Духовные наставления Шри Сатьи Саи Бабы
Настоящая брошюра представляет собой часть готовящейся к публикации более обширной работы - "Философская основа учения Шри Сатьи Саи Бабы". Теоретический базис учения Шри Сатьи Саи Бабы составляет философия Адвайта Веданты. Настоящая публикация включает в себя высказывания Шри Сатьи Саи Бабы, а также Его духовные наставления, отражающие Его философскую позицию. Учение Адвайта-Веданты о Единой Реальности, которая есть Атман (наше Высшее и Истинное Я) одновременно является и теоретической основой и конечной практической целью Интегральной Садханы Шри Сатьи Саи Бабы. Принимая за основу постулат о единстве всех людей как воплощений Одного Параматмана, человек способен развить в себе Божественную Любовь, претворяя в жизнь пять производных этой Божественной Любви, а именно, пять основных общечеловеческих ценностей: Истину (сатья), Праведность (дхарма), Умиротворённость (шанти), Любовь (према), Ненасилие (ахимса), и постепенно, начиная от осознания мира как объективной реальности, затем как творения Бога, прийти к конечной цели своего пребывания на земле - осознанию собственной Божественности через достижение Само-реализации.
Шри Сатья Саи Баба
Высшая Правда о Себе: "Я есмь Я"
Интегральная садхана Шри Сатьи Саи Бабы
Упадеша (духовные наставления)
Духовные наставления Шри Сатьи Саи Бабы
Не говорите Мне, что вас не волнует духовное блаженство, что вас устраивает пребывание в иллюзии и вы не желаете подвергать себя мукам лишения сна. Поверьте Мне, ваша истинная природа питает отвращение к этой тупой, тоскливой повседневной рутине: есть, пить и спать. Она ищет что-то, что, как она знает, имела и потеряла, - внутреннюю удовлетворённость. Она ищет освобождения от привязанности к мелкому и временному. Каждый в глубине своего сердца жаждет это. И эту внутреннюю удовлетворённость можно приобрести лишь в одном месте: созерцая Высшее Я, основу всей, кажущейся реальной видимости. Как высоко ни летала бы птица, рано или поздно ей придется сесть на вершину дерева, чтобы насладиться покоем. Точно так же придёт день, когда даже самый упрямый, самый неверующий, самый высокомерный, и даже тот, кто заявляет, что в созерцании Высшего Я нет никакой радости и умиротворения, взмолится, взывая к Богу: "Господи, даруй мне покой и утешение, силу и радость!" (3)
Как тело, ум или душа вы есть сон. То, чем вы являетесь в действительности, - это Сат-Чит-Ананда (Существование-Знание-Блаженство). Вы - Бог этой Вселенной. Вы её создаёте и вбираете в себя назад.
Чтобы приобрести вселенскую бесконечность, вам надо отказаться от жалкой; маленькой, ограничивающей личности. Бхакти - это не проливание слёз или любое иное отрицательное состояние. Это - когда видят единое всё во всём, что видят. Цели достигают через сердце. Следуйте за своим сердцем. Чистое сердце устремляется выше интеллекта, который вдохновляет сердце.
Всё, что мы ни делаем, обращается на нас самих. Если мы будем делать добро, мы будем иметь счастье, если зло - несчастье. Истинное счастье внутри вас. Внутри вас безграничный океан Божественной Радости. Ищите её внутри себя. Почувствуйте её, ощутите её! Она здесь. Это ваше Высшее Я. "Я" - это не тело, не ум, не интеллект, не мозг. Это не желание и не желание желать. Это не объект желания. Над всем этим Вы есть. Всё остальное - просто проявления. Вы предстаёте как улыбающийся цветок, как мерцающая звезда. Что в мире есть, что может вас заставить желать что-нибудь ещё? (1)
Пробудитесь! Пробудитесь! Вы спите, погрузившись в сновидения, уже столько жизней. Идите со Мной. Разделённость уже не стоит на повестке дня. Я отделил Себя от Себя, чтобы любить Себя больше. Опыт завершен. Я хочу, чтобы все Мои "я" вернулись и слились во Мне - Одном Едином Атмане. (6)
Пространство (акаша), заключённое в отдельном сосуде, должно стать единым с пространством, пронизывающим всю Вселенную, посредством отрицания ограничения, которое есть просто искуственное создание пребывающего в иллюзии ума. Привязанность к ограниченному должна уйти, и более низкий человеческий статус, который сейчас вас устраивает, должен уступить место безграничной Божественности, представляющей истинный статус человека. Это и есть та задача, для выполнения которой Саи зовёт вас; это и есть та работа, ради которой Я пришёл". (2)
"Не существует отдельно духовной жизни и отдельно мирской жизни. Не делите своё время на время для Бога и личное время для себя. Вы должны посвящать Богу всё своё время, всю свою работу.
Никаких долей и процентов! Никакого долевого распределения! Я хочу, чтобы вы запомнили... никаких долей и процентов! Не делите Бога ни с кем и ни с чем. Вы должны быть на сто процентов с Богом, только с Богом. Сто процентов Свами весь день, каждый день, всегда и везде.
Исполняйте свой долг в миру, уделяйте внимание своей профессии, заботьтесь о своей семье, но выполняйте всё это во имя Бога и для Бога. Предлагайте всё Богу как приношение. Вот что означает 'никаких долей и процентов". (4)
Однажды один последователь пожаловался Свами: "Свамиджи, жить духовной жизнью так трудно". "Нет, - сказал Он. - Это очень легко, проще всего остального". Он взял свой носовой платок и сжал его крепко в руке, затем сказал: "Видите, вот это трудно. Но духовный путь не такой. Жить духовной жизнью очень легко." Он разжал пальцы, и платок упал на землю. - "Видите, как это легко. Просто отпустить и не держать - это легко. Это всё, что нужно".
"Мир - это прочитанная газета. Как часто нужно читать и перечитывать одну и ту же газету? Газета сегодня - это макулатура завтра". |
Мы никогда не сможем перекрасить весь мир в розовый цвет, говорит Свами. Это невозможно. Но Он говорит, что мы можем надеть розовые очки. И тогда мир предстанет в розовом цвете. Если мы наденем очки любви, мы будем видеть повсюду только любовь. Если мы наденем очки божественного видения, мы будем видеть повсюду только Бога. Если мы будем продолжать носить мирские очки, то и будем продолжать воспринимать только мир. Как воспринимаем мы мир, когда находимся в миру, зависит от нашего выбора. Чем мы его считаем, тем он и предстаёт перед нами.
"Отречённость на самом деле заключается не в том, чтобы отбросить всё мирское, а в том, чтобы видеть в нём (мирском) божественность". |
Свами говорит, что всё, что может быть определено и описано, есть просто нама (имя) и рупа (форма). Нама и рупа - это только два из пяти качеств, которые составляют всё, что подлежит восприятию и познанию. В действительности всё, по Его словам, есть асти, бхати, прийя, нама и рупа. Асти, бхати и прийя означают: всё существует (имеет в своей основе неизменную истину), всё сияет (обладает самосветящейся лучезарностью), всё является притягательным (имеет своё божественное предназначение). Затем идут нама и рупа, которые всё время изменяются, как волны на поверхности океана. Но асти, бхати и прийя (или сат-чит-ананда), сущностная основа всего, не подвержены изменениям. Это и есть божественность. До тех пор пока мы будем воспринимать мир как мир имён и форм, его следует считать не реальным, а лишь игрой гун. Но если мы будем видеть повсюду только Бога, тогда и мир станет также Богом. Знаменитое утверждение Упанишад гласит: "Брахма Сатьям Джагат Митхья" - 'Бог реален, мир нереален'. Свами добавляет: "Джагат Брахма" - 'Мир также есть Бог'.
Такой недуалистический подход Свами называет сударшан. Оружие Кришны (диск - чакра) также называлось 'сударшан'. "Су" означает 'хороший', "даршана" - 'видение' (ударение на первом слоге). В Прашанти Нилайяме, как и во всей Индии, ежегодно проводится праздник колесницы, во время которого организуется красочное шествие, сопровождаемое пением ведических гимнов, бхаджанов, музыкой и танцами. В украшенной колеснице (двухэтажной повозке) везут изображение бога. На этом празднике, который имеет глубокий сакральный смысл (напоминать о том, что каждое тело, включая и тела животных, следует считать священной колесницей, в которой пребывает единая для всех божественность), присутствуют три типа людей, говорит Свами. К первому типу относятся те люди, которые пришли развлечься, послушать музыку, пение, посмотреть представления. У них физическое видение (мир как объективная реальность). Ко второму типу относятся те, кто любит религиозные ритуалы, участие в арати (приношение огня) и, в целом, ту религиозную атмосферу, которая сопровождает праздник. У них другое видение, более глубокое, связанное с религиозным чувством (мир как творение Бога). И наконец, говорит Он, идут те немногие, внимание которых всецело сосредоточено на Том, кто пребывает в колеснице, на Том, кого символизирует изображение. Для них существует только одна, пребывающая внутри Божественность. И тогда их видение включает всё, в том числе и эту праздничную суматоху со всеми её звуками, зрелищами и толчеей (мир как Бог). Это и есть сударшан, интегральное видение. Если вы обладаете таким видением, то вы видите Божественность везде, говорит Свами.
Существует два пути, два направления. Один - путь восхождения снизу вверх (от мира к Богу). Другой - путь нисхождения - сверху вниз (от Бога к миру). Свами показывает, что мы следуем одновременно двумя путями. Для того чтобы ходить, говорит Он, нужны две ноги.
Путь восхождения - сагуна, поклонение форме, подразумевает стремление достичь высот снизу. Путь нисхождения - ниргуна, отождествление с бесформенным, подразумевает безграничную Божественность (которая есть наша изначальная истинная природа) и нисхождение в мир воплощений.
"Вы все аватары", - заявляет Свами. - "Единственная разница между этим Аватаром (указывает на Себя) и этими аватарами (указывает на последователей) - это наличие некоторых дополнительных сил у первого". В другой раз, когда Его спросили: "Свамиджи, Ты ли тот Мессия, который пришёл, чтобы спасти всех нас?", Он также сказал: "Нет одного Мессии. В действительности вы все мессии. Здесь и сейчас вы обладаете силой, чтобы спасти себя и также помочь другим. Живите в Боге. Наполните ум Богом. Будьте Богом. Вы есть Бог. Осознайте это!" (5)
Последователь: Свами, как лучше всего относиться к миру?
Последователь: Свами, как отличить голос совести от других голосов?
Последователь: Что такое вера в себя?
Последователь: Свами говорит, что Бог это всё. Если всё - Бог, то значит, и тело - Бог?
Свами: Если вы будете думать только о Боге, тогда для вас всё будет Богом. Но вы сейчас думаете о теле, а не о Боге. Тело - это инструмент, храм. Оно состоит из материи, а материя всё время изменяется. Мир также всё время изменяется. Но Бог не подвержен изменениям. Бог - это Единый, неизменный Дух.
Последователь: А тело Свамиджи тоже всего лишь инструмент?
Свами: Тело Свами такое же, как и другие тела. Все тела всего лишь инструменты. Все тела не вечны. Они рождаются и умирают. Постоянным является Тот, кто пребывает в теле. Это Атман. Это вы. Это ваша истинная сущность. Вы есть Атман, а не это тело.
Последователь: Свамиджи, как подняться до такого высокого уровня? Как стать совершенным?
Последователь: Свамиджи, должны ли мы думать о Боге как об отце и матери?
Последователь: Свамиджи, если у меня постоянные взаимоотношения только с Богом, Божественностью, а все другие мои взаимоотношения не постоянны, временны, то должна ли я продолжать выполнять свои обязанности по дому и заботиться о семье?
Свами: Конечно, вы должны это делать. Это ваш долг. Выполняйте свой долг. Заботьтесь о семье.
Последователь: Даже если это уводит меня от Бога?
Свами: Нет, нет и еще раз нет. Ни в коем случае не бросайте семью. Вы должны заботиться о своём муже и детях. Выполняйте свой долг. Долг - это Бог. Работа - это поклонение Богу. Не отказывайтесь от исполнения долга.
Последователь: Но Свами, когда Бог зовёт меня?
Свами: Бог внутри вас. Он с вами. Он над вами. Он под вами. Он вокруг вас. Он не зовёт и не посылает за вами. Вы сами Бог. Всегда думайте "Я есть Бог. Я есть Атман. Я есть все". Думайте так и выполняйте свой домашний долг. Бог не посылает за вами и не зовёт, чтобы вы приехали к нему из какого-то места. Вы сами есть Бог. Он всегда с вами.
Последователь: Всё ли предопределено? Например, время, которое нам потребуется, для того чтобы слиться с Богом? Несёт ли человек на себе какие-либо знаки, указывающие, когда он окончательно сольется с Богом и достигнет самореализации?
Свами: Для Атмана не существует ни времени, ни формы. Он выше времени и выше формы. В Атмане все едины. Помните об этом единстве. Живите в этом единстве. Сделайте это своей целью. Все едины. Относитесь ко всем одинаково.
Последователь: Баба, какое взаимоотношение существует между Атманом и индивидуальной личностью?
Свами: Где Атман? Атман везде. Откуда вы это знаете? Вы не знаете? Всё, что вы сейчас говорите, идёт от вашего воображения. У вас нет практического опыта. Займитесь духовной практикой. Познайте это на опыте. Практикуйте это. Живите этим. Осознайте это.
Последователь: Но Свами, я хотел спросить; существует ли индивидуальное высшее Я, которое каким-то образом связано со мной?
Свами: Индивидуальная личность существует только в вашем воображении, в вашем уме. Это просто иллюзия. Это майя. Если есть только Атман, Один без второго, если Атман везде, то где же эта индивидуальная личность? Только в воображении. Реален только Атман. Осознайте это через медитацию.
Последователь: Так,значит, Свами, в действительности не существует никакого индивидуального высшего Я, связанного с этим телом, которое судит меня и руководит мной?
Свами: Вы всё еще на сто процентов находитесь на уровне телесного сознания. Устраните его. Избавьтесь от него. То, что останется, будет сознанием Атмана. И тогда не будет ни гнева, ни злобы, ни зависти, ни ревности, никаких желаний, никакого эго, только полная ананда, только блаженство, блаженство, блаженство; только чистая радость.
Последователь: Но что тогда при перевоплощениях рождается снова и снова?
Свами: Рождается тело. Рождение и смерть касаются только тела. Эго имеет отношение только к телу. И перевоплощение также относится только к телу. Не думайте о теле. Думайте об Атмане. Атман един. Он не подвержен изменениям. Для Атмана не существует ни воплощений, ни перевоплощений.
Последователь: Свами, существую ли я вообще как индивидуальная личность?
Свами: Я-я-я! Вначале вы должны узнать, кто есть я?
Последователь: Так что, Свами, получается, вообще нет ничего индивидуального?
Свами: Когда вы осознаете Атмана, тогда отдельной индивидуальной личности не будет. Отдельные личности можно сравнить с различными электрическими лампочками. Будет различие в мощности. Будут также различия в размере, цвете, форме, названии и сроке годности. Одна - лампа дневного света. Другая - лампа накаливания. Могут быть различия по виду, но везде один и тот же электрический ток. Этот электрический ток есть вы. Вы не являетесь лампочкой, отличающейся по виду от других лампочек. Вы - тот электрический ток, который один и тот же во всех лампочках. Вот кто вы.
Последователь: Свами, существует ли разница между мной и Богом?
Свами: Вы есть Бог. Вы не эго. Вы - Бог! Вы - Бог!
Последователь: Я Бог?!
Свами: Да! Да! Вы есть Атман. Вы не подвержены изменениям. Физическое эго не вечно. Физическое не есть Атман. Вы Атман. Вы Атман, не физическое. Вы - Бог. Думайте так всегда. Не думайте о теле. Думайте о Боге. Тело приходит и уходит. Для него существуют рождение и смерть. Но вы не тело! Тело это просто прах и тлен (rust and dust).
Последователь: Свами, я занимаюсь целительством, и я хотела спросить ...
Свами (перебивая): Исцеление приходит через Бога. Думайте о Боге. Бог это всё. Он сделает всё, что надо. Положитесь полностью на Бога. Вы можете говорить `Я исцеляю других`, но так говорит только эго. Исцеление не может прийти через эго. Думать, что вы исцеляете кого-то, очень вредно. Вы не деятель. Вы всего лишь инструмент. Всё делает Бог. Думайте только о Нём. Любите Его.
Последователь: Свами,как мы можем любить что-то, что не понимаем?
Свами: Развивайте веру в себя. Затем последует любовь. Она придёт естественно - изнутри. В этом случае любовь будет чистой. Ваше восхождение начинается с веры в себя (self-confidence) и заканчивается само-реализацией (self-realisation), осознанием Высшего Я. То Высшее Я и есть вы. Это Бог. Это То, что вы есть в действительности.
Последователь: Свами, значит, вера в себя означает веру в своё Высшее Я?
Последователь: Господь, я хочу прибыть к Тебе очень рано. Что я должен делать? Я готов. Я хочу прийти.
Последователь: Но, Свами, как нам развить эту бесконечную любовь? Как нам развить эту веру в себя и бескорыстную любовь?
Последователь: Свами, следует ли нам идти и рассказывать все эти вещи другим?
Свами: Не говорите много. Займитесь какого-либо рода садханой. Сначала делайте. Затем будьте. После этого вы можете говорить. Но только немного. Займитесь медитацией. Делайте всё с любовью. Будьте хорошими, воспринимайте хорошее, делайте хорошее. После того, как вы обретёте веру в себя и любовь к Богу, вы можете поделиться с другими. Но это хорошее правило - не говорить слишком много. Говорите очень мало, даже о Боге. Во время садханы у вас будет внутренний разговор с Богом. Вы отбросите все привязанности и будете привязаны только к Богу. Для этого важна чистота сердца. Там, где нет чистоты, нет единства. Без чувства единства вы не сможете достигнуть Божественности. Тогда вся ваша жизнь - пустая трата времени. Сначала чистота, затем единство - и вы осознаете Божественность.
Последователь: А чистота, Свами, приходит от бескорыстного служения (сэва)? От служения другим?
Свами: Да, чистота приходит от бескорыстной любви, от бескорыстного служения другим. Все - одна семья, служите всем. Не только членам семьи Саи, но всей семье человечества. Все - братья и сестры. Все едины. Относитесь одинаково ко всем. Это и есть единство: когда все люди - братья, а Отец - Бог.
Последователь: Свами, даже в такой стране, как Германия, где духовность не на высшем уровне ... ?
(Беседа Шри Сатьи Саи Бабы с западными последователями в записи А.Друкера. Кодэканал, 1985 г.)
Шри Сатья Саи Баба |
1. Bhagavan Sri Sathya Sai Baba. Letter to Elsie Cowan. (In: Sathya Sai Baba Society Newsletter: vol.3, No.11, November, 1985.
2. Bhagavan Sri Sathya Sai Baba. Sathya Sai Speaks: vol.3, pp.155-159. - P.N.: Sri Sathya Sai Books & Publications Trust.
3. God, Nature and Man. - 6535 Roveredo Gr (Switzerland): "Sathya Sai Seva" Foundation, November, 1985.
4. Drucker, Al. One hundred percent. (In: Love in Action: pp.33-51). - Hamburg: Meeting of Sai Organisations of Europe: May, 12-15. 1989.
5. Drucker, Al. Workshop on Spirituality. (In: Love in Action: pp.99-156). - Hamburg: Meeting of Sai Organisations of Europe: May, 12-15. 1989.
6. Thomas, Joy. Life is a dream, Realize it! : p.44. - Beaumont (California): Ontic Book Publishers, 1992.
Группа "Саи Веда"
Группа "Саи Веда", существующая с 1991 г. (в настоящее время при Херсонском Центре Шри Сатьи Саи Бабы), занимается исследовательской и издательской работой. В её задачи входит изучение, анализ и перевод на русский язык работ Шри Сатьи Саи Бабы и других авторов, несущих миру идеи Вечного Истинного Вероучения (Санатана Дхармы), а также составление и публикация пособий и разработок для духовной практики. Помимо настоящей работы
- "Духовные наставления Шри Сатьи Саи Бабы" этой группой были уже выпущены ранее: краткий справочник "Бхаджаны и ритуал в центрах Шри Сатья Саи Бабы", перевод книги Дж.Хислопа "Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой", а также
- Крийя Бабаджи "Кто есть Я?"
- "Гаятри и Саи Гаятри Мантры"
- "Саи Баба о духовном назначении Организации Сатьи Саи"
Готовятся к изданию указанные ниже (а также другие) пособия и переводы:
- "Организация Шри Сатьи Саи Бабы"
- "Философская основа учения Шри Сатьи Саи Бабы"
- "Духовная практика в центрах Саи Бабы"
- "Мантры, стотры, молитвы в центрах Саи Бабы"
- "Шива и Махашиваратри в центрах Саи Бабы"
- "Чудеса и Лилы Аватара"
- "Миссия Саи-Аватара"
- "Саи Баба и Адвайта Веданта"
- "Бхаджаны и ритуал в центрах Саи Бабы" - новое, исправленное и дополненное издание, включающее в себя около 200 лучших бхаджанов с русским переводом, глоссарием, обозначением повторов и смены мелодии (посредством сдвига строк), а также гармонии (аккордов)
- Дж.Хислоп "Беседы с Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой" - новое исправленное и дополненное издание, содержащее около 60 стр. нового текста бесед
- Дж.Хислоп "Мой Баба и я"
- Н.Кастури "Жизнь Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы"
- Диана Баскин "Божественные воспоминания о Сатье Саи"
Желающие приобрести имеющиеся, а также сделать заказ на готовящиеся к изданию книги могут звонить по телефону: Москва: (095) 407-71-95.