Упанишады
в переводе Шри Ауробиндо
Кена Упанишада
First Part.
Часть первая
Кем посланный падает ум в свою цель (мишень)? Кем заряженная двигается самая первая жизнь-дыхание по своему пути? Кем приведенное в движение, существует слово, что человек говорит? Что за бог предназначил глаз и ухо к их работе?
То, что является слухом нашего слуха, умом нашего ума, речью нашей речи, что также является жизнью нашей жизни-дыхания и зрением нашего зрения. Мудрые освобождаются за пределами [этого] и они уходят из этого мира и становятся бессмертными.
Там ни зрение не путешествует, ни речь, ни ум. Мы не знаем Это и не можем различить, как нужно учить Этому: так как То является отличным от того, что известно; Оно существует там выше неизвестного. Именно так мы слышали от людей древности, что провозгласили Это для нашего понимания.
То, что невыразимо словом, То, при помощи чего выражается [само] слово, знай -- Это является Брахманом, а не то, за чем люди следуют здесь.
То, что думает не при помощи ума, то, при помощи чего [сам] ум думает, знай -- Это является Брахманом, а не то, за чем люди следуют здесь.
То, что видит не при помощи глаза, то, при помощи чего видит глаз, знай -- Это является Брахманом, а не то, за чем люди следуют здесь.
То, что слышит не при помощи слуха, то, при помощи чего [само] слышыние уха слышит, знай -- Это является Брахманом, а не то, за чем люди следуют здесь.
То, что дышит не при помощи дыхания, то при помощи чего [сама] жизнь-дыхание ведется вперед в своих путях, знай -- Это является Брахманом, а не то, за чем люди следуют здесь.
Second Part.
Часть вторая
Если ты думаешь, что ты знаешь это хорошо, на самом деле ты [только] немного знаешь форму Брахмана, Ту [часть] из Этого, что есть в богах, именно это ты должен продумать. Я думаю [что] Это известно.
Я не думаю, что я знаю Это хорошо, но однако я знаю, что это не является неизвестным для меня, Тот из нас, кто знает Это, знает То; он знает, что Это не является неизвестным для него.
Тот [человек], кем Это не обдумывается, имеет мысль об этом; кем Это обдумывается, не знает Этого. Оно не известно для различения тем, кто различает Это, теми, кто не старается различить Это, Это различается.
Когда Это познаеттся путем восприятия, которое отражает Это, тогда человек имеет мысль об Этом, так как он находит бессмертие; при помощи [своего] я человек находит силу достигнуть и при помощи знания человек находит бессмертие.
Если человек придет к этому знанию, тогда он будет настоящим; если здесь человек не придет к этому знанию, тогда будет великая погибель. Мудрецы различают Это во всех видах становдений и они уходят вперед из этого мира и становятся бессмертными
Third Part.
Часть третья.
Вечное завоевано для богов, и в победе Вечного боги росли к величию. Это то, что они поняли - "Нашей является победа, нашим - величие".
Вечное знало их мысли и появилось перед ними, а они не знали, что это за могучий Демон.
Они попросили Агни: "О ты, который знает все проявленные вещи, изучи эту вещь, кем может быть этот могучий Демон", и он ответил: "Да будет так".
Он накинулся на Вечное и Оно спросило его: "Кто ты?" "Я -- Агни", он ответил, "Я тот, кто занет все проявленные вещи".
"Раз ты такой, что за сила в тебе," "Даже все это я смог бы сжечь, все, что есть на земле."
Вечный положил перед ним листок травы: "Это сожги", и он направился к этому со всей его скоростью, но он не смог сжечь это. Тогда он отступил и повернул назад; "Я не могу, насколько же силен этот могучий Демон."
Тогда они попросили Вайю: "О Вайю, распознай это, кем является этот могучий Демон." Он ответил: "Да будет так."
Oн накинулся на Это; Оно спросило его: "Кто ты?" "Я -- Вайю," он ответил," и я -- это тот, кто расширяется в Матери вещей."
"Раз ты такой, что за сила в тебе?" "Даже все это я могу взять для себя, все это, что есть на земле."
Это положило перед ним листочек травы. "Возьми это." Он направился к этому со всей своей силой и не смог взять это. Даже он тогда отступил, даже он тогда вернулся; "Я не смог различить Это, кем является этот могучий Демон."
Тогда они попросили Индру: "Хозяин изобилия, добудь [ты] знание, кем является этот могучий Демон." Он ответил: "Да будет так." Он накинулся на Это. Это исчезло перед ним.
Он в том же небе пошел к Женщине, как раз к Ней, которая сияла во многих формах, Ума, дочь снежных вершин. Ее он спросил: "Кем был этот могучий Демон?"
Fourth Part.
Четвертая часть.
Она ответила ему: "Это -- Вечный. Из Вечного происходит та победа, в которой вы растете к величию." Тогда только он пришел к знанию, что это был Брахман.
Поэтому существуют такие боги, словно они -- за пределами всех других богов, даже Агни и Вайю и Индры, потому, что они подошли ближе всего к прикосновению Этого...
Поэтому существует Индра, словно он находится за пределами всех других богов, потому, что он подошел ближе всего к прикосновению Этого, потому, что он первым узнал, что это Брахман.
Теперь вот -- указание на То, -- оно словно вспышка молнии, [осветившая] нас, или оно -- словно мигание глаза, так [происходит] в том, что принадлежит богам.
Теперь в том, что принадлежит высшему Я -- словно движение этого кажется, [что] ум достигает То, и при помощи его потом воля в мысли постоянно вспоминают То.
Имя этого есть -- "Восхищение"; как за тем восхищением, человек должен следовать за Этим. Тот, кто занет так Это, к нему, воистину, стремятся все [его] существования.
Ты сказал мне: "Расскажи мне Упанишады"; рассказанное тебе -- это Упанишады. Воистину Вечности принадлежат те Упанишады, которые мы рассказали.
Из строгости этого знания и само-завоевания и работ состоит основание, Веды являются всеми его членами, истина -- это его место проживания.
Тот, кто знает это знание, поражает зло [отгоняя] прочь от себя и в этом более обширном мире, и в бесконечном небе находит свою основу, да, он находит свою основу.
1999 май 27 чт.