечного наслаждения. Когда вы просите и вам не дают, то не обвиняйте мать за "жестокость", ибо она никогда не накормит больного ребенка лакомствами, которые он у нее просит, если знает, что они принесут ему вред. Ее любовь диктует эту мнимую жестокость. Точно так же и Божья милость проявляется в Его отказе дать нам то, что мы просим.
Вы зовете, но вам часто не отвечают. Почему? Вы адресуетесь к кому-то, кто не есть Бог. Зов не идет из вашего сердца. Стремление не является полным. Мотив эгоистичен и нечист. Вы стучитесь в дверь и жалуетесь, что ее не открывают. Бог живет в вашем сердце, но вы закрыли сердце - и любовь не может войти. Поэтому Он молчит и не отвечает. Для того, чтобы осознать Бога, который внутри, не нужно открывать дверь. Она всегда открыта для Любви. Нет необходимости стучать, Любовь автоматически зажжет в сердце свет и восторг. Когда Единый познан, то просить больше нечего.
Sathya Sai Speaks 12-10-82
Саи Баба много раз говорил о Иисусе.
"Последователи каждой религии взывают к единому Богу, который Вездесущ и слышит их молитвы независимо от того, где они находятся и на каком языке они их произносят. Но это один и тот же Бог, который дарует всему человечеству здоровье, процветание, мир и счастье. Ни одна религия не имеет своего отдельного Бога, который изливал бы свою Милость только на тех, кто открыто заявляет о своей приверженности данной вере!"
"Удел человека - путешествие в направлении от человеческого к божественному, так как он уже преодолел участок пути от животного к человеческому. В этом странствии ему должны обязательно встретиться различные препятствия и испытания. Для того, чтобы облегчить его дорогу и помочь преодолеть эти трудности, среди людей появляются и освещают путь мудрецы, пророки, реализованные души, Божественные личности и Инкарнации Бога. Они появляются среди отчаявшихся, среди ищущих, которые потеряли свой путь и забрели в пустыню, и ведут их туда, где они обретут уверенность в себе и мужество. Некоторые были рождены и прожили свои дни именно для этой цели. Они могут быть названы Карана-джанма, ибо они приняли джанму, или рождение, ради караны, или причины цели. Во всех странах и среди всех людей появились такие ведущие, лидеры, образцы для подражания. Они возрождали веру в высшие идеалы и учили так, как если бы их голос был голосом Бога, который говорит из их сердца.
"Иисус был Карана-джанма, Мастером, рожденным с целью, с миссией, призванной восстановить в сердце человека Любовь, Милосердие и Сострадание. У Него не было привязанности к своему Я. Он не обращал никакого внимания на свою печаль или боль, радость или выгоду. Он имел сердце, которое откликалось на чужие страдания и мольбы о мире и братстве. Он ходил по земле, уча Любви, и Он излил свою жизнь как священное вино в жертву человечеству."
Иисус мог бы сказать, что Его жизнь была Его посланием, ибо Он жил среди людей так, как и учил. Он был известен под именем Иисус. Но простым народом Он был почитаем как Христос, ибо они видели, что Его мысли, поступки и слова не имели ни малейших признаков эго. У Него не было зависти или ненависти. Он был полон Любви и милосердия, смирения и сострадания.
День рождения Иисуса должен праздноваться всем человечеством, ибо такой Карана-джанма принадлежит всему человечеству. Люди не должны быть ограничены одной страной или каким-либо обществом. Иисус понимал, что книжники (саддукеи) и приверженцы обрядности (фарисеи) затуманили истинную религию. Он посвятил себя обучению людей духовности и нравственности, ибо такое образование есть свет жизни. Иисус видел, что люди гоняются за стеклянными бусами, считая их бриллиантами, и приписывают им великую ценность. Он ходил по святым местам и обнаружил, что они превратились в базары, где Милость Божья стала предметом торговли и средством для получения дохода. Он обличал священников, которые терпели и попускали такие вещи. И таким образом Он навлек на себя гнев глав церквей и монастырей. Они подкупили одного из учеников Иисуса предать Его за 30 серебряников.
Римским правителям же сказали, что Иисус хотел объявить себя Царем и поэтому Он должен быть наказан как государственный преступник. Их настойчивые убеждения вынудили Правителя приказать распять Его. Когда Иисуса прибивали гвоздями к Кресту, Он услышал Голос Отца, говоривший Ему, "Сын Мой! Все Живое едино, одинаково относись ко всем", и Иисус молил о том, чтобы распинающие Его могли бы быть помилованы, ибо "они не ведают, что творят". Иисус принес себя в жертву ради спасения человечества.
Рождественские гимны и свечи, чтение из Библии и инсценировки сюжетов, связанных с Его рождением - всего этого недостаточно для того, чтобы отпраздновать рождение Иисуса. Во время последнего ужина Иисус сказал, что хлеб Его плоть, а вино Его кровь. Этим Он хотел сказать, что со всяким живым существом, имеющим плоть и кровь, следует обращаться как с самим собой, и, что не следует делить людей на друзей и врагов, на "мы" и "они". Каждое тело есть Его тело, подкрепляемое хлебом, каждая капля крови, текущая в венах всякого живого существа, есть Его кровь, оживляемая действием, которое оказывает вино. Другими словами, каждый человек Божественен и должен быть почитаем как таковой. Вначале вы работаете как посланник или слуга, позже вы служите как сын своему отцу, и наконец, вы достигаете мудрости и понимаете, что вы и Он едины. Это духовное путешествие, и Иисус ясно указал туда путь. Он объявил еще в ранней молодости, что пришел осветить духовный путь. Он источал благоухание подобно цветку. Он содержал Свет внутри себя, иначе как мог бы светиться светлячок?
Чтобы возвысить человека, поднять уровень его сознания, Он должен был воплотиться как человек. Он вынужден был говорить с людьми так, как они привыкли и на их языке. Он вынужден учить их тому, что они могли бы усвоить и применить. Звери и птицы не нуждаются в Божественной Инкарнации, принявшей образ птицы или зверя для того, чтобы вести их за собой, ибо у них нет склонности отклоняться от их дхармы. Человек единственный, кто забывает или игнорирует цель жизни.
Рождество, Прашанти Нилаям, 25-12-1978
Свами рассказал историю о рождении Иисуса в кормушке для скота в Вифлееме и Его ранних годах жизни в Назарете. Однажды, когда Иисусу было двенадцать лет, Он и Его родители, Иосиф и Мария, отправились на Иудейский праздник в Иерусалим. В толчее Иисус отстал от своих родителей. После долгих поисков, Мария нашла Его в храме, слушающим речь Первосвященника. Когда Мария сказала Иисусу о беспокойстве, которое они испытали из-за того, что Его потеряли, Иисус ответил: "Почему ты должна беспокоиться обо Мне? Когда Я с Богом, который является Моим Отцом, почему ты должна сколько-нибудь бояться за Меня?" Таким образом Иисус указал на Себя как на Сына Бога.
Свами сказал, что Иисус жил в Назарете до тех пор пока не достиг тринадцатилетнего возраста. После смерти Иосифа, Иисус стремился получить разрешение своей матери на то, чтобы начать выполнять свою божественную миссию. Он был крещен Иоанном Крестителем и провел сорок дней в пустыне, совершая свою епитимью. В это время Он молился Богу о том, чтобы Ему была дарована способность любить всех в равной степени; чтобы иметь силу и терпение безропотно переносить любые оскорбления и гонения, от кого бы они ни исходили; чтобы получить возможность полностью и без остатка отдать для служения Богу свое тело, данное Богом. После сорока дней поста Иисус обрел веру, что Ему даровано по Его молитве.
Свами рассказал о встрече Иисуса с рыбаками из Галилеи, которые стали Его первыми учениками. Иисус сказал им, что пришел установить царство Любви на земле, и что они могли бы быть Ему помощниками в этой миссии. Он говорил им о ценности человеческого рождения и побуждал искать Царство Божье внутри себя.
По словам Свами, Христос рассказал им следующую притчу: В реке вода течет быстрым потоком. Но даже самые маленькие рыбки способны плавать и резвиться в ней. В той же реке огромный слон, попавший на стремнину, скорей всего будет унесен потоком или утонет, несмотря на свои внушительные размеры. Какова бы ни была скорость течения, маленькие рыбки способны свободно плавать в реке и наслаждаться этим. Но слон в ней не сможет выжить. Мораль такова: для того, чтобы жить в реке, не нужно иметь больших размеров, нужно уметь плавать. Точно так же, человек, захваченный океаном мирского существования (Самсарой), нуждается не столько в метафизике, учености или непривязанности, сколько в милости Божественной любви. Без всякого знания Веданты тот, кто одарен любовью Бога, может преодолеть любые трудности жизни. Без веры в Бога вся ученость, богатство, известность и слава бесполезны. Такой человек не может испытать счастья.
Христос также учил, что телу не нужно потакать, а нужно использовать его для познания вечно пребывающего в нем Духа. Изнеживание тела и игнорирование Духа, в нем обитающего, - признак невежества.
Давая другой пример, Свами сказал: "Если мельчайший кристалл сахара смешать с кучей песка, то даже самый умный человек не сможет отделить сахар от песка и получить его обратно. Но муравей без особого интеллекта может проложить свой путь так, чтобы добраться до этого кристалла в куче песка, и насладиться его сладостью. Муравей осознает сладость сахара, он способен взять сахар даже из кучи песка. Точно так же человек должен стремиться отличить постоянное от преходящего и познать то, что является вечным. Человек наделен способностью видеть разницу между постоянным и мимолетным, но к сожалению, вместо того, чтобы использовать эту способность, он захвачен иллюзиями мира явлений (феноменального мира) и тратит впустую свою жизнь."
Иисус провозглашал: "Вы должны твердо держаться Истины и не поддаваться лжи или несправедливости. Вы должны мужественно смотреть на превратности жизни. Вы должны любить даже своих врагов. Всеобщая любовь превосходит все другие добродетели. Любовь является высочайшей добродетелью".
Иисус учил, что Бог есть Любовь. Вместо того, чтобы признать эту простую истину, люди позволяют ненависти, зависти и другим порочным качествам загрязнять их любовь. Человек одарен таким качеством как любовь не для того, чтобы выражать ее ради корыстных целей, но для того, чтобы направлять ее к Богу. Иисус провозглашал, что нет ничего особенного в том, чтобы платить добром за добро. Люди должны делать добро даже тем, кто им навредил.
По мере того как Иисус продолжал проповедовать и привлекать к себе множество народа, некоторые из священников и властей стали завидовать Его популярности. Такое случается во всех странах. Они начали преследовать Его и обвинять в государственной измене. Иисус, однако, продолжал до конца выполнять свою миссию Любви и Праведности, сначала как Посланник Бога, а затем как Сын Бога. Для каждого индивидуума существует причина, по которой Он пришел в этот мир в форме человека. Но не все знают об этом. Только Бог знает настоящую причину. Каждый должен рассматривать себя как Посланника Бога и пытаться жить идеально. Это означает, что надо оставить себялюбие и эгоистические интересы. Это может быть нелегко. Но с Божьей Милостью постепенное продвижение в направлении Самореализации (развития своих высших способностей) должно стать возможным.
Помимо всего прочего, любовь является средством для развития преданности Богу и для достижения освобождения. Только любовь к Богу является настоящей любовью. Это самый легкий путь для человека, чтобы осознать Божественность в себе и в каждом.
Благодаря этому вера должна становиться сильнее.
Божественное проявляет Себя во многих формах. Богу поклоняются различными способами, но из всех них исходит благодать и все они приносят радость. В древнем Риме поклонялись многим богам, как и в Бхарате (Бхарата - древнее название Индии). В то время не было веры в единого Бога. Затем пришло Христианство. Стала общепринятой идея единства в разнообразии. В древней Греции Платон, ученик Сократа, был первым, кто указал на неотъемлемость Божественного присутствия во всем, что есть во Вселенной.
Воплощения Божественной Любви! Разрушьте стены отделяющие человека от человека. Избавьтесь от различий, основанных на кастах и вероучениях. Развивайте в себе твердую веру в единство человечества. Взращивайте любовь в своих сердцах. Только тогда нация будет единой, счастливой и процветающей.
Посмотрите на состояние дел в Вифлееме, месте рождения Иисуса. В этом году Рождество не может быть отпраздновано там из-за враждебности между людьми. Какое несчастье, что в то время, когда весь остальной мир отмечает Рождество, в том месте, где родился Иисус, не будет праздника.
Бог принадлежит всем. Он всеобщий. Каждый из вас должен отказаться от различий любого вида и не оставить места для узкой приходской и национальной приверженности. Считайте себя детьми единого Бога. Вы можете поклоняться Богу в любой выбранной вами форме, но признавайте истинность того, что Бог только Один. Соблюдение святых дней, подобных Рождеству, дает возможность осознать важность любви и гармонии между людьми.
Неправильно отмечать рождение Христа застольями, пьянством и потехами. Идеалы, которым учил Иисус, должны применяться в жизни. Это и есть правильный способ отпраздновать Его день рождения. Кому бы вы ни поклонялись, вы должны жить согласно принципам Его учения. Что это за преданность, когда последователь не практикует то, что он исповедует. Это видимость преданности.
Вспоминайте Господа с любовью. Служите Ему с любовью. Посвятите Ему всю вашу жизнь с любовью.
Рождественское Послание - 1988
Основывайте ваши деяния на знании, на знании того, что все суть Одно. Пусть ваши поступки будут омыты бхакти; или, другими словами, скромностью, любовью, милосердием и ненасилием. Пусть бхакти будет наполнена знанием, иначе она будет легкой, как воздушный шар, гонимый воздушными течениями или порывами ветра. Одно только знание делает сердце сухим; бхакти делает его мягким от сочувствия, а карма дает работу рукам, работу, которая может освятить каждую минуту вашей жизни. |
Сатья Саи Баба |
Не тратьте свою жизнь, гоняясь за мирскими удовольствиями. Осознайте истину, что вы приняли свое человеческое рождение не ради наслаждения пищей и сном. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть множество зверей, птиц и червей, живущих только ради пищи. Для чего нужна человеческая жизнь, если вы используете ее лишь для наслаждения удовольствиями, которыми довольствуются звери и насекомые? Какая польза в том, чтобы получить высшее образование и затем растрачивать свое время, услаждая себя низшими радостями зверей, птиц и червей, не имеющих преимуществ высшего образования? Каков же идеал, который был предложен человечеству? Каково внутреннее значение утверждения, что человеческую жизнь получить крайне сложно? Человеческая жизнь дана не для того, чтобы вы поступали подобно животным или демонам. Человек принял человеческое рождение для того, чтобы стать Божеством. Человеческая жизнь дана вам для того, чтобы вы могли достичь наивысшего уровня Божественного Сознания. Тому же учил и Иисус, когда Он сказал, "Не хлебом единым жив человек".
Выдержки из "Baba's Discourses on the Bhagavad Gita"
Что касается Иисуса, то вы можете видеть такое Его свойство как терпимость, развитое до высшей степени. Было 12 учеников Иисуса, которые сопровождали Иисуса. И Иисус изливал на них всю Свою любовь и сочувствие, все покровительство и защиту. Но один из них, Иуда, отплатил неблагодарностью и, соблазнившись деньгами, предал своего Учителя. Несмотря на неверность Иуды, Иисус простил его и продолжал любить его. Не нужно молить Бога, чтобы такие люди были наказаны. Как это было в случае с Иудой, их собственные поступки разрушат их. Какие бы безнравственные поступки человек ни совершал, последствия этих поступков должен будет испытывать только он один. Никто не сможет избежать последствий своих поступков. Вы не можете предсказать, когда и при каких обстоятельствах этот человек будет страдать от последствий своих действий, но пострадает он наверняка.
Выдержки из "Baba's Discourses on the Bhagavad Gita"
"Бхагаван Баба часто подчеркивал, что Великие Истины вечны и неизменно присутствуют во всех религиях. Для иллюстрации такого единства в разнообразии всех религий в приведенных выше примерах Баба дает учение Христа, ведя беседу о Бхагават Гите".
Судьба нации или общества зависит от морального облика людей. В их характере должна глубоко укорениться Вера и Истина. Истина должна быть открыта как единство Мысли, Слова и Дела. Иисус в своем учении подчеркивал важность Веры и опасность лицемерия. Соединяя две ладони вместе и совершая намаскар мы выражаем единство мыслей и слов. Приветствие "Салам" также символ приверженности единству Мысли, Слова и Дела.
Христос провозглашал, что Бог есть Всемогущий и Вездесущий, Один без второго. Учение Христа необходимо толковать, понимать и следовать ему, исходя из этой всеобъемлющей точки зрения. Эту концепцию Бога не следует сводить до понятия исключительности разума. Раздробленному на расовые и религиозные куски миру необходимо развитие широкого взгляда и благожелательного отношения ко всему. Узконаправленная приверженность вызывает разделение и конфликт. Таково главное послание Иисуса.
Иисус советовал Петру, одному из своих наиболее продвинутых учеников, жить в Любви, ибо Любовь есть Бог. Многие смогут познать Бога только тогда, когда станут воплощением Любви, ничего не ищущей и не ожидающей взамен даже благодарности. Любви, которая спонтанно становится Жертвой и Служением. Когда Петр слушал наставления своего Учителя, он обнаружил новый источник радости, бивший ключом внутри него, он увидел новое значение слова "радость" (JOY по английски). J значит Иисус (Jesus), эта буква указывала ему на то, что прежде всего надо любить Иисуса. "O" значит "других" (others), кого следует любить после Иисуса. "Y" значит "себя" (yourself), кого нужно любить только в последнюю очередь. Но посмотрите на то состояние, в котором сейчас находятся люди. Они любят себя, затем других, а Иисуса в последнюю очередь!
Когда ум занят Богом, то объективный мир или природа, являющаяся всего лишь продуктом сознания, теряет свою весомость и человек, волна в океане, сливается со своим источником. Индивидуальное Я и всеобщее Я сливаются в Единстве. Каждая религия пытается представить эту основополагающую истину о Боге, Природе и Человеке. В сущности своей каждое вероучение освещает этот факт и дорогу Любви как средство слияния. Таким образом, следует уважать все религии и вероучения, Они маяки, ведущие путешественников по многим тропам ко Всеобщему Абсолюту.
Тело - храм Бога и, следовательно, оно должно поддерживаться незагрязненным болезнями и страданиями. Оно дано человеку не для того, чтобы угождать его эгоистическим капризам. Иисус освятил Свое тело, пожертвовав им ради спасения других. Он сознавал эту высшую цель и долг. С верой в единство человечества Он противостоял противникам и критикам и отражал их нападки. Каждый святой и пророк, прилагающий усилия с тем, чтобы духовно возвысить угнетенных и открыть глаза слепым на великолепие Бога и Его Милости, должен быть готов идти добровольно на самые большие жертвы. Он должен ожидать неприятностей и приветствовать возможность пожертвовать всем, к чему он привязан, когда защищает Истину и справедливость. Вера в Бога - то могучее основание, которое предохраняет человека от падения.
Иисус показывал и проповедовал силу веры и, в конце концов, принес высочайшую жертву - саму жизнь. Когда Его ученики стали бранить Его мучителей, то Его голос предостерег их от этого. "Сын Мой! Все едино, относись одинаково ко всем". Послав видение Павлу, который до этого поносил Иисуса, Он преобразил его, заставив раскаяться, и стать учеником, полным веры.
Сила Любви бесконечна. Она может победить все. Любовь может изменить сердце даже закоренелого врага. Это тот вид Всеобщей любви, который должен взращиваться каждым. В мире есть люди, исповедующие разные религии - Христиане, Мусульмане, Индуисты, Зороастрийцы и так далее. Между ними не должно быть никакой разницы или недоверия, ибо все они поддерживают Истину и Дхарму.
Сегодня мир терзается конфликтами и насилием. Мир и процветание могут явиться только тогда, когда люди повернут на путь любви и морали, будут вести осмысленную жизнь. Рассматривайте себя как воплощение Любви и посвятите свою жизнь, подобно Иисусу, служению вашим ближним.
Sanathana Sarathi, январь 1987
Бог Вечная Сила, Он Всемогущ, Всеведущ. Он - Причина и Следствие, Гончар, Глина и Горшок. Без Бога не может быть Вселенной. По Его Воле явилась Вселенная. Это Его пьеса, Проявление Его Силы. Человек воплощает Его Волю, Его Силу, Его Мудрость. Но он не осознает это величие. Облако невежества застилает Истину. Бог посылает мудрецов, святых и пророков для того, чтобы открыть Истину, и Сам является как Аватар, чтобы пробудить и освободить людей. Две тысячи лет назад, когда узость гордыни и толстый слой невежества загрязнили человечество, пришел Иисус как воплощение Любви и Сочувствия. Он жил среди людей, предлагая им высочайшие идеалы жизни. Вы должны обратить внимание на те уроки, которые преподал Иисус на разных стадиях своей жизни. Прежде всего Он объявил: "Я Посланник Бога". Да, каждая личность должна принять эту роль и жить как пример Божественной Любви и Милосердия. Гуру должен действовать как будильник. Он должен разбудить спящего, чтобы тот приступил к своим обязанностям. Как провозглашали Упанишады "Уттхишта! Джагратха". "Вставайте! Просыпайтесь!". И засвидетельствуйте, что Бог внутри, в каждой мысли, слове и поступке.
В этот день отмечается Рождество. Вспомните слова, которые Иисус произносил, советы, которые Он давал, предупреждения, которые Он делал и примите решение направлять вашу повседневную жизнь по проложенному Им пути. Его слова должны отпечататься в ваших сердцах и вы должны решиться осуществить на практике все, чему Он учил.
Существуют две точки зрения, которые борются, чтобы вы приняли одну из них - Парамартхика и Вьявахарика, Духовная и Мирская, основанная на Реальности и основанная на внешней Видимости. После того как эта беседа закончится, и вы направитесь из этого Здания Общежития в Прашанти Нилайам, представьте себе, что вы увидели как на дороге появилась змея. В действительности, это всего лишь кусок веревки. Но она выглядит как змея и вы чувствуете страх. Ваш страх не превратит веревку в змею. Когда вы посветите факелом, то обнаружите, что страх был на пустом месте, и что веревка всегда останется веревкой. Вселенная есть видимость. Реальностью же является Бог, Брахман. Когда сияет Свет Мудрости, открывается Истина. Вселенная - это скрытое Божество, это покров. Иисус говорил "Смерть есть Покров Жизни".
Иисус знал, что все происходит согласно воле Бога. Так, даже на Кресте, когда Он испытывал муки, агонии, Он не желал никому зла и призывал тех, кто был с Ним, рассматривать всех, как инструменты Его Воли. "Все одно, будь одинаков со всеми". Практикуйте такое отношение ко всему в вашей повседневной жизни. Конечно, очень трудно развить в себе непоколебимую веру в эту великую Истину. Как жаловался Арджуна, ум прыгает от веры к сомнению, от утверждения к отрицанию и это вызывает беспорядок и смятение. Но существует метод, при помощи которого с ним можно совладать.
Черная пчела может проделать отверстие даже в самом твердом дереве. Но если ее застигают сумерки в то время, как она сосет нектар из цветка лотоса, и его лепестки захлопываются над пчелой, она оказывается в заточении без всякой надежды на освобождение. Она не знает как обходиться с мягкостью! Точно так же, ум может демонстрировать свои трюки и своенравно скакать в любом месте, но будучи помещенным к лотосным стопам Господа, становится неактивным и безвредным. Для того, чтобы полностью предложить свой ум Господу, необходима глубокая отрешенность от мирских желаний. Поверхностное поклонение или напускная стойкость не принесут успеха. Для того, чтобы свалить твердое сандаловое дерево, необходим тяжелый стальной топор.
В этом привилегия данного этапа жизни - культивировать отрешенность, подчинить капризы ума и выявить Божественность, скрытую в вас. Эта Божественность, выраженная в действии, расцветает в любовном служении ближним и делает сердце чистым, свободным от гордости и алчности.
У Иисуса была определенная цель, когда Он странствовал двенадцать лет по пустынным местам, занимаясь учебой, духовными упражнениями и медитацией на Бога. Конечно, человек должен защищать и сохранять тело, которое является Божественным даром, судном, оснащенным приспособлениями, при помощи которых человек может пересечь Море Вечных Перемен и достичь Божества. Эта цель жизни должна быть достигнута раньше, чем судно - тело начнет течь и разваливаться из-за болезней, лени и дряхлости. Физическое, умственное и духовное здоровье должно взращиваться с неусыпной заботой. Тем не менее, человек должен быть всегда готовым отбросить тело, защищая Дхарму или Даива (Добродетель или Бога). Для этого примите Иисуса как свой идеал. Он призывал всех соблюдать все ценное из древних писаний, и черпать из них мир и радость.
Иудеи придерживались того мнения, что ритуалы и правила, записанные пророками в библейских текстах, ценны для всех времен и поэтому считали учение Иисуса неверным. Они не питали ненависти лично к Иисусу.
Такая проблема возникает в каждом веке - конфликт между буквой и духом - доктрины, которые считаются священными, Мантры или Формулы, которые считаются святыми, различные предписания, что надо и чего не надо делать, которым необходимо скрупулезно следовать, и Истина, сокрытая в глубине. В Ведическом Учении сейчас также можно обнаружить этот конфликт между приверженцами древних традиций и теми, кто выступает за более глубокое понимание. Последние также основывают свое учение на Ведах.
Наилучшим способом разрешить всю эту путаницу и конфликты, затрудняющие моральный, этический, материальный, технологический и духовный прогресс, является способность человека жить такой полной жизнью, какой он обязан жить, и подняться до Божественной высоты, которая и является его Реальностью. Это единое, вечное и универсальное учение. Мысли, которые рождает интеллект, следует отражать в виде чувств в разуме и претворять в действие при помощи рук. Мысль, слово и дело должны быть согласованы. Они должны взаимно дополнять друг друга. Признаком святой личности Манавы является "Манасьекам Вачасьекам Карманьекам", что означает, что "Ум, слово и поступок - одно". Все три едины, а не различны.
Рождество - это священнодействие, которое проводится по поводу рождения Христа. В основе своей это священный религиозный ритуал. И неверно рассматривать его как праздник, предназначенный для вина и танцев или даже воспоминаний об Иисусе. Этот день должен быть проведен в молитве, и не только один этот день. Взрастите в себе садхану (духовную практику) молитвы как нормальный образ жизни. Молитвы ради мирских целей не достигнут Бога. Они будут достигать только тех Божеств, которые имеют дело с подобными ограниченными сферами. Но все молитвы, исходящие из чистой любви, из бескорыстного желания оказывать помощь другим и из всеобъемлющих сердец, достигнут Бога. Ибо Бог является самим воплощением Любви.
Мы знаем, что можем видеть Луну только благодаря лунному свету. Точно так же Бог, который есть Любовь, может быть виден и познан только через Любовь. Любовь есть Бог, живите в Любви. Вот тот Завет, который Я даю вам.
Рождественская речь - 1980 (Выдержки из Sanathana Sarathi Февраль 1981)
РАССКАЗ ДОКТОРА ДЖОНА ХИСЛОПА О МАТЕРИАЛИЗАЦИИ КРЕСТА, ОСУЩЕСТВЛЕННОЙ САИ БАБОЙ
Вечером 1973 года перед Днем Махашиварати нам сказали рано утром, что нужно быть готовым для путешествия, и что когда машины будут готовы и загружены, мы узнаем место назначения. Свами решил, что с ним будет только небольшая группа людей, во время появления лингама.
Целью нашего путешествия был Бандипурский Заповедник для диких животных, находящийся в Бандипурском Лесу в нескольких часах езды от штата Мисор. Мы прибыли в Лесную гостиницу в ранний полдень. На следующее утро мы вернулись к нашим машинам и, направляемые лесниками, двигались по извилистым дорогам, надеясь на случайную встречу с каким-нибудь стадом лесных диких слонов. Пока мы двигались через леса и открытые области, мы надеялись заново пережить драматическую и восхитительную встречу, которая произошла у Бабы со стадом диких слонов, несколькими годами раньше, когда Свами и некоторые Его преданные совершали праздничную экспедицию по этому заповеднику. Однако на этот раз слоны оставались в своих укромных местах и не было видно ни одного из них. Но поездка по холмам имела другую более важную цель. Свами намеревался выбрать нужное место, где бы мы могли собраться во время сумерек для священного события - рождения лингама. Именно в связи с этим великим и наиболее таинственным событием, которое неизвестно во всем мире и лежит за пределами воображения, было создано это распятие.
Когда мы переезжали мост через песчаное русло высохшей реки, Баба показал, что место будет здесь. Он сказал, что мы все вернемся сюда сразу после наступления сумерек. Так мы и сделали. Остановив машины у обочины дороги, мы начали спускаться вниз на песчаное дно реки. Я был рядом с Бабой. Проходя мимо куста, Свами отломил две веточки, сложил их вместе и спросил меня: "Что это, Хислоп?"
"Свами, это крест" - ответил я. После этого Баба закрыл эти ветки пальцами и медленно подул три раза на Свой кулак в направлении между большим и указательным пальцами. Затем открыл Свою руку, показывая фигурку Христа, распятого на кресте и дал мне.
Он сказал, "Здесь изображен Христос таким, каким Он был в момент, когда оставил свое тело, а не таким каким Его воображают художники или как описывают историки. Его живот втянут и видны все ребра, так как Он не принимал пищи в течение восьми дней".
Я посмотрел на распятие, но не нашел, что сказать. Тогда Баба продолжил: "Этот крест сделан из дерева, взятого из того самого креста, на котором был распят Христос. Понадобилось некоторое время, чтобы найти это дерево после 2000 лет! Христос изображен здесь после того как Он умер. Это мертвое лицо".
Я заметил что-то странное и спросил: "Свами, что это за отверстие наверху креста?" Баба ответил, что первоначально крест вешался на столб.
Мы продолжили спуск вниз до самого русла реки, и затем Баба рассадил нас прямоугольником, во главе которого сел Он сам. Было видно, что тело Свами уже в схватках и группа сразу начала петь баджаны (священные песни преданности и хвалы Богу). Это продолжалось без перерыва до тех пор, пока лингам не вышел через рот Бабы и Он поймал его в шелковый платок. После того как все выразили восхищение, Свами отложил его в сторону. Затем перед Своими коленями Он сгреб маленькую кучку песка и пальцем нарисовал на ней какой-то контур. Несколько мгновений спустя Он опустил руку в песок и достал серебряную флягу, наполненную амритой. Потом Он сделал движение рукой и создал маленькую серебряную чашку. Каждый получил из Его рук порцию амриты, нектара Богов. Каким нежным и восхитительным был вкус! Он Неповторим. Этот вкус нельзя ни с чем сравнить.
Через несколько недель мы вернулись к себе домой в Мексику и вскоре стали свидетелями удивительной серии событий, связанных с этим распятием. Крест был так мал, что детали фигуры Христа были почти неразличимы. К нам домой приехал наш друг, Вальтер, и сделал несколько цветных фотографий распятия. Общая длина фигурки Христа была всего два с половиной сантиметра, и Вальтер должен был сделать некоторое увеличение для того, чтобы выявить детали. Когда он прислал нам отпечатанные образцы, мы с женой были поражены. Я написал ему письмо, в котором говорил, что если эти снимки разойдутся по свету, то они произведут сенсацию в мире искусства. Я уверен, что эта скульптура Христа величайшее творение когда-либо созданное. На мой взгляд, это самый необычный объект из тех, которые Шри Сатья Саи материализовал на радость своим преданным.
Несколькими неделями позже Вальтер и его жена вернулись с увеличенными цветными снимками креста. Эти фотографии были разбросаны на обеденном столе, на котором находился и сам крест, стол был расположен напротив большого окна, выходящего на море. Было около пяти часов вечера. Детали, которые открывали увеличенные фотографии, были столь необычны, что все находившиеся были сконцентрированы на этом удивительном изображении Христа, на таинстве и чуде Шри Бхагавана. В это послеполуденное время небо вдоль Мексиканского побережья было чистое и безмятежное. Но, вдруг, без всякого предупреждения, раздался сильный удар грома, и когда мы посмотрели в окно, то увидели вспышку молнии из темного облака, которое вдруг возникло там, где минуту назад было только чистое небо. Бешеный порыв ветра пронесся сквозь дом, открывая и затем захлопывая окна и двери с такой силой, что стекла чуть было не разбились вдребезги. Занавески летали в разные стороны. Мы были сильно напуганы таким поворотом событий, но моя жена сразу сказала: "Сейчас пять часов вечера, это время смерти Христа на кресте и то, что сейчас происходит описано в Библии". Позже она принесла Библию и мы просмотрели ее пока не нашли соответствующий параграф, в котором было написано, что в момент, когда Христос испустил Дух, поднялась страшная буря с громом и молниями, и ветер изорвал занавес в храме. Мы сделали вывод, что наблюдали чудо, полностью находящееся за пределами нашего воображения. Перед нашими глазами в сокращенном виде развернулись события, которые произошли во время распятия Христа. На следующий день газеты в Сан Диего содержали небольшие заметки, комментирующие неожиданную и таинственную бурю, поднявшуюся без всякого предупреждения на Мексиканском побережье близ Энсенады. Мы и наши друзья сделали вывод, что это краткое воспроизведение событий, происходивших почти 2000 лет назад в связи с распятием Христа, содержит в себе указание на то, что каким-то образом с этим маленьким крестом и фигуркой Христа, материализованными Бабой, связана огромная сила. Спустя год или около того, Хислоп, прежде чем выпустить свою книгу "Видение Божественного", показал Бабе заметку о тех событиях. После чтения заметки Баба сказал, что события происходили так, как это описано, и что придаваемое им значение верно.
Можно было подумать, что история с крестом на этом закончилась, но тем не менее она имела продолжение. В 1975 году я предпринял путешествие в Индию для того, чтобы посоветоваться с Бабой относительно организации Его поездки в Америку, в которую, как мы надеялись, Он отправится. Свами не был информирован о моем визите и был в путешествии, когда я прибыл. В этот день Он обедал с несколькими близкими преданными и сказал: "Хислоп только что прибыл в Бангалор и ждет".
Один из находившихся за столом (кто позже рассказал мне эту сцену) заметил: "Вы сделали распятие для него".
Баба ответил: "Да, Я сделал это для него. И когда Я искал дерево, то каждая частичка креста уже распалась на элементы. Я взял эти элементы и воссоздал заново необходимое количество материала для маленького креста". Очень редко Свами вмешивается в Природу, но, иногда, ради своих преданных Он делает это.
Из книги доктора Джона Хислопа "Мой Баба и я"
Все великие священные писания человечества пришли в этот мир через звук, через слово Бога. Это полностью справедливо и для древней Иудейской религии. Она была Божьим словом. Однако с течением веков человек вносил изменения в Библию, и её нынешние толкования проистекают из-за этих изменений. В самом начале существовали отличия между Иудеями и Христианами, но сегодня они уже не актуальны. Сегодня основой всего должно быть братство всех людей, основанное на божественной любви ко всему человечеству. Каждая религия должна следовать своим путем, а не идти путем, который принадлежит другим, и не является ее собственным. Следуйте своей собственной традиции, но не враждуйте с другими. Будьте мыслящими широко, какими и должны быть преданные.
"Библия, Коран, Веды, Грантх - все они отображают одно и то же мироздание. Все они следовали голосу Бога. Все они возникли из шепота Бога, который в чистых умах слушателей расцвел в восемь звуков, восемь букв, из которых возникли слова. Эти восемь звуков были гласными и согласными языка. Основа Иудейской религии в точности та же, что и в Ведах. Дыхание Бога, распознанное чистым вниманием древних пророков, было услышано как восемь звуков, и этим звукам были даны имена."
Из книги доктора Джона Хислопа "Мой Баба и я"
Повторение Божественного имени со зрительным представлением Божественного образа было известно с ранних дней Христианской эры. Сатья Саи говорил, что Иисус советовал своим преданным усвоить эту практику. Спустя несколько лет после смерти Христа, наставники христианских мистиков говорили: "Собери свой ум, заставь его войти в сердце вместе с дыханием и держи его там, но не оставляй незанятым, а дай ему молитву "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, буди мне милостив". Мистик, будь он в монастыре или в путешествии по различным местам должен был постоянно зрительно представлять себе образ Иисуса и повторять Его имя, наполняя его своей любовью к Иисусу.
Может возникнуть вопрос: "Какое имя и какой образ Бога использовать?" Так как Бог един и неделим, то хотя Он и имеет различные Имена и Формы в умах людей, Он полностью проявляется в любом имени и образе, которые мы приписываем ему. Рекомендация Сатьи Саи Бабы такова: "Возьмите то имя и образ Бога, которые вам наиболее дороги". Какое бы имя Бога ни было выбрано, Сатья Саи Баба рекомендует сопровождать это имя образом сознательно вами созданным. Например, имя Иисуса лучше всего сопровождать образом, созданным в своем уме, а не представлением образов, взятых с картин или скульптур Иисуса. Сатья Саи Баба говорит нам, что когда ум создает образ Бога, то он сам становится этим образом и Сам Бог наполнит этот образ Собой и Своей Божественностью.
Из книги доктора Джона Хислопа "Мой Баба и я"
Если ваш дом в огне, то вы можете попытаться спастись, выбежав из него наружу. Но если ваши органы чувств в огне, то как вы можете надеяться избежать огня? Сегодня такое происходит с духовно ищущими людьми - их органы чувств в огне. Сегодняшние саньясины (принявшие отреченный образ жизни) и садхаки (занимающиеся духовной практикой) позволили своим органам чувств гореть подобно пламени.
Свами рассказал один эпизод из жизни Христа. В Иерусалимском храме продавали голубей. Иисус вошел в храм и стал протестовать против торговли птицами в священном месте. Священники все вместе стали спрашивать Иисуса, какое Он имеет право протестовать. Тогда Иисус рассказал следующую притчу: "У крестьянина было два сына. Он приказал старшему сыну пойти и сторожить урожай в поле. Тот ответил, что не пойдет. Он велел младшему сыну пойти и тот согласился сторожить поле. Старший сын, хотя он сначала отказался идти, чувствовал, что он поступил неправильно, не послушавшись своего отца и поэтому он пошел на поле. Второй сын, несмотря на свое обещание, не пошел на поле. Иисус спросил священников: "Кто из двух сыновей подчинился приказу отца?" Они ответили: "Старший сын. Он поступил так, как ему приказал отец. Второй сын обещал пойти, но не пошел".
"Священники и учителя утверждают, что они придерживаются предписаний, заключенных в Священных Писаниях, но на практике не следуют им. Все вы поступаете подобным образом", - заявил Иисус.
Священники пришли в ярость и начали обвинять Иисуса в том, что Он проповедует против установленного вероучения и возбуждает недовольство властями.
Существует старая поговорка: "Истина рождает врагов. Неправда угождает многим". Истина не всегда приятна и поэтому возбуждает неприязнь. Ложь и неправда выглядят привлекательными и приятными. Тем не менее, люди должны придерживаться Истины ради собственной пользы. Говорить одно, а поступать по-другому разрушительно для собственного Я. Это противоречит священным писаниям. Каждый отдельный человек должен пытаться исполнять на практике хотя бы одну или две заповеди, которые он исповедует.
Sanathana Sarathi, Август 1989
Надо заметить, что несколькими веками ранее Христа, среди древних греков преобладал дух исследования. Сократ был великим учителем, который поощрял развитие исследовательского духа среди молодежи Афин. Он был настолько предан поиску истины, что предпочел смерть в своем родном городе, вместо того, чтобы спастись при помощи своих учеников. Он не придавал никакого значения жизни, собственности или имуществу.
Иисус так же не придавал никакого значения богатству или положению в обществе. Однажды, один богатый человек подошел к Иисусу, когда Он был в доме Марфы и Марии. Богач сказал Иисусу, что, хотя он богат, но ум его не спокоен. Его мучило беспокойство и он обратился к Иисусу, чтобы тот указал ему выход. Иисус сказал ему, "Есть простой способ, но последуешь ли ты ему? Ты копил богатство - и твои тревоги росли вместе с ним. Что ты собираешься делать со всем этим богатством, которое однажды ты должен будешь оставить? Раздай его бедным и нуждающимся и твое беспокойство рассеется. Накапливай вместо этого богатство Божьей Милости через любовь к своим ближним".
Вот послание, которое должно быть понято сегодня. Люди должны стремиться заслужить любовь Бога. Все другие виды богатств, включая богатство учености, ничего не стоят. Порицая богатых и служа бедным и больным, Иисус учил своих последователей новому образу жизни, основанному на вере в Бога. Начав свое служение как Посланник Бога, Иисус в конце его заявил, "Мой Отец и Я одно". Святой Павел, который вначале был ярым критиком Иисуса, стал первым распространителем Христианской веры после того, как он имел видение Христа во сне, в котором Иисус сказал ему, "Каждый человек есть искра Божья. Когда ты ненавидишь Меня, ты ненавидишь Меня, ты ненавидишь себя и ненавидишь Бога". Павел должен был встретить многие тяжкие испытания, распространяя послание Христа. Ранние христиане подвергались гонениям со стороны римских правителей. Но с течением времени христианская вера сама обосновалась в Риме, который стал центром Католической церкви.
Sanathana Sarathi, январь 1988
Христос утверждал, что Бог может быть познан только через любовь. Однажды один высокопоставленный священник обратился к Иисусу и спросил Его: "Ты царь Иудейский?" Иисус ответил: "Я так не говорил". Священник сказал Иисусу, "Ты смущаешь людей своими ошибочными учениями. Ты говоришь им, что каждый может взойти на небо только через тебя". Иисус сказал, что Он призывал людей искать Царство Небесное. Священник спросил: "Где это Царство?" Иисус ответил: "Царство Небесное внутри тебя, внутри любого человека. Когда Мое учение таково, то как Меня могут обвинить в том, что Царство Небесное может быть достигнуто только через Меня?" Почему Иисус имел такое мужество говорить подобным образом? Потому что Он провозглашал Истину. Истина рождается любовью, которая является следствием веры в Бога.
Где есть Доверие там есть Любовь. Где есть Любовь там есть Мир. Где есть Мир там есть Истина. Где есть Истина там есть Блаженство. Где есть Блаженство там есть Бог. Таков путь для развития веры в Бога.
Sanathana Sarathi, январь 1988
Сегодня святой день, в этот день родился Иисус. Он заявлял, что Он Посланник Бога. В действительности, все люди рождаются как Посланники Бога. Единственной целью этой человеческой жизни является прославление Вездесущности Бога, Его Могущества и Славы. Никто не воплощен здесь просто для того, чтобы потребить какое-то количество пищи и доставить удовольствие своим чувствам. Человеческая жизнь намного более ценная вещь, чем чувственные удовольствия. Вот почему только человеку дарована способность ценить красоту, истину и добро.
Когда Иисус объявил о том, что Он Сын Бога, Он получил право на Отцовское Величие и Силу. Он смог заявить это после того, как обрел те качества, которыми обладает Его Отец. В результате Он достиг слияния, саюджи, что привело Его к утверждению: "Я и мой Отец Одно". Священные писания говорят: "Брахмавид Брахмаива Бхаватхи" - "Тот кто знает Брахмана становится Брахманом."
Иисус Своим примером и учением вдохновлял все человечество быть великодушными и добрыми, беспристрастными и проницательными, нести всему Миру Свет и Любовь. Он привлекал людей чудесами, делал их своими учениками, с которых можно было брать пример служения человеку.
"Сатья Саи говорит"
Иисус был состраданием (Каруна) в человеческом образе. Он распространял дух Сострадания и дарил утешение нуждающимся и страдающим. Увидев мучения, которым подвергались птицы и звери в Иерусалимском Храме, Он сделал выговор продавцам и выгнал их вон. Он навлек на себя гнев священников. Хорошие дела всегда раздражают злых людей. Когда возникают трудности, не следует пугаться или позволять себе колебаться. Вызов дает радость, он пробуждает дремлющие источники силы и привлекает к себе Божью Милость для того, чтобы сделать более мощным усилие. Удовольствие возникает в промежутке между двумя усилиями. Человек должен бороться с трудностями, чтобы насладиться вкусом победы. Иисуса ожидало много труднейших препятствий, и Он не пасовал ни перед одним из них. Вот почему Его имя, Его жизнь и Его послание разлились ослепительным светом по всему миру.
Не только Иисус, каждый пророк, посланник Бога, Истинный Учитель и духовный Лидер должны продираться сквозь осмеяние, пренебрежение и гонения. Даже если бриллиант выброшен в мусорный ящик, его блеск останется, его ценность не уменьшится. Даже если сладкая тыква вырастет на заборе из колючек, ее вкус останется таким же, ее привлекательность не уменьшится. Даже если яйца павы высижены на насесте для домашней птицы, очарование этих птиц останется и их природа не изменится. Бог, находясь среди всего, никогда не может быть затронут чем-либо или отклонен со своего пути. Завистники засыпали оскорблениями Иисуса. Даже среди Его учеников кто-то предал Его, кто-то покинул Его. Люди, у которых преобладает эго, завидуют, когда видят величие и доброту. Но так как Према (Любовь) Иисуса не имела на себе ни следа эго, то Иисус был спокоен. Отсутствие любви окутано страхом. Любовь вселяет мужество и способность идти на риск. Она наслаждается отвагой. Если вы следуете за Учителем, то вы можете встретиться лицом к лицу с Дьяволом, биться с ним до конца и выйти победителем.
Любовь должна связывать вместе всех верующих. Не только верующие, но и неверующие должны быть любимы, и им следует служить, поскольку в них есть образ Божий.
Любовь должна проявляться в Служении, в Севе ("служение" на санскрите). Сева должна принимать форму пищи для голодного, поддержки для одинокого, утешения для больного и страдающего. Иисус изнурял Себя в такой Севе. Сердце, полное Сострадания есть храм Бога. Иисус молил о Сострадании. Сострадание было Его Посланием. Он глубоко огорчался, видя нищего. Сегодня Иисусу поклоняются, пренебрегая Его учением. Везде помпа, фикция, пустая зрелищность! Лекции, Лекции, Лекции! Пустая болтовня и ничего больше! Нулевое действие, нулевая любовь, нулевая Сева. Герои во время лекций, нули на практике. Развивайте сострадание! Живите Любовью! Будьте Добрыми, делайте Добро, будьте видящими Добро! Это путь к Богу.
ГОСПОДНЯ МОЛИТВА
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. (Мф. 6.9-13)
Аминь.
Таков славянский текст молитвы, принятый в русской Православной церкви. Она начинается обращением к Богу - Отче наш. Мы уже объясняли, что подобного обращения не существовало в Ветхом Завете, называть Бога "Отцом" мог только Сам предвечный Сын; и что в ранней новозаветной Церкви произносить молитву "Отче наш" могли только уже крестившиеся "верные".
Утверждение "Иже еси на небесех" (т.е. Который на небесах) означает, что Отец находится всюду и над всем, ибо небеса простираются над всей Вселенной и всю ее обнимают. Бог Отец не привязан к одному месту и не ограничен им, как боги язычников. Небесный Бог есть "Бог богов" (Втор. 10.17), "один Бог и Отец всех, Который над Всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4.6).
"Да святится имя Твое" - значит, что имя Бога свято и к нему должно относиться с уважением и преданностью. В ветхозаветные времена священное Божье имя "Ягве" ("Я Есмь") никогда не произносилось, чтобы оградить Его от осквернения и предотвратить нарушение заповеди:
"Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Бога напрасно." (Исх. 20.7)
"Да приидет Царствие Твое" - прежде всего это молитва о конце веков. Христиане ожидают конца мира, чтобы Царство Божье наполнило бы все творение Его божественной славой и божественным светом. "Гряди, Господе Иисусе! Маранафа!" - такова молитва верующих, последняя молитва Священного Писания (Отк. 22.20), призыв ко второму пришествию Господню.
Духовное Предание понимает слова "да приидет Царствие Твое" также как и призывание Святого духа всегда пребывать в людях Божьих. В своем толковании Господней молитвы св. Григорий Нисский говорит, что это прошение можно прочесть еще и по-другому, а именно: "Да низойдет Твой Святой Дух на нас и очистит нас", и что согласно Священному Писанию, присутствие Святого Духа в человеке и означает присутствие Христа и Царства Божия.
"Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе." (Рим. 14.17)
И, наконец, в молитве "да приидет Царствие Твое" мы просим, чтобы Царство Божье, которое не приходит "приметным образом" для неверующих, уже сейчас обитало таинственно и непобедимо среди христиан (Лк. 17.20-21).
Прошение: "да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли" - центр Господней молитвы, главное желание христиан. Об этом молился и это исполнял Иисус Христос, об этом же должны молиться и стараться исполнять Его последователи. Есть только одна цель молитвы, говорят духовные учителя, - это исполнять заповеди Божьи.
Бог от нас, человеков, не требует ничего другого, кроме одного того, чтоб мы не грешили. Но это только ненарушимое хранение образа и горнего достоинства, в коих стоя по естеству и нося светло-осиянную одежду Духа, мы пребываем в Боге и Он в нас, бываем по благодати Богами и сынами Божьими, и знаменуемся светом познания Бога. (Св. Симеон Новый Богослов, Х в., "Деятельные и богословские главы").
Они же считали, что молиться "да будет воля Твоя" значит совершать смелое и опасное действие, дерзать. Во-первых, потому, что произнося вслед за Христом эти слова, надо быть готовым, действительно им последовать, если Бог ответит на эту молитву и откроет Свою волю. Когда одного святого спросили, почему многие христиане бывают расстроенными, раздраженными, неуравновешенными и даже жестокими, Он ответил, что причина только одна: эти люди изо дня в день молятся "да будет воля Твоя", но на самом деле сами изо всех сил противятся Божьей воле, и поэтому всегда находятся в дурном расположении духа. Они стараются оправдать свои настроения и действия перед собственной совестью и перед другими, и никогда не пребывают в мире, ибо "страшно впасть в руки Бога живого" (Евр. 10.31).
Вторая причина, по которой молитва "да будет воля Твоя", как, впрочем, и всякая другая молитва, - требует от нас бесстрашия, это нападение дьявольской силы. Горячая молитва дает еще сильнее почувствовать силу и реальность духа зла, потому что дьявол хочет воспрепятствовать человеку в его усилиях осуществить Божью волю.
Если радеешь о молитве, то приготовься к бесовским наваждениям и терпеливо переноси бичевания их: ибо как дикие звери нападут они на тебя... Постарайся быть сколько можно смиренно мудрым и мужественным... кто претерпевает неприятное, тот не будет лишен чести и в приятном. (Св. Нил Синайский, V в., "О молитве").
Под хлебом насущным обычно понимают все наши телесные потребности и все, что нам нужно для поддержания жизни. Однако, согласно Преданию Церкви, это прошение, говорящее о на-сущном, то есть, сверх-сущном хлебе, надо понимать в первую очередь как моление о причастии Самому Христу, Который есть "хлеб жизни", хлеб Божий... Который сходит с небес и дает жизнь миру" (Ин. 6.33-36).
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6.14-15).
Притча Христа о немилосердном рабе говорит о том, что все одинаково нуждаются в прощении Божьем и должны молиться о нем. Бог может простить грехи и долги Своим рабам, только если они сами прощают своим братьям, не только на словах, но подлинно и истинно, "от сердца своего" (Мф. 18.35).
Не введи нас во искушение - не означает, что Бог искушает людей или заставляет их совершать злые поступки.
В искушении никто не говорит: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть. (Иак. 1.13-15).
Мы просто просим Бога не дать нам попасть в такое положение, где мы можем попасться греху. Мы молим об освобождении от обмана и суеты наших умов, сердец, от плотских вожделений и страстей, и чтобы Сам Бог сделался нашим убежищем и защитником (Пс. 90).
Избави нас от лукавого - буквально значит: "Спаси нас от дьявола". Мы уже знаем, что для человека существует только два пути: Бог - жизнь, или дьявол - смерть, и что избавление от дьявола и есть спасение от всякой неправды, глупости, обмана, зла и беззакония, ведущих к разрушению и смерти.
В заключении, используя мысль митр. Антония Сурожского, можно сказать, что Господня молитва содержит в себе смысл всей жизни человека. "Избавляясь от лукавого", человек избегает искушения, и поэтому испытывает чувство милосердия ко всем и сам получает прощение грехов. Будучи прощенным через милость к другим, он обретает все, в чем нуждается для жизни, свой "насущный хлеб". Будучи же питаемым Богом, человек исполняет Его волю, в чем реально и раскрывается Божье Царство, становится свято Его Имя, и человек, воистину показавший себя чадом Божьим, может призывать "Отче наш".