Упанишады
в переводе Шри Ауробиндо
Charter One. Section 1.
Часть первая: Pаздел I
Хари ОМ. В начале Дух был Один, и все это (вселенная) было этим Духом; не было ничего другого, что видело. Дух подумал: "Посмотри, Я сделаю себе миры из моего существа."
Вот те миры, что он создал: ambhar -- [мир] эфирного океана, maricih -- света, mara -- мир смерти и смертных вещей, apah -- мир нижнего океана. За пределами сияющего небесного свода находится эфирный океан, и небесный свод является его основанием и местом отдыха; Пространство -- это мир света; земля -- это смертный мир; и ниже земли находится нижний океан.
Дух подумал: "Посмотри, вот -- эти миры; и сейчас Я создам себе хранителей для моих миров." Поэтому он собрал Пурушу из этих океанов и дал Ему форму и субстанцию
Да, Дух стал сидеть над ним и из Него таким образом высиженного, прорвался рот, словно яйцо, вылупившееся и разбившееся; изо рта вырвалась речь, и из речи родился огонь. Прорвались ноздри, а из ноздрей Дыхание, а из Дыхания родился Воздух. Прорвались глаза, а из глаз Зрение, аа из Зрения родилось Солнце. Прорвались уши, а из ушей Слух, а из Слуха родились части света. Прорвалась Кожа, а из Кожи -- Волосы, а из Волос родились лечебные травы и все деревья и растения. Прорвалось Сердце, а из Сердца Ум, а из Ума родилась Луна. Прорвался Пупок, а из Пупка Апана, а из Апаны родилась Смерть. Прорвался орган удовольствия, а из этого органа семя, а из семени родился океан.
Charter One: Section II
Часть первая: Pаздел II
Там были Боги, которых он создал; они спустились в этот великий Океан и, Голод с Жаждой накинулись на них. Тогда они сказали Ему: "Скомандуй нам жилище, чтобы мы могли жить в безопасности и есть пищу."
Он принес им корову, но они сказали: "Воистину, это не достаточно для нас." Он принес им лошадь, но они сказали: "Воистину, это не достаточно для нас."
Он принес им Человека, и они сказали: "О, правильно хорошо сформированный! Человек действительно хорош и прекрасно сделан." Тогда Дух сказал им: "Войдите в каждого, согласно его жилищу."
Огонь стал Речью и вошел в рот; Воздух стал Дыханием и вошел в ноздри; Солнце стало Зрением и вошло в глаза; Части света стали Слухом и вошли в уши; Лечебные травы и растения, и деревья стали Волосами и вошли в кожу; Луна стала Умом и вошла в Сердце; Смерть стала апаной, нижним дыханием, и вошла в пупок; Океан стал Семенем и вошел в [детородный] орган.
Тогда Голод и Жажда сказали Духу: "Для нас также скомандуй жилище." Но он сказал им: "Поровну среди этих богов Я поселю вас; смотри! Я сделал вас участниками в их божественности." Поэтому какому бы богу ни приносилась бы жертва, Голод и Жажда уверенно имеют свою долю в этом приношении.
Charter One: Section III
Часть первая: Раздел III
Дух подумал: "Воистину это -- мои миры и их хранители; и сейчас я создам себе пищу для них."
Дух сидел в могуществе над океаном и из океана высидел [нечто] очень могущественное, родилась Форма. Посмотри, все это, что было рождено как форма -- это не более, чем Пища.
Пища, которая была создана, улетела прочь из Его власти. При помощи речи Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи речи, тогда человек насыщался бы просто произносимой едой.
При помощи дыхания Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи дыхания. Захвати Он это при помощи дыхания, тогда человек насыщался бы просто вдыхаемой едой.
При помощи глаза Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи глаза. Захвати Он это при помощи глаза, тогда человек насыщался бы просто видимой едой.
При помощи уха Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи уха. Захвати Он это при помощи уха, тогда человек насыщался бы просто слышимой едой.
При помощи кожи Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи кожи. Захвати Он это при помощи кожи, тогда человек насыщался бы просто прикасающейся едой.
При помощи ума Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи ума. Захвати Он это при помощи ума, тогда человек насыщался бы просто мыслительной едой.
При помощи [полового] органа Он мог бы захватить ее, но он не сумел захватить ее при помощи [полового] органа. Захвати Он это при помощи [полового] органа, тогда человек насыщался бы просто выделительной едой.
При помощи апаны Он мог бы захватить ее, и она была захвачена. Посмотри, то является захватывателем еды, что также есть Дыхание Жизни, и поэтому все, что является Дыханием, обладает своей жизнью в пище.
Дух подумал: "Без меня как все это будет?" и Он подумал: "Каким способом я войду внутрь?" Он подумал также: "Если выражение существует при помощи Речи, если дыхание -- при помощи Дыхания, если зрение -- при помощи Глаза, если слух -- при помощи Уха, если мышление -- при помощи Ума, если более низкие работы -- при помощи апаны, если выделение -- при помощи [полового] органа, кем тогда являюсь Я?
Существовала та граница, которую он рассек, она была рядом с той дверью, в которую он вошел. Это именно то, что называют воротами рассеччения; это -- дверь Его вхождения и здесь -- место Его восторга. Он имеет три больших дома в Его городе, три видения-(сна), где Он обитает, и о каждом в свою очередь Он говорит: "Посмотри, это мое жилише" и "Это мое жилише" и "Это мое жилише".
Теперь, когда Он родился, Он думал и говорил только о Природе и ее творениях; в этом мире материи о чем еще Он стал бы говорить или рассуждать? Поэтому он заметил это существо, которое является Брахманом и конечной Сутью. Он сказал: "Да, это Он, воистину, Я увидел Его."
Поэтому Он -- это Индандра; так как Индандра это истинное Его имя. Но хотя Он -- это Индандра, они зовут Его Индра из-за вуали Необнаружения; так как боги любят вуаль Необнаружения, да, воистину, боги любят Необнаружение.
Charter Two
Часть вторая.
В мужчине первый нерожденный ребенок произошел. То, в чем находится семя является силой и жаром его, что изо всех частей творения вытягивается вместе для становления; поэтому он нес себя в себе и когда он кинул это в женщину, именно себя он воспроизвел-(родил). И это -- самое первое рождение Духа.
Он стал одним "я" с этой женщиной, поэтому он не причинил ей вреда и она заботливо выращивала это "я" ее мужа, что получила в своем чреве.
Она [это тот, кто] заботится [о том, о чем] необходимо заботиться. Так эта женщиеа выносила нерожденное дитя и мужчина вырастил этого мальчика даже с самого начала, до того, как он родился. И тогда как он выращивал мальчика еще до того, как он родился, воистину, это был он сам, тот, кого ростили для продолжения этих миров и их населения; так как именно так нить этих миров накручивалась на нерушимое. И это -- второе рождение Духа.
Посмотри, это -- дух и внутреннее-"я" его и он сделал это своим vicegerenth для работ праведности. Сейчас это его другое "я", когда он сделел работы, [которые] он пришел сделать, и достиг своего возраста, посмотри! он поэтому уходит и также как он отделился, он рождается заново. И это есть третье рождение Духа.
Поэтому было сказано мудрецом Вамадевой: "Я, Вамадева, будучи еще во чреве матери, знал все рождения этих богов и их причину. В сотне городов железа они держали меня; я вырвался сквозь них всех в мои небеса." Пока еще он лежал во чреве матери, так сказал Вамадева.
И так как он знал это, когда струны тела треснули во все стороны, он вознесся вон в тот мир Рая и там обладает всеми желаниями, оставив смерть позади, да, он оставил смерть позади.
Chapter Three
Часть третья.
Кем является этот Дух, что мы восхищаемся Им? и который изо всех этих есть Дух? При помощи кого человек видит или при помощи кого человек слышит, или при помощи кого человек обоняет все виды запахов, или при помощи кого человек выражает ясность речи, или при помощи кого человек знает сладкое и горькое.
То, что является сердцем, является также умом. Понятие и воля, и анализ, и мудрость, и интеллект, и видение, и непрерывность цели, и чувства, и понимание, боль и память, и хотение-(желание), и оперирование мыслью, и жизненные силы, и требования, и страсть, все они, да все -- это просто имена Вечной Мудрости.
Это создающий Брама; это управляющий Индра; это Праджапати, Отец своих людей; все эти Боги и эти пять основных субстанций, как раз -- земля, воздух, эфир, вода и принципы сияния; и эти большие творения, и те малые, и семена каждого сорта; и вещи, рожденные из яйца, и вещи, рожденные трудом, и вещи, рожденные из чрева, и растения, что растут; и лошади, и скотина, и люди, и слоны; и все, что имеет крылья, и что не двигается; при помощи Мудрости все они управляются и имеют свою постоянную опору в Мудрости. Так как Мудрость -- это глаз этого мира, Мудрость -- это уверенное основание, Мудрость -- это Брахман Вечности.
При помощи силы этого способа и видения Высшего "Я" мудрец поднимается из этого мира, поднимается в этот другой мир Рая, оставив смерть позади себя, да, он оставил смерть позади себя.
Интернет-сервер по Интегральной Йоге, Содержание
e-mail: mailto:%20<olg@www.ivvs.ru>1999 май 31 пн. Aitareya Upanishad 10