ГЛАВА 1 Что такое Божественный Мрак
1.1.
"О пресуществснная, пребожественная и преблагословенная Троица,
христианского богомудрия наставница! Вознеси нас на неведомую, пресветлую
и высочайшую вершину познания Священнотайного Писания, где совершенные,
неизменные и под-линные таинства Богословия (997 В) открываются в
пресветлом Мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем
отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и види-мости наш
невосприимчивый к (духовному) просвещению разум озаряется ярчайшим светом,
преисполняясь пречистым сиянием!"
Да будут таковы всегда мои молитвы!
И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться
к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств
своих, и разума, н от всего чувственновоспринимаемого, и от всего
умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего несущсго, дабы в меру своих
сил устремиться к сверхъес-тественному единению с Тем, Кто превосходит
любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и
независи-мым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и
от всего сущего, (1000 А) то есть все отстранив и от всего осво-бодившись,
ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака.
1.2.
Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из не-посвященных,
под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему
миру, что возомнили, будто кроме есте-ственного не. существует никакого
сверхъестественного бытия, на-ивно полагая при этом, что благодаря своим
познаниям они могут уразуметь Того, Кто "соделал мрак покровом Своим". И
если посвященные в Божественные таинства превосходят подобных, то что
можно сказать о тех совершенных безумцах, которые Бога, то есть
запредельную Причину всего сущего, низводят из горнего мира в дольний,
полагая что Он ничем не отличается от (Пс. 17.12) множества созданных ими
богопротивных изваянии? А ведь им необходимо было бы знать, что псе законы
бытия утверждены именно Им, поскольку Он - Причина всего сущего, хотя в то
же время Он совершенно не причастен сущему, поскольку превосхо-дит все
сущее и сверхсущее; но пусть не думают они, что отри-цательные и
положительные суждения о Нем - самой высшей Причине, превосходящей даже
отсутствие бытия - исключают друг друга, поскольку Он превосходит любое
отрицание и любое утверждение.
1.3.
Вот и божественный Варфоломей утверждает, что Богосло-вие многозначно
и - недомыслимо, а Евангелие - величественно, велегласно и в то же время
немногословно, но, как мне кажется, в действительности этими словами он
хотел сказать, что Бог, как благая Причина всего сущего, велеречив и
вместе с тем немногословен и даже бессловесен, поскольку Он запределен
все-му сущему и существует вне слов и мышления; ясно же и истинно
открывается Он только тем, кто отвратившись от всего как чисто-го, так и
нечистого и пройдя все ступени божественных совер-шенств, оставляет все
божественные звуки, озарения, небесные глаголы и вступает во Мрак, где,
как сказано в Писании, воисти-ну пребывает Тот, Кто запределен всему
сущему. Так, например, божественный Моисей прежде всего получает повеление
не только самому очиститься, но и от неочищенных отдалиться, и только
после всех очищений слышит он громогласные звуки труб и видит множество
огней, блистающих ясным и лучезарным сия-нием; затем оставив и народ свой,
и даже избранных священни-ков, достигает он высочайшей вершины
божественного восхожде-ния. Но и после этого общается он не Лично с Богом
и созерцает не Его Самого, поскольку Он невидим, а только место, где Он
пребывает.
По моему мнению это означает, что все самое возвышенное и
божественнейшее из созерцаемого и мыслимого нами является сво-его рода
доказательством о бытии Того, Кто превосходит все сущее, то есть
доказательством, благодаря которому открывается истина о превосходящем
всякое разумение присутствии Того, Кто пребывает на умопостигаемых высотах
божественнейших селений Своих.
И вот, удалившись от всех, кто видел его и отрешившись от всего
видимого, Моисей вступает в глубину мистического Мрака неведения, в
котором у него прекращается всякая познавательная деятельность, совершенно
исчезает всякое чувственное и зритель-ное восприятие, н принадлежит он уже
не себе н не чему-либо сущему, но Тому, Кто запределен всему сущему, н,
таким обра-зом, только после того, как упраздни" всякое ведение, Моисеи
гос-подствующей частью своего разума соединяется с Тем, Кто недо-ступен
никакому познанию, в совершенном неведении обретает он сверхразумное
ведение.
ГЛАВА 2 Каким образом возможно единение с Причиной всего сущего
и как надлежит воспрославить Ее, превосходящую все сущее
Как горю я желанием достичь этого Мрака, дабы не-ведением и невидением
узреть и познать Того, Кто превосходит созерцание н познание даже в
невидении и в неведении! Ведь истинное познание, созерцание и
сверхъестественное славословие Сверхъестественного - это именно неведение
и невидение, дости-гаемое (постепенным) отстранением от всего сущего,
наподобие того, как ваятели, вырубая из цельного камня статую и устраняя
все лишнее, что застилало чистоту ее сокровенного лика, тем самым только
выявляют ее утаенную даже от себя самой кра-соту. И полагаю, что при
славословии Сверхъестественного отри-цательные суждения предпочтительнее
положительных, поскольку утверждая что-либо о Нем, мы тем самым от самых
высших свойств Его постепенно нисходим к познанию самых низших, тогда как
отрицая мы восходим от самых низших к познанию самых изначальных; таким
образом, мы отказываемся от всего сущего ради полного ведения того
неведения, которое сокрыто во всем сущем от всех, кто хотел бы познать
его, и ради созерцания того сверхъестественного Мрака, который сокрыт во
всем сущем от тех, кто хотел бы узреть его.
ГЛАВА 3 В чем суть катафатического и апофатического методов в
богословии
Итак, в "Богословских очерках", используя преиму-щественно
катафатический метод богословстования, я разъяснил, почему благая сущность
Божества почитается то единой, то тройственной; что означает отцовство и
сыновство; как объясняет богословие (похождение) Духа Святого; каким
обра-зом из недр невещественного н нераздельного Блага произошли
светообразныс (разумные) существа, которые творческой мощью совечных в
Своем единстве (Божественных Ипостасей) пребывают неизменными как по
отношению к Благости, так н но отношению к самим себе н друг ко другу;
каким образом преестественный Иусус всецело приобщился человеческому
естеству, н еще многие истины, о которых говорится в Писании, изъяснил я в
своих "Бого-словских очерках".
В сочинении "О Божественных именах" разъяснил я, почему в Писании Бог
именуется Благим, Сущим, Жизнью, Премуд-ростью, Могуществом н еще многими
умопостигаемыми именами.
А в "Символическом богословии" я объяснил, почему к Бог в Писании
прилагаются наименования явлении чувственновоспринимаемой
действительности, а именно: что означают свя-щенные изображения
Божественного тела, членов и органов; что такое Божественные селения н
небеса; что означают Божествен-ные гнев, скорбь и ненависть, опьянение и
похмелье, клятвы и про-клятия, сон, бодрствование н еще многие священные
образы сим-волического описания Божества.
И, полагаю, ты обратил внимание, что в последнем сочинении я гораздо
более многословен, нежели в первом; в самом деле, "Богословским очеркам" н
исследованию о Божественных именах надлежало быть менее пространными но
сравнению с "Символи-ческим богословием", поскольку чем выше возношусь я
мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт моего
(духовного) видения; подобно этому и теперь, погружаясь в сверхмыслимый
Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую
бессловесность и безмыслие обретаю.
В "Символическом богословии" по мере нисхождения от горнего мира к
дольнему н речь моя, соответственно, становилась все более многословной;
теперь же, по мере восхождения от дольнего ми-ра к запредельным вершинам,
речь моя становится немногословной, дабы по достижении конца пути обрести
полнейшую бессловесность, всецело растворившись в (Божественном)
безмолвии. Но почему же, наконец спросишь ты, положительные суждения о
Божественном начинаем мы с самого высшего утверждения, тогда как
отрицательные - с самых низших?
Так вот, утверждая что-либо о Том, Кто превосходит любое утверждение,
в своих суждениях о Нем нам следует исходить из того, что наиболее присуще
Ему по природе, а в отрицательных суждениях о Том, Кто превосходит любое
отрицание, следует на-чинать с отрицания того, что наиболее отличается от
Него по при-роде. В самом деле, ведь не в меньшей же степени является Он
жизнью или благостью нежели воздух или камень? И не более ли трезв Он и
беззлобен, чем мы можем сказать или помыслить об этом?
ГЛАВА 4 О том, что вследствие Своей запредельности Бог как
Причина чувственновоспринимаемого бытия не является чем-либо
чувственновоспринимаемым
Итак, я утверждаю, что Бог как Причина всего суще-го запределен всему
сущему; не будучи ни бессущностным, ни без-жизненным, ни бессловесным, ни
безрассудным, Он, тем не менее, не есть что-либо телесное, поскольку
форма, образ, качество, коли-чество н объем у Него отсутствуют и Он не
пребывает в каком-либо определенном месте; у Него отсутствуют как
чувственное, так и зрительное восприятие, ибо Он не только ничего не
воспри-нимает, но и не есть что-либо из чувственновоспринимаемого; Он не
подвержен болезням и свободен от смятения и волнений, являю-щихся
следствием возбуждения чувственных страстей, однако Он не бессилен, не
испытывает недостатка в свете и Ему не присущи непостоянство, изменение,
искажение, разделение, оскудение, и, об-общая: ничто из
чувственновоспринимаемого Ему не присуще и Он не есть что-либо
чувственновоспринимаемое.
ГЛАВА 5 О том, что вследствие Своей запредельности Бог как
Причина умопостигаемого бытия не является чем-либо умопостигаемым
Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог - это не
душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у
Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни
определить Его - невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни
малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни
покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не
является ни могуществом, ни светом; не обла-дает бытием и не является ни
бытием, ни сущностью, ни веч-ностью, ни временем и объять Его мыслью -
невозможно Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое,
ни единство, ни божество, ни благость, ни дух _ в том смысле как мы его
представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что
нами пли другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни
что-либо несущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его
бытии, ни Он не познает сущее н бытии сущего, поскольку для Него не
существует ни слов, ни наименовании, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни
за-блуждение, ни истин; по отношению к Нему совершен-но невозможны ни
положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или
утверждаем о Нем по анало-гии с тем, что Им создано, мы, собственно,
ничего нс опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной
Причины всего сущего превосходит любое утверждение н любое отрицание, и,
обобщая: превосходство над всем совокупностью сущего, Того, Кто запределен
всему сущему, - беспредельно. |